Гитара. Типы, выбор, отстройка, устройство, как научиться...
Век свободы не видать из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне, перережьте вены,
Только не порвите серебряные струны!"
Незабвенный и неповторимый
Владимир Семёнович Высоцкий.
Так поговорим же о гитаре! Есть повод.
Здесь вы узнаете, какую гитару вам лучше купить. Сориентируетесь по ценам. Поймёте, как выбирать гитару в магазине и смотреть подержанную. Выясните, что надо сделать с гитарой сразу после покупки. И даже прочитаете, каким образом лучше всего начать учиться играть.
Сам я гитару взял в руки в детстве. Более сорока лет назад. Смотрел, как большие пацаны играют, и запоминал аккорды. Музыкантом не стал, хотя на сцену выходить в восьмидесятых годах доводилось. Но в последнее время совсем играть разучился. Теперь потихоньку восстанавливаю навыки. То есть, вышло так, что я учился играть дважды. И оба раза самостоятельно. Кроме того, недавно я проходил квест по выбору гитары для себя. А я ведь "застрял" на гитарах восьмидесятых годов! Пришлось разбираться с тем, что сейчас в природе есть, как оно звучит и сколько стоит. И разобрался. Поэтому считаю необходимым поделиться полученной информацией и выводами.
То, что вы здесь найдёте, я сам пол года назад искал. Но вот, чтобы всё это вместе в достаточно компактном и понятном виде... Чтобы прочесть один текст и увидеть в нём ответы на основные свои вопросы... Да такого теперь нет и быть не может! Просто потому, что ищущие есть, а тем, кто обладает знаниями, чтобы что-то такое написать, это просто не нужно. И вполне понятно, почему. Сейчас объясню.
Желающий самостоятельно научиться аккомпанировать себе на гитаре сталкивается с кучей проблем. Какую выбрать гитару? Сколько надо на это денег? Как её купить, чтобы она была нормального качества? Что потом с нею делать? Как самостоятельно научиться играть с минимальными временными затратами? Где взять тексты и аккорды? И это лишь краткий список основных вопросов. Если человек идёт в музыкальную школу или к частному преподавателю, то ему всё это рассказывают и помогают с выбором и покупкой инструмента. И пойти куда-то учиться, это, конечно, очень хорошо и правильно. Но что, если на это нет времени, денег или желания? А что, если просто физической возможности нет? Не везде в мире есть музыкальные школы и учителя музыки. А что, если чего-то из перечисленного или сразу всего этого нет, но петь под гитару всё же хочется? То есть, вот, когда нет желания стать музыкантом, но есть желание научится петь под собственный аккомпанемент к любимым песням. Ну а что сегодня делает человек, который хочет что-нибудь узнать? Он лезет в поисковик, набирает там всякие слова и читает то, что появилось в поиске. И это естественно, что же ещё ему делать? Но что он видит в поиске?
Он видит то, что, с целью продать ему гитару, написали, отсняли и выложили на всеобщее обозрение продавцы этих самых гитар. Ну а цель неизбежно накладывает свой отпечаток. Это ведь, на самом деле, не обучающие ролики и тексты. Это продающие видеоролики и тексты, замаскированные под обучающие (я и сам большой, аж 140 кг, мастер по части таких вещей). Стало быть, информации в них минимум, зато трюков, вызывающих желание совершить покупку прямо сейчас, в них максимум. Ну а, чтобы выудить из этих роликов и текстов имеющиеся в них крупицы информации (частенько бывает и так, что никаких крупиц информации там нет), необходимо обладать некоторым багажом знаний, которого, разумеется, нет у неофита. У меня есть, но всё же это была большая работа по сбору и обработке информации, результатами которой я и делюсь здесь с вами, надеясь принести тем самым некоторую пользу обществу.
Также, желающий что-то узнать про гитары видит всякое-разное на соответствующих форумах и комментарии к роликам магазинов. Но 99% тамошней пишущей братии состоит из тех же самых продавцов и людей, которые ничего не понимают в гитарах, но по неизвестным мне причинам высказывают мнения по самым разным вопросам. А несут они, по большей части, совершеннейшую чушь. Серьёзные люди, не будучи как-то заинтересованными, просто не идут на форумы, и я даже знаю, почему, но это не по теме сегодняшнего повествования. Нет, какое-то количество спецов там есть, конечно, но их очень мало. К тому же, совершенно непонятно, как человек должен отличить спеца от лжеспеца, если сам не ориентируется в вопросе.
