Дорог ли автомобиль в обслуживании? Чего ждать? Как считать?

Жизнь прекрасна! – радовался крокодил, переваривая нижнюю часть.
Похоже, – не стоило покупать крокодила! – грустно думала верхняя.


Вычисляйте стоимость содержания авто до его покупки.

Совсем недавно в России было вообще не модно думать о том, что после покупки автомобиль тоже требует расходов, что суммы эти весьма ощутимы (выражаются в цифрах с пятью нулями) и могут отличаться для разных авто в разы. И слова мои на тему стоимости содержания автомобиля долго были подобны гласу вопиющего в пустыне. Но, по мере просачивания в Сеть пары сотен тысяч страшных историй про финансово-экономическое пожирание автомобилем собственного владельца, по мере появления массы памятников этим событиям, активно врастающих в землю во дворах, народ массово пришёл к пониманию того, что расходы на содержание авто стоит как-то планировать до покупки. И это не замедлило отразиться на содержимом моего почтового ящика.

Раньше народ писал так.
- Предлагают Мицубиси Галант 2001 года. Что вы о нём думаете? Стоит ли брать?
А поелику о Галанте 2001 года мне думать никогда не случалось, и, понятное дело, ни в коем случае нельзя давать советов по поводу того, что стоит и чего не стоит делать, совершенно незнакомому человеку в отношении не вполне определённого объекта, отвечать было нечего. Так и приходилось отвечать, - мол, извините .... И всем от этого было хорошо.

Но времена изменились, и в конце каждого такого письма стала красоваться приписка “Дорог ли он в обслуживании?”. А поскольку на этот вопрос есть, что ответить, то отвечу на него здесь, сразу всем, один раз и навсегда. Читайте.


Почему-то никто не желает понимать 2 простые вещи. Во-первых, “дорого” и “дёшево” – понятия относительные (с чем сравнивать …), и уже это на корню убивает всякую возможность прямого ответа на подобный вопрос. А если ещё вспомнить, что у каждого разная ситуация …. Кто-то зарабатывает 20 тысяч, из которых 10 готов тратить на машину, а кто-то имеет 50, но тратить готов только 5. Во-вторых, моделей машин на рынке более 10 000, поэтому совершенно невозможно точно знать, сколько стоит содержание каждой. Если вам эти вещи понятны, – читайте дальше. Нет, – не тратьте зря время.

И заявляю прямо: мне лень нажимать на клавиши ради того только, чтобы поведать миру о том, как узнать стоимость обслуживания. Это было бы слишком просто, поэтому …

Речь будет идти именно о стоимости СОДЕРЖАНИЯ автомобиля, в которое входит и стоимость обслуживания, и стоимость возможного ремонта, и бензин, и налоги, и страховка, и потеря стоимости авто в процессе эксплуатации. Эти вещи зачастую стоят дороже, чем стоимость обслуживания, и в каких-то случаях должны влиять на выбор модели автомобиля в гораздо большей степени, чем пресловутая стоимость обслуживания.

Частенько народ звонит или пишет: “Хочу авто за 50 тысяч, ибо денег мало, а ездить как-то надо. Что бы такого приобресть?”. Понятно, что это не первой молодости Жигулёнок. Но есть вопрос о том, сколько же денег в месяц вопрошающий готов выделить на содержание авто. Обычно этот простой вопрос вызывает неопределённое мычание. Самые продвинутые говорят о сумме в 2-3 тысячи рублей. Тогда возникает вопрос о предполагаемом режиме эксплуатации. На что чаще всего начинают вещать, что, мол, нет смысла покупать машину, чтобы она стояла, а значит, будет ездить почти каждый день. В ответ приводится простейший подсчёт, почему-то удивляющий человека на другом конце провода. Если ездить, то сильно меньше 10 тысяч км в год не получится. А это тонна бензина, которая стоит 25 000 рублей, что уже составляет более 2 000 в месяц. А как-же транспортный налог, страховка, техническое обслуживание, текущий ремонт …? А если произойдёт авария, то будем выбирать между трёхмесячным голоданием всей семьёй и ремонтом авто?

Выходит, что на обычные Жигули, при не слишком интенсивной эксплуатации и некотором везении надо иметь 3,5-4 тысячи в месяц. А если не Жигули? А если ездить больше или меньше?

Также, упорное неприятие почему-то вызывает тот очевидный факт, что в Жигули, купленные в хорошем состоянии за полтинник, надо будет сразу после покупки, как минимум, тысяч 15 ещё вкладывать. Мол, не Мерседес …. И действительно – в иномарку обычно вдвое больше надо.

В общем, так … Стоимость всяких постоянных расходов (налоги, страховка, стоянка и т. п.), как и стоимость бензина, вы и самостоятельно прекрасно подсчитаете. Поэтому дальше мы будем говорить лишь о тех расходах, которые связаны с самим автомобилем и о том, как их спланировать до покупки.


Введём несколько понятий.

Цена и стоимость автомобиля, это разные вещи. То, как автор смотрит на эти понятия, достаточно подробно изложено здесь. Нет смысла повторяться. Читайте текст под заголовком “СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ”. Прочли? Отлично! Идём дальше.

Техническое обслуживание автомобиля. В него входят …

  1. Смазывание замков, петель и т. п.
  2. Замена смазки в шарнирах рулевой и трансмиссии, в электромеханических устройствах и т. д.
  3. Замена пыльников.
  4. Замена всех жидкостей и хладагента.
  5. Замена пробок радиатора и клапанной крышки, сливных пробок двигателя, КПП, раздатки и мостов, а также прокладок под ними.
  6. Замена щупов.
  7. Замена всех фильтров.
  8. Замена ремней, включая ремень ГРМ.
  9. Замена высоковольтных проводов и свечей зажигания.
  10. Замена тормозных колодок.
  11. Замена и обслуживание аккумулятора.
  12. Замена деталей системы безопасности, если такое предусмотрено инструкцией.
  13. Замена шин и дисков.
  14. Любые регулировочные работы (подвеска, клапана, карбюратор, свет, балансировка, …).
  15. Любые очистки систем (промывка инжектора, промывка системы охлаждения, разборка и очистка карбюратора, …).

Всё, что необходимо приобретать для вышеописанных замен и работ называют расходными материалами (расходники).

Текущий ремонт автомобиля. В него входит всё, что не требует ремонта либо замены основных узлов и агрегатов. Это ремонт и замена электрооборудования, сцепления, деталей подвески, выхлопной системы, системы охлаждения, системы управления двигателем, стёкол, деталей салона и т. д. также в это понятие входит устранение мелких кузовных дефектов. Таких, как царапины, вмятины и сколы на поверхности кузова.

Однако, если машина содержалась небрежно, то сумма необходимого ремонта может превысить 50 000 рублей (для дешёвых машин стоимостью до 300-400 тыся рублей) или 10% стоимости автомобиля. В этом случае ремонт машины следует считать восстановительным

Восстановительный ремонт механической части авто. Это ремонт основных узлов и агрегатов. Двигателя, КПП, раздаточной коробки, моста или редуктора, подрамника, балки крепления подвесок, рулевой рейки и т. п.

Восстановительный ремонт кузова. Со временем кузова автомобилей стареют и изнашиваются без всяких аварий. Это выражается в коррозии, образовании трещин, разъединении точек сварки и швов, а также в разрушении лакокрасочного покрытия (ЛКП). Те же дефекты могут быть следствием некачественного ремонта после ДТП. Устранение этих дефектов и является восстановительным ремонтом кузова. Иногда восстановить кузов до приличного состояния бывает невозможно или так дорого, что это теряет смысл.

Восстановительный ремонт после ДТП. Разделим последствия ДТП на 6 типов.

  1. Легчайшие. Когда все детали кузова восстановимы.
  2. Лёгкие. Когда замены требуют лишь пластиковые детали и оптика.
  3. Средние. Когда замены либо ремонта могут требовать навесные элементы: крылья, двери, капот, крышка багажника и стёкла.
  4. Тяжёлые. Когда дело коснулось передней или задней панели кузова, порогов, колёсных арок, замены (именно замены, а не рихтовки) привариваемых крыльев.
  5. Очень тяжёлые. Когда затронуы пол, стаканы, панель моторного отсека, крыша.
  6. Смертельные. Когда восстанавливать кузов нецелесообразно или даже это вообще невозможно.

Теперь, когда с понятиями разобрались, и, надеюсь, кое-что уже прояснилось, можно двигаться дальше. Поговорим о некоторых прописных истинах.


Первое, что надо чётко осознавать, это то, что содержание машины тем дешевле, чем она меньше и проще в техническом отношении. Так, например, Пассат 2001 года выпуска будет обходиться чуть дешевле, чем Ауди А4 того же года с тем же мотором, просто потому, что он проще технически. В свою очередь, содержание маленького Поло обойдётся значительно дешевле Пассата, но содержание маленького Порше будет дороже даже Ауди. Вот так всё запутано.