Со всякими доступными курсами обучения ситуация, на мой взгляд, чуть получше, чем с информацией о гитарах, но, в общем, она такая же. Хорошие опытные преподаватели хотят получать плату за обучение учеников игре на гитаре или продавать свои платные видеоуроки, а не дарить всем желающим знания и умения за спасибо или вообще просто так. Альтруисты рискуют помереть с голоду, уморив заодно и своих близких, поэтому их в природе мало. А чуть лучше ситуация с курсами потому только, что самый действенный способ заманивания клиентов на обучение и видеокурсы тут следующий. Надо показать потенциальному ученику что-то реально полезное (несколько приёмов игры, теорию или упражнения, либо понемногу всего), чтобы он попробовал, оценил, убедился, что этот преподаватель реальные вещи может давать, и пришёл к нему учиться. Ну а поскольку у разных преподавателей, насчёт того, что именно следует показывать в целях привлечения клиентов, идеи тоже разные, кое-чего (даже, пожалуй, много чего) нахвататься в Сети можно и на халяву. Впрочем, за хороший видеокурс не грех и заплатить, знать бы ещё, который из них хороший... Да хотя бы просто подходящий!
Так что, если смотреть правде в глаза, нигде в Интернете вы не найдёте сегодня годных ответов на все свои вопросы в каком-то компактном виде. Либо надо всерьёз изучать тему по солидным толстым книгам, либо надо выуживать крупицы информации, перелопачивая дикое количество всякого мусора, в котором она затерялась. Вам это надо? Может быть... Ну а я эту работу уже для себя сделал, и грех не поделиться её результатами с читателями блога. Ну а вдруг вы хотите или завтра захотите научиться играть или уже умеете, но собираетесь купить гитару? А тут всё прямо на "блюдечке с голубой каёмочкой". Кушайте на здоровье!
Но сначала одна мысль
Давайте посмотрим, что человеку нужно для счастья. В сущности, у счастья пять составляющих. То, что даёт вам работа (деньги, положение, удовлетворение и т. д.). То, что даёт вам семья. То, что дают вам друзья. То, что даёт вам отдых. И, казалось бы, что ещё-то надо человеку? Но человеку для полного счастья нужно ещё то, что называют обычно "хобби". Это некое занятие, которое приносит удовольствие. Зачем? Дык, все остальные прелести жизни, при всей их необходимости и полезности, не приводят современного человека (по крайней мере, среднестатистического горожанина) к выработке достаточного количества эндорфинов, чтобы он был не только жив и здоров (а здоровья не будет без достаточного количества эндорфинов), но и счастлив.
Давайте нарисуем "портрет" идеального хобби.
- Чтобы можно было заниматься не тогда, когда надо, а, когда хочется. Нафиг нужно хобби, если требует действий тогда, когда хотелось бы, например, полежать на диване или свалить куда-нибудь в туманные дали?
- Чтобы не стоило бешеных денег. Ну, желательно.
- Чтобы было поменьше сопутствующих проблем.
- Чтобы от него всё же была какая-то польза. Нужно же вам какое-то оправдание для временны́х и трудовых затрат. Да и чувству собственной значимости потрафить тоже можно бы.
- Чтобы можно было демонстрировать друзьям. Должен же кто-то дать оценку. Во всяком случае, это приятно и полезно.
- Чтобы можно было бесконечно ставить себе новые цели. А то же ведь надоест, и придётся искать новое занятие.
Ну, наверное, основное всё перечислено. А теперь давайте посмотрим на гитару и пройдёмся по этим же пунктам.
- Висит она себе на стене или стоит в углу и вполне себе терпеливо ждёт, пока вы соизволите добыть её из чехла или кейса.
- Стоит гитара дёшево. Даже на рыбалку вы сегодня за две тысячи рублей снарядиться не сможете. А разумный диапазон цен для приобретения гитары любителем лежит в пределах от двух до семидесяти тысяч рублей. Содержание гитары не стоит почти ничего.
- Гитара доставляет минимум проблем. За нею, конечно, нужен уход, но, если сравнивать мои музыкальные увлечения с рыболовными...
...лодка на прицепе стоит в гараже. И всё это, помимо денег, требует обслуживания и вообще внимания. Как, кстати, и рыболовные снасти и лагерное снаряжение, занимающие два солидных стеллажа. С гитарами как-то проще. Они даже не подлежат государственной регистрации, а для игры на гитаре не требуется удостоверение музыканта, выдаваемое государственной инспекцией и обновляемое раз в десять лет. Ну, понятно, в общем. - Пение благотворно влияет на лёгкие. Игра на гитаре развивает и поддерживает моторные функции. Заучивание текстов и аккордов благотворно влияет на память и отдаляет многочисленные прелести пришествия деменции. Если вам этого мало, то вы получаете возможность доставлять удовольствие не только себе, но и людям, а также получаете массу комплиментов, что приятно.
- Вы можете демонстрировать друзьям и получать одобрение не только за своё постоянно возрастающее искусство звукоизвлечения. Но и саму гитару можно демонстрировать не хуже, чем стати вашей кобылы. Гитара красива, у неё меняется звук после установки новых струн и т. д. А иногда покупается и новая гитара. Но, ещё раз... Кобыла обходится много дороже. Да что там, кобыла! Даже собака дороже обходится! Я точно знаю. У меня есть и собака, и гитары.
- Совершенствование техники игры на гитаре практически не имеет предела. Как и возможность улучшения качества инструмента, на котором вы играете. Процесс продажи и приобретения нового инструмента интересен сам по себе.
Кроме того, гитары могут быть объектом коллекционирования. Могут сделать вас участником различных тусовок. Причём, как в Интернете, так и в реальной жизни. Вы даже можете стать участником или создателем музыкального коллектива.
Дык, это...
...выходит, что игра на гитаре может стать идеальным хобби. По крайней мере, у меня сейчас что-то в этом роде и вырисовывается постепенно. И подумал я об этом уже после написания и публикации этой статьи. И даже решил вставить эту мысль не в постскриптум, как обычно, а вот сюда, чтобы вы точно прочитали. Но давайте уже вернёмся к основной теме.
Как научиться играть на гитаре быстро и легко
Если вы собрались посвятить жизнь музыке, став профессиональным музыкантом, то вам всё, что тут написано, читать не нужно. Вам надо в музыкальную школу или к частному преподавателю. И это без вариантов. Это система ученик-учитель, система обучения и оценки его результатов, теория, специальные упражнения, конкурсы, выступления и т. д. А мы тут о другом. Мы здесь будем говорить исключительно о том, как самостоятельно научиться аккомпанировать себе на гитаре, причём, с минимальными усилиями и затратами. Не более того.
Первое, что надо чётко понимать, это то, что ничего сложного в том, чтобы научиться аккомпанировать себе на гитаре, нет. Для этого не требуется никаких специфических способностей. Никакого абсолютного слуха тоже не требуется. Если вам просто однажды медведь на ухо наступил, то ничего страшного в этом нет. Овладеть искусством аккомпанемента не сможет только тот, по чьим ушам раз в неделю стадо слонов ходит. Да и то шанс есть, если обе руки целы и находятся в рабочем состоянии. Если вы, когда неверно поёте (или кто-то рядом сфальшивил), слышите это, то слуха вам точно хватит. Ну а чувство ритма тренируется довольно легко. Редко, кто вообще им не обладает. Так что, с вероятностью в 99% вы научиться играть на гитаре можете. Было бы желание.
Далее будут применяться некоторые термины. В данном случае от них не уйти. Если вы не знаете, что они значат, то посмотрите в Интернете. Я не стану "утяжелять" текст общепринятыми определениями, по которым не существует разночтений и различных мнений. Также, я не вижу смысла подробно рассказывать здесь про постановку рук, настройку гитары и всё остальное, что находится в поиске легко и просто да ещё и с видеороликами. Всё, что следует найти в поиске, если не знаете значения слова или фразы, будет выделено вот таким образом. И можете не сомневаться, так как я проверил наличие и доступность информации.
Однако приступим...
Я не вижу никакого смысла в том, чтобы делать какие-то специальные упражнения и просто так учиться ставить аккорды и изучать аппликатуры. На мой взгляд (а существует и прямо противоположное мнение, причём, более авторитетное, чем моё), надо сразу пытаться играть, пусть и простенькие, но песни. Ну, коль у вас цель — аккомпанемент, то именно им и следует сразу заняться. Нет, если вы собираетесь стать виртуозом, то, конечно, надо начать с теории и нотной грамоты, сольфеджио-арпеджио и прочего, что вам для этого понадобится. Но, если ваша цель — только аккомпанемент...
...надо выбрать несколько песен (с этим помогу, если надо), которые нравятся настолько, чтобы хотелось их петь и играть. Но таких, которые играются на открытых аккордах(или открытых струнах), то есть, без баррэ.
Для этого достаточно знать аппликатуры следующих аккордов: Am, A, A7, Dm, D, Em, E, E7, C, G. Числом десять! Посмотрите, что это. Набирайте в поиске "аппликатура аккорда ... (вместо точек вставляйте по очереди вот те латинские буковки)" И не надо их учить отдельно! Просто пытайтесь играть песни. Поверьте, через пару недель вы уже будете себе аккомпанировать. И не торопитесь, играйте медленно. Скорость перестановки пальцев придёт сама. Лучше добивайтесь, чтобы все струны звучали чисто.
Для пущего удобства следует загнать слова песни с аккордами в Word или PDF, а сверху или сбоку на этом же листе расположить аппликатуры аккордов, чтобы были всегда перед глазами. Такие листы следует распечатать и по ним играть. Это самый удобный вариант.
Кроме того, я, например, постоянно пользуюсь сервисом сайта amdm.ru, где есть списки песен с аккордами и аппликатурами, а также возможность прокрутки и смены тональности. Оттуда же я и тексты с аккордами и аппликатурами в Word копирую. Правда, частенько правлю всё это.
Кстати, у меня накопилась уже довольно солидная куча песен в Ворде. Есть там и подходящие для обучения. Ежели вам это надо, то напишите мне письмо с просьбой оную кучу песен вам выслать. Я упакую и вышлю вам архив с песнями.
Ну, это всё было про левую руку. А для правой руки сначала почитайте и посмотрите, что такое гитарный бой или бой на гитаре. Потом, когда научитесь играть боем и зажимать аккорды так, чтобы звучали все струны, доберётесь до перебора. Наберёте в поиске "перебор гитара" и всё найдёте.
Однако рекомендую сразу же ставить руки правильно. Так, как учат в музыкальных школах. Это пригодится, кода вы пойдёте дальше вышеназванного десятка аккордов. Баррэ и прочие сложные телодвижения вам просто не удастся совершить иным способом. Чтобы потом не переучиваться, лучше сразу ставить руки правильно и следить за этим. Но, опять же, не нужны вам никакие упражнения, просто пытайтесь брать аккорды и играть песни, но следите за постановкой рук. Чтобы узнать, как ставить руки, набирайте в поиске "постановка левой руки на гитаре" и "постановка правой руки на гитаре". Вам хватит просмотра пары трёхминутных роликов, чтобы навсегда запомнить, как ставить руки. Сложнее будет заставить себя применить это всё на практике, так как проще хапнуть гриф "дворовым хватом", упёршись в его тыльную сторону ладонью, а не большим пальцем. Но, поверьте, тут вариантов у вас нет. Руки лучше ставить правильно сразу.
И ещё следует определиться с посадкой. Во всяком случае стоит почитать про то, какие варианты в природе есть, чтобы по ходу дела решить, что вам больше нравится. Не надо ничего тут изобретать. Всё уже придумано. Наберите в поиске "как держать гитару", и наслаждайтесь. Да, и важно, чтобы ваша посадка, какой бы она ни была, обеспечивала возможность держать во время игры обе руки согнутыми в локтевых суставах приблизительно под прямым углом (девяносто градусов). Для этого обычно требуется приподнять гриф и чуть подвинуть его от себя. Но это, конечно, хорошо когда вы в "тепличных" условиях. В реалиях жизни гитаристу далеко не всегда удаётся сесть правильно. Но, поверьте, учиться лучше, сидя правильно. А неправильно сидеть и держать руки вы потом научитесь. И очень быстро. Но навыки, полученные от игры при правильной посадке и постановке рук, уберегут вас в любой ситуации от фатальных ошибок и конфуза.
Не хотел, но если всё же говорить о рекомендациях, то я как-то больше попадал на толковые статьи на сайте pereborom.ru Может быть, есть и лучше, но то, что я там просматривал, было очень даже по делу и неплохо иллюстрировано. Правда, кое-что я счёл избыточно сложным в части подачи материала.
О настройке гитар вы и без меня прочитаете. Да и нет в ней никакой премудрости. Кроме одной. Мне, например, не удалось быстро найти программу под Андроид для настройки гитары, которая была бы и удобна, и работала бы хорошо. Перебрал их с десяток. А вот некая Guitar Tuna (значок в виде зелёного медиатора) прямо-таки радует, несмотря на свою бесплатность и доступность на Плэй Маркете.
Нет, конечно, я умею настраивать гитару даже просто на слух, что и делал всю жизнь. Но, во-первых, лень, зависть (другие-то вон, как лихо пользуются прибамбасами всякими!) и любопытство никто не отменял законодательно. Во-вторых, вы попробуйте настроить гитару на слух, когда все вокруг орут, как потерпевшие, бегают тудым-сюдым, как оглашенные и вообще... Или попробуйте остановить эту "вакханалию" каким-то иным способом, кроме начала песнопений под гитару. А какие могут быть песнопения, если инструмент расстроен? Замкнутый круг... А Guitar Tuna работает даже в шумном помещении. И, честно говоря, я не понимаю, как она что-то слышит, когда я уже не слышу ничего. Но она, таки, слышит.
Нет, конечно, я знаю, что в природе есть очень удобные, все из себя распрекрасные и недорогие тюнеры. Но таскать собою ещё одну какую-то хрень, кроме смартфона... А она же ведь ещё с батарейкой, которую надо менять... Чур меня! Я уж лучше на слух гитарку настрою. Но вам, ежели есть такое желание, никто не запрещает возить с собою даже и садовую тележку с гаджетами, зарядниками и батарейками. Да хоть самосвал!
Собственно, это и всё. Дальше вы без проблем пойдёте самостоятельно. Причём, освоив десяток указанных выше аккордов, вы уже сможете играть много всякого. Есть масса хороших песен, которые можно сыграть всего на трёх-пяти аккордах.
И последнее. Вы помните, как вы учились ходить? Нет? Тогда вспомните, как это делали другие дети. Дети пытаются ходить до тех пор, пока не научатся. И, поверьте, вы научитесь аккомпанировать себе на гитаре гораздо быстрее, чем научились ходить. Просто проявите упорство. Посвятите гитаре хотя бы пол часа в день, и вы очень скоро удивитесь результатам, не говоря уже об окружающих.
Как выбрать первую гитару. Да и не только первую...
Главное тут вот, что: не пытайтесь найти в Интернете советы на эту тему. То же касается и каких-то общепринятых канонов. Я сам долго и упорно пытался найти хоть что-нибудь дельное. Не надо повторять мой "подвиг". Ни к чему, кроме траты времени, вас это не приведёт. Но я сейчас расскажу вам, как выбрать. Только это не совет по выбору какого-то типа инструмента. Это схема действий, которая позволит вам сделать верный выбор самостоятельно.
Вам надо сначала определиться с тем, какой тип звука вам больше нравится. Да-да, именно так, какой тип звука лично вам по душе, а не дяде Васе из соседнего подъезда (с форума, из магазина, курсов...). А тип звука определяется тем, какие стоят на гитаре струны, металлические или нейлоновые. От этого же и конструкция гитары зависит. Вы должны понять, что вам ближе, мягкий и благородный звук нейлона или громкий звон металла. И тут стоит сказать, что есть серьёзные музыканты, которые не могут окончательно определиться с этим всю жизнь. Да это и не обязательно для них. А вот вам обязательно, ибо надо же с чего-то начать. Поэтому послушайте и то, и другое. Лучше "живьём", но, если нет такой возможности, то послушайте хотя бы записи. Если определились сразу, это очень хорошо. Если же нет, то просто примите волевое решение. Однако, если дойдёт до волевого решения, помните, что гитары c металлическими струнами принято считать более универсальными и менее сложными в плане звукоизвлечения. И оно вовсе не зря так принято, хотя мне, например, нейлон нравится, как и моим близким.
Что до меня самого, то у меня две гитары. Как вы уже, наверное, догадались, одна со стальными струнами, а другая с нейлоном. Здоровенный громкоголосый дредноут с толстыми жёсткими струнами и классическая гитара со струнами среднего натяжения. И я пока не могу определиться, так как что-то мне больше нравится играть на одной гитаре, а что-то — на другой. И в этом, как мне представляется, отчасти виновата красота дредноута. Большой, жёлтый, окантовка, инкрустации, накладка чёрная, колки блестящие, струны толстые... Впрочем, я не уверен в том, что мне вообще надо определяться. Может быть, следует всё оставить, как есть, просто сменив оба инструмента на лучшие. Или только классику сменить... Или просто ещё одну гитару купить... Но я-то не очень начинающий. Мне можно так ломаться. А кто-то стоит перед необходимостью выбирать.
Я видел в Сети много всяких сказок по поводу того, что от твёрдых металлических струн пальцы больше болят, чем от мягких нейлоновых. Не обращайте а это внимание. Пальцы у вас будут болеть от любых струн. Это просто надо будет пережить. Поболят-поболят и перестанут. И ещё у вас будут немного побаливать мышцы на большом пальце и, вероятно, запястье в области сустава. Но облегчить себе жизнь, таки, следует.
Единственное действенное средство для уменьшения боли в пальцах на первоначальном этапе обучения — нормально отстроить гитару до начала использования и (для инструмента с металлическими струнами) включить в отстройку установку струн средней или даже ещё меньшей толщины. Вам точно хватит, например, 10-46. Можно под стандартный строй поставить и 9-42. Тоньше, наверное, новичку ставить не стоит. Набрав в поиске "калибры гитарных струн", вы легко и быстро узнаете, что это за цифры.
Боль будет действительно адской, ели вы начнёте учиться на не отстроенном китайском дредноуте (тип корпуса) с кривым грифом и тринадцатыми струнами, находящимися на высоте пол сантиметра от грифа на первом ладу. Вы лучше потом, когда научитесь, поставите толстые струны, способные максимально раскачать могучую деку акустической гитары. Да и то, если вам будет нужна вся громкость. А в начале обучения весь звук вам точно не понадобится.
А дальше гитары делятся на три большие группы по типу корпуса и используемым струнам. Это акустические гитары, классические гитары и гитары-кроссоверы. Первые — с большими корпусами (правда, тут бывают исключения), металлическими струнами и узкими (до 45 мм) грифами. Вторые — с небольшими корпусами, нейлоновыми струнами и широкими (52 мм) грифами. Третьи — нечто среднее между первыми и вторыми. У кроссоверов грифы уже, чем у классики, и шире, чем у акустики. Корпуса бывают разными, а струны либо нейлоновые, либо первые три — нейлоновые, а басовые — металлические.
И не смотрите на количество ладов. В обозримом будущем вам их больше пятнадцати не понадобится. Да и пятнадцать не скоро понадобится, если вообще когда-нибудь понадобится. А ладов больше на любой гитаре. Так что...
В этих группах имеются всяческие подгруппы и многочисленные исключения. Например, есть гитары, похожие на классические (широкий гриф, небольшой корпус с сильно выделенной талией), но сделанные специально под металлические струны. Однако нам с вами это не очень важно сейчас. Вы сможете читать про виды корпусов гитар хоть до умопомрачения, но, в общем, для выбора первого инструмента всё это не слишком важно.
Но ко всему следует подходить разумно. Если например, вы в свободное от музыки время по восемь часов в день подрабатываете в кузнице молотобойцем, то надо подумать о том, что ваши "нежные пальчики" на узком грифе, вероятно, вообще не поместятся, а не то что там какие-то аккорды чего-то там... Поэтому, может быть вам, лучше подумать о барабанах. Или, по крайней мере, о широких грифах. Если ваш рост в районе полутора метров, то стоит подумать о размере корпуса гитары. Если вам нравятся большие корпуса, то следует сначала попробовать, насколько вам это будет удобно. Однако, на такой случай, в природе существуют уменьшенные корпуса всех типов. Если же вы дяденька с ростом за два метра, то я вам скажу, что уже в моих руках (рост 1,86 метра) классическая гитара смотрится, как игрушечная. Правда, меня это не волнует. Короче говоря, здравый смысл при выборе инструмента использовать следует обязательно. И чувство прекрасного тоже есть резон задействовать на всю катушку. Гитара обязательно должна нравиться и на вид, и на ощупь. Это же вещь для счастья в организме.
Также, гитары делятся на четыре группы по материалам, из которых сделаны их корпуса. Это гитары с корпусом из дерева. Принято почему-то говорить "из массива". Гитары, у которых только верхняя дека из дерева, а остальные части корпуса из фанеры. Гитары, сделанные из фанеры целиком (говорят "из ламината"). Соответственно, первые — самые дорогие и красиво звучащие, а последние — самые дешёвые и плохо звучащие. Ну, примерно так. Чуть подробнее мы коснёмся этого вопроса, когда будем говорить о ценах.
Ну а четвёртая группа, это гитары с корпусами из HPL. С ними пока ничего непонятно. Они есть и дорогие, и дешёвые. И звучат очень по-разному. Но это новое веяние. Сложно что-то определённое про них сказать.
Однако прежде, чем переходить к ценам и, собственно, выбору гитары, придётся совершить краткий экскурс в область звукообразования и конструкции гитар. Иначе дальнейшее изложение понятным сделать просто не удастся.
Конструкция гитары и звукообразование
То, из чего сделана верхняя дека гитары, стало прямо-таки фетишем и чуть ли не главным объектом обсуждения на форумах. Какие-то мальчики с умным видом чего-то такое вещают в видеороликах про гитары с разными деками, причём, про гитары стоимостью "по три копейки за вагон". Но это всё...
...даже не знаю, как бы их так помягче "приложить" тяжёлым нелитературным словом.
А я вам заявляю совершенно официально две вещи. Даже три.
- Звукообразующими в гитаре являются абсолютно все её элементы, а не только материал внешней части дек. Деки ведь тоже из многих деталей состоят. И лично мне неизвестно, что именно в гитаре в большей степени влияет на звук. Я даже думаю, что так ставить вопрос вообще не имеет смысла. И я вам говорю, как механик и плотник, — конструкция гитары такова, что она вся создаёт звук. И, как гитарист, я вам говорю, что даже моя дешёвая фанерная Ямаха с мягкими нейлоновыми струнами вибрирует вся, от верхушки грифа, до задней части корпуса. Я это и слышу, и чувствую руками и телом. А дредноут с толстыми струнами сотрясается весь так, что, дай ему волю — запрыгает, наверное. И я пробовал дорогие инструменты, так их вибрации и вовсе до пяток пробирают, а в обе руки и в живот просто лупят со страшной силой.
- Кроме звука, есть ещё такие вещи, как прочность, надёжность и долговечность. Что, понятно, тоже зависит и от конструкции, и от применяемых материалов.
- Гитара, это всегда баланс между звуком и прочностью. Что толку в звуке, если инструмент развалится через пол года? То есть, вот сделать бы деку толщиной в пол миллиметра, чтобы резонировала хорошо. Звук-то будет, но развалится гитарка очень скоро. Или сделать бы её толщиной в пол сантиметра, чтобы вечная была, да звука-то не будет. Это тумбочка будет, а не гитара. И что?
Ну а теперь давайте, для пущей понятности, развернём эти тезисы.
Не вижу смысла вставлять сюда картинки с описанием конструкции гитары. Это всё уже есть в Интернете в любых количествах. Позвольте только ещё раз привлечь ваше пристальное внимание к тому факту, что звук зависит вовсе не только от материала деки. А также к тому, что дека, это не просто досточка, приклеенная к обечайке, как многие, наверное, думают. К этой досточке с внутренней стороны приклеена ещё куча всяческих совершенно необходимых деревяшек. Это, как минимум, рипы и пружины. А также, чаще всего ещё и дровина (не знаю, как она называется), усиливающая изнутри место крепления струнодержателя. Если струнодержателя на деке нет, то и деревяхи этой может внутри не быть. И вот это всё вместе и есть дека, а не только верхняя досточка. И вот то, как обработаны, из чего сделаны, какой формы, где и как приклеены эти деревяшки влияет на звук, как минимум, не меньше, чем материал, из которого сделана сама вот эта досточка, которую все так хорошо видят, что даже сделали фетишем. Кстати, досточка, если она из массива дерева, никогда не бывает из цельного куска древесины. Она наборная и всегда склеена из нескольких частей. В идеале — из двух частей, да ещё и не абы каких. Кроме того, звук зависит не только от материала досточки, но ещё и от её толщины (толщина досточки даже бывает не одинаковой по всей площади в целях улучшения её качества как резонатора) и формы. Но это ещё не всё.
Как я уже говорил, на качество звука влияет абсолютно всё, из чего сделана гитара. И, кроме того, конструкция всех её элементов. Например, вот эти палочки (рипы и пружины, о которых мы говорили) могут быть приклеены в самых разных местах, могут быть очень разными по форме и материалу. И это будет влиять на звук и прочность. Конструкция пятки грифа и способ его крепления к корпусу тоже влияют на звук и прочность, как и наличие или отсутствие анкера, как и конструкция, материал и способ изготовления вообще всех многочисленных элементов, из которых состоит гитара. Конструктивно две очень похожие гитары могут отличаться друг от друга принципиально, а непохожие и подавно. Вот, например, у меня сейчас обычный дредноут, а был когда-то дредноут с двумя f-образными отверстиями, металлическим струнодержателем на нижнем клёце, а не деревянным на деке, верхним порожком в виде нулевого лада, а окрашен он был так, что даже встречные кошки себе шеи сворачивали, да так потом и ходили. И звук у этой гитары был весьма специфический.
Расскажу "страшную" историю. Однажды, чисто ради прикола, я соорудил гитару из "останков" раздавленной гитары и посылочного ящика в качестве корпуса. Собирался просто на стену повесить, но на этом вполне можно было играть. Я и сам обалдел, и всем желающим показывал инструмент в действии в течение нескольких недель, пока это сооружение не развалилось. Это был самый настоящий посылочный ящик. Все рейки на окантовке и надписи были сохранены. Сбит ящик был его родными чёрненькими гвоздиками. Только парой приклеенных рипов (не знаю, как ещё назвать эти палки) изнутри был укреплён. Но иначе бы не удалось даже струны натянуть. А в целях "усугубления" гротеска, я вырезал в ящике не одно круглое резонаторное отверстие а два f-образных.
Это всё к тому, что фанерные корпуса гитар имеют право на жизнь. Они стоят копейки, но удовольствие владельцам дарят не меньшее, чем дорогие инструменты. В общем, отсутствие денег не является помехой на пути в мир музыки.
Так вот, дешёвые гитары делаются, насколько я понимаю (а я их изнутри рассматривал тоже), вовсе не из музыкальных материалов. И моя Ямаха C40 именно такова. Корпуса у них из обычной фанеры, весь деревянный набор из корявых деревяшек какого-то непонятного распила, имеющих иногда даже сучки, что уж вообще ни в какие ворота... Что интересно, если эта "медвежуть" сносно собрана, то она не только как-то звучит (опять же, вспоминаем мою Ямаху), но и служит достаточно долго. И если на такой корпус вот с такими корявыми деревяшками ставят верхнюю досточку деки из массива, то это, конечно, несколько улучшает звук, но мало, что меняет принципиально.
И тут, кстати, наблюдается полная гармония. Производитель гитары получает солидный доход, а покупатель платит бешеные деньги за удовольствие обладать инструментом с декой из массива, который, по его мнению, тщательно поддерживаемому продавцами и производителями, во сто крат круче того, который он презрительно именует фанерным. И надо сказать, что инструменты с деками из массива делаются чуть лучше. Чуть более дорогая фурнитура и струны, наличие окантовок и т. п. мелочи. Но, безусловно, это всё в сумме (если посчитать в рублях) никоим образом не тянет на разницу в ценах между фанерным корпусом и корпусом с верхней декой из массива. Зато очень даже тянет на разницу в восприятии покупателями. Впрочем, и массив-то там не аховский. В общем, тут больше маркетинга, чем разницы в звуке. Кроме того, дорогой инструмент из фанеры может звучать и получше чем дешёвый с декой из массива. Фанера-то тоже разная бывает. То, что используют в достаточно дорогих инструментах, не имеет ничего общего со стройматериалами, из которых лепят дешёвые гитары.