Любые автомобильные блага цивилизации требуют дополнительных расходов на содержание. Некоторых сначала удивляет наличие такой опции, как салонный фильтр, о котором они узнают в ходе поисков источника вони, а потом приводит в ужас его цена. Надо отдавать себе отчёт в том, что даже привычные кондиционер и ГУР являются сложными устройствами, детали которых изнашиваются и требуют периодических вложений. Также, они требуют и энергии для работы, которую вы получаете от сгорания топлива, за которое платите свои деньги.

То же касается размеров авто. На преодоление большего лобового сопротивления и перемещение веса тоже требуется больше энергии, добываемой из вашего кошелька. Также, требуется и больше денег на более крупные и выдерживающие большую нагрузку детали.

То же касается и мощного мотора. Он требует и трансмиссии, выдерживающей большие нагрузки, и большей прочности кузова, и больших тормозных механизмов, не влезающих в маленькие колёсные диски и т. п. А всё это в конечном итоге – больший вес, более дорогие материалы, и бензин. И всё из вашего кармана.

В общем, катание на санках предполагает таскание их в горку посредством собственной мускульной силы. Ну, вы помните ... Та же история с автомобилями. Чем больше, комфортнее, мощнее, престижнее и т. д., тем дороже.



Второе, это то, что дороговизна содержания русских машин есть миф. Любая иномарка обойдётся ещё дороже. Даже самая бюджетная. Кроме того, очевиден тот факт, что содержать русскую машину не в пример проще. Запчасти есть в наличии все, всегда и повсеместно, как и мастерские по ремонту. По этим причинам продукция ВАЗ была, есть и ещё долго, если не всегда, будет самой востребованной на местном рынке.

Третьим будет то, что старая тачка, но покруче, всегда обходится дороже свежей, но попроще. Скажем, покупая Пассат 2000 года выпуска за 350 тысяч, не надо надеяться, что он может обходиться столь же дёшево, как Логан 2009 года, который стоит столько же. Причина проста. Пассат за три года эксплуатации непременно потребует регулярного текущего и, скорее всего, восстановительного ремонта. Логан за те же три года будет требовать только ТО и, может быть, текущего ремонта, так как он втрое моложе. Выше вы видели разницу между этими видами ремонта.

Также, следует понимать, что машина, содержавшаяся небрежно (а это всегда очень заметно), обойдётся очень и очень ощутимо дороже той, которая обслуживалась по регламенту и с запасом. Это должно сильно влиять на стоимость автомобиля. Речь о том случае, когда менять надо так много всего, что текущий ремонт следует ситать восстановительным.

Машина, пережившая ДТП разной тяжести и последовавший ремонт, должна стоить сообразно имеющимся последствиям. Вам её тоже когда-то придётся продавать (вопрос потери стоимости), не говоря о том, что восстановительный ремонт такого авто может потребоваться значительно быстрее, чем целого, и значимо повлиять на стоимость содержания. Например, машина, побывавшая в очень тяжёлом (см. описание) ДТП, будучи даже хорошо восстановленной, должна терять от четверти до трети среднерыночной стоимости в сравнении с целым авто.



Крайне важно понимать то, что машина, побывавшая в тяжёлом или очень тяжёлом (согласно моей классификации) ДТП, уже не обладает той же безопасностью для водителя и пассажиров, как целая или побывавшая в более лёгких ДТП, как бы хорошо она ни была восстановлена.

Так что, тут дело не только в цене, а и в ваших целях. Может быть, вы хотите машину побольше и покруче, пренебрегая безопасностью в какой-то степени. Это столь же жизненная позиция, как и моя, согласно которой так делать крайне нежелательно по ряду причин, касающихся в числе прочего и невозможности точно спрогнозировать расходы на содержание такой машины.




С прописными истинами тоже разобрались, вроде как. Переходим к вещам более сложным для понимания.


Насчёт соотношения стоимости содержания и возраста авто не всё так однозначно. Существует достаточно чёткая граница, проходящая где-то по концу восьмидесятых и началу девяностых годов прошлого столетия. Поменялся подход к проектированию автомобилей. Началась технологическая гонка, приведшая ныне к гораздо меньшей степени надёжности и минимальным запасам прочности практически всех узлов и деталей автомобиля вследствие разных причин. Нам до этих причин дела не слишком много, но мы должны понимать, что, при прочих равных, скажем, Фольксваген Гольф 2 1992 года выпуска обойдётся однозначно дешевле третьего Гольфа, выпущенного в 1993 году. И чем дальше, тем больше. Поэтому приобретение машины 80-х годов в хорошем состоянии для того, кто ищет машину за маленькие деньги, это большая удача, но, к сожалению, и большая редкость.

Позже (следующий – в середине 90-х) тоже происходили качественные скачки, но они уже не были столь ощутимыми.

Надо заметить, что глобализация во многом нивелирует разницу между авто в средних и дешёвых ценовых сегментах. Поэтому у машин-одноклассников в этих сегментах сейчас больше внешних отличий, чем разницы в надёжности и стоимости содержания. Инжиниринг давно уже стал международным и довольно однородным методологически. Комплектующие тоже в одних и тех же местах заказываются, так что …. Но прошу понимать, что далеко не все блестящие и напичканные опциями китайские поделки достойны именоваться автомобилями. Поделок это заявление не касается, ибо они совершенно непредсказуемы.

Ещё более сложной для понимания вещью является наличие более или менее удачных моделей. Так, например, Мицубиси Каризма считается неудачной моделью, а последовавший за нею Лансер – одна из лучших моделей марки, как, кстати, и предшествовавший. Где вам взять объективную информацию на эту тему, честно говоря, не имею понятия. Видимо, оптимальным выходом является “вопросить тех мастеров, которым вы собираетесь доверить обслуживание и ремонт вашей машины”. Это очень важный момент для определения стоимости содержания (надеюсь, не надо объяснять, как “ломучесть” и ремонтопригодность машины влияет на неё), но ничего другого, кроме, разве что, ещё хождения по Сети в поисках жалких крупиц достоверной информации, придумать сложно в силу отсутствия какой-либо системы сбора подобной информации. У иностранцев кое-какая статистика есть, но верно её интерпретировать могут только профессионалы, применяя для каждой модели авто известные им поправки и коэффициенты.

И последнее, что надо понимать, это то, что не только цена, но и доступность расходников и основных запчастей в регионе, где автомобиль эксплуатируется, – важнейший фактор, который необходимо учитывать. Когда-нибудь привезут всё, но во что вам выльется простой? Сколько вы отадите таксистам? Сколько и каких дел не сделаете? Чего будете лишены? В общем, тут всё понятно, но почему-то об этом народ думает тоже далеко не всегда.


На этом теоретическая часть заканчивается и начинается практическая.


Бензин, страховку, налоги и прочие очевидные цифры вы, как мы уже говорили, посчитаете сами. Но про подсчёт стоимости всего остального поговорить стоит.

Определим средний срок владения автомобилем как 3 года. Посмотрите на auto.ru текущие цены и падение стоимости машин за этот период (покупая 2009 год, смотрим на 2006). Если таких нет, то смотрите на предыдущую модель и на одноклассников того же ценового сегмента. Берите за основу средние цены по стране или по Москве. Методика подсчёта цен описана здесь.

Ох, не зря выше был приведён столь подробный список расходников! И не зря давались списки и классификация ДТП. Для любого авто всегда узнавайте стоимость расходников и основных деталей, необходимых для ремонта после ДТП средней тяжести (бампер, решётка радиатора, фара, крыло, капот, лобовое стекло, дверь). Пишите список и проставляйте цены. Список можно прямо отсюда скопировать.

Если пробег автомобиля превышает 50 тысяч км, то выясняйте стоимость деталей для текущего ремонта. Вероятность, что они потребуются, к 100 тысячам километров пробега вырастает до 100%.

Если пробег перевалил за полторы сотни тысяч, то выясняйте стоимость деталей для восстановительного ремонта, ибо вероятность на него нарваться уже имеется значительная, а к 250 тысячам километров пробега приближается к стопроцентной.

Также, после четверти миллиона км, кузова начинают активно стареть. Старение кузова прогрессирует быстро. Сверкающий, намарафеченный для продажи автомобиль, через несколько месяцев может превратиться в ржавое корыто. Особенно, если бывал в ДТП. Это тоже нужно учитывать. Интересуйтесь стоимостью работ.

Информацию о ценах на запчасти и расходники вы можете без труда получить в Интернете, задав любимому поисковику вопрос “запчасти для …”. Можете позвонить в магазин и даже в мастерские, чтобы узнать ещё и примерную стоимость работ. Сам, помимо цен, всегда уточняю по телефону наличие запчастей и расходников, а также сроки их поставки.

Вышеописанное, вкупе с классификацией ремонтов и обслуживания, есть не что иное, как методика подсчёта стоимости содержания автомобиля в зависимости от пробега. Делайте так во избежание неприятных (как в эпиграфе) неожиданностей после покупки. Они, таки, случаются.