Ну, я думаю, что картина ясна. Разобрались с типами и конструкцией. Можно переходить к ценам.
Почём же нынче стоят разные звук и качество
Напомню, на всякий случай, что хорошая гитара, это всегда баланс между звуком и долговечностью. А очень хорошие гитары и звучат шикарно, и очень прочные. А достигается это десятилетиями и даже столетиями экспериментов с разными конструкциями, формами и материалами, а также способами их отбора, подготовки и обработки. То есть, например, какой-нибудь совершенно новый Тейлор, скажем, за триста тысяч рублей, вполне может быть сделан из дерева, которое уже тридцать, если не больше, лет, как срубили. А в документации к ещё более дорогим инструментам указывается, из чего именно они сделаны. Со всеми деталями и подробностями. Но мы вообще не будем здесь говорить об очень дорогих инструментах, поскольку те, кто их покупает, полагаю, несравнимо лучше меня разбираются в гитарах. Они нужны лишь профессионалам, ценителям и коллекционерам, а вовсе не простым смертным, вроде нас с вами.
Мы, поелику живём в России, будем говорить о рублях. Но на момент написания этих строк (25.12.2019) доллар стоит 61,90 (шестьдесят один рубль и девяносто копеек), евро стоит 68,67 (шестьдесят восемь рублей и шестьдесят семь копеек). Это, чтобы ориентироваться в ценах, если что-то сильно поменяется в курсах валют. Так вот...
...ещё раз...
...мы тут впервые в Интернете будем прямо отвечать на волнующий всех и каждого вопрос о том, сколько стоит звук. То есть, я лично, собственной персоной, прихватив ещё однажды с собою и дочь, чтобы сделать выбор для себя, несколько раз ездил по магазинам и слушал разные инструменты. И вот, что "наслушал".
Реально отличающийся качеством звук начинается в районе 25-35 тысяч рублей. Если перевести это на русский язык, то можно сказать, что лично я вижу такую границу. Почему такой разброс? Да потому, что у разных производителей в разных линейках акустики и классики (кроссоверов я не видел и никогда в руках не держал) хороший звук начинается с разных цен, но вот в этот диапазон укладывается.
Я не могу объяснить, что такое "хороший звук", но, когда я брал с одной и той же полки очень похожие гитары, и начинал шевелить струны, то и сам я, и все вокруг, чётко слышали, что вот этот инструмент ощутимо приятнее звучит, чем предыдущий, хотя разница в цене могла составлять всего 5 тысяч рублей. Но я не знаю слов, которыми можно это объяснить. Не то, чтобы сустейн там какой-то был или басы с верхами суперические (у моего Хоноровского вестерна сустейн такой, что позавидуют едва не все гитары, которые я слушал, как и басы с верхами но, это почему-то не делает его звук очень красивым, а только просто не очень плохим) или ещё что-то конкретное, а просто красивый звук, и всё тут. И не знаю, как это описать. Я слышал, как описывают звук парни из музыкальных роликов, но это всё какая-то фигня, на самом деле, непонятная. Но вот то, что граница именно по этой цене проходит, я установил экспериментально.
Наверное, красивый звук даёт сочетание сразу всего. И частотные характеристики, и тембр, и сустейн, и громкость, и детализация, и отсутствие паразитных звуков и искажений. И т. д. Понятно, также, что способ звукоизвлечения тоже играет большую роль. Я не знаю. Но видел, что люди почему-то примерно одинаково оценивают качество звука гитар.
Что же до бюджетных инструментов, то, например, фанерная Ямаха C80 за 13 тысяч звучит лучше фанерной же C40 за 8 тысяч, а CG122 за 17 тысяч с декой из массива звучит ещё лучше, и ощутимо лучше. Но, когда берёшь в руки CG182 за 32 тысячи, то понимаешь, что вот этот звук, это уже большой отрыв от всех перечисленных выше, а та разница, что была между ними всеми, гораздо меньше, чем разница между CG122 и CG182. Одна серия, и досточка деки у обеих из массива, но звук разный принципиально. И почему? А уже и дерево досточки получше, и вот эти все палки, что к досточке приклеены, уже из нормального дерева и прилично обработаны. Фурнитура получше и вообще всё другое внутри и снаружи, хотя явных отличий не так уж много. Но всё это даёт другой звук.
Следующая граница лежит на рубеже 50-60 тысяч рублей