Являясь по случаю совладельцем шинопродажной конторы, имею возможность регулярно лицезреть немалое удивление владельцев древних джипов стоимостью комплекта шин с дисками в треть цены автомобиля. Да и не только джипов. Народ с Жигулей пересаживается на Форды, вроде как, тоже не слишком дорогие, но комплект шин 16-х уже на двадцатник тянет, вызывая у многих неизбывную тоску в организме и всяческое недовольство тяжёлой судьбой. Владельцев дорогущих новых авто тоже, бывает, впечатляет стоимость комплекта колёс под 100 тысяч. Мол, и так последние штаны сняли, чтобы за два “мульта” машину купить, а тут ещё и резина с дисками за сотку! Да задавись она, такая машина! Это, кстати, почти цитаты. Так и говорят.

Помните! Шины – самый дорогой расходник.


Может быть, у вас создалось впечатление, что здесь звучит призыв пересаживаться на дешёвые маленькие автомобили 80-х годов или на Жигули? Нет, конечно! Но у меня есть стойкое желание наблюдать вокруг себя полную гармонию всего со всем, имея от этого всяческое счастье и удовольствие. А гармония, на мой взгляд, это, когда шапки полностью соответствуют Сенькам, а Сеньки шапкам, что достигается, как правило, прикидками и примерками перед покупкой головного убора.

Автомобиль в большей степени, чем шапка, влияет на искомую гармонию в окружающей природе. Но только шапки мерят все поголовно, а стоимость содержания считают единицы. А почему? Это же неправильно! Поэтому здесь в очередной раз тихо звучит совет всегда делать следующее.

Каждый раз узнавайте про свою будущую машину те детали, включая размерность шин, которые необходимы, чтобы, пользуясь вышеприведёнными списками, составить список расходников и запчастей. Исходите из пробега. Узнавайте цены в первоисточниках. Не на форумах, а у тех, кто продаёт запчасти и производит работы. Пусть это будет даже по телефону, лишь бы было ... Считайте потерю стоимости и прочие траты. Прикидывайте стоимость километра пробега или года содержания (в зависимости от предполагаемого пробега) с учётом вероятного ДТП средней тяжести (никто не застрахован от водительской ошибки). Таким же манером оценивайте целесообразность страховки по КАСКО. Пишите цифры и оценивайте свои финансовые возможности. Время, потраченное на эти действия, окупится непременно. Времени на все эти действия требуется не больше, чем на прочтение данного текста.

Желаю плодотворно поработать с калькулятором или таблицами EXCEL.



P. S.

Не стоит забывать тот факт, что среднегодовой пробег авто сильно влияет на стоимость километра пути и на баланс значимости других расходов. Чаще всего самой большой статьёй расходов является топливо (в среднем – 30-50 тысяч в год), но, при очень малых годовых пробегах, значимость этой статьи расходов, понятное дело, падает. Замедляется падение стоимости самого авто (чем машина свежее, тем более ощутимо замедляется), уменьшается риск попасть в аварию. Растёт значимость ТО, так как его раз в год делать приходится всё равно, растёт значимость стоимости страховки, налогов и прочих постоянных расходов. При подсчёте просто нужно иметь в виду и не забыть учесть эти вещи.


P. P. S.

В Европах народ давно уже не пугает перспектива заняться подобной арифметикой. Там вообще иначе не поступают. Правда, у них существует куча всяких справочников и автоматических считалок. У нас, к сожалению, пока ничего такого нет, но, надеюсь, что примерную прикидку вам будет делать теперь легче. По крайней мере, есть списки, и есть понятная метода с привязками к пробегу.



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Hyundai Accent. Восстановительный ремонт неухоженного авто.

    Hyundai Accent. Восстановительный ремонт неухоженного авто. Эта статья могла бы называться как-то наподобие "Покупка полу-живого Хёндай Акцент и его восстановительный ремонт. Стоимость и методы, а также выводы". Можно было и иначе: "Чем чревата покупка убитого рыдвана за недорого".

  2. Продажа авто и налоги. Сумма в ДКП, декларации и прочее.

    Продажа авто и налоги. Сумма в ДКП, декларации и прочее. Сегодня речь пойдёт о том, что должен сделать гражданин России после продажи автомобиля. Должен ли он подавать декларацию или не должен? И, если должен, то когда? Какую сумму "нарисовать" в договоре купли-продажи (далее ДКП) и о прочих не безынтересных вещах, имеющих отношение к обязательствам, возникающим у граждан перед налоговой в момент подписания ДКП.

  3. И снова о халяве. О моей попытке купить авто по смешной цене

    И снова о халяве. О моей попытке купить авто по смешной цене Писал статью, вообще-то, о том, чего не надо делать. Эдакий, знаете ли, поучительный-назидательный пример из жизни. Но по написании, когда занялся правкой текста, пришла мысль, что тут нужны какие-то понятные признаки, чтобы каждый мог отличить разумное предложение от сказочного.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

февраль 2012
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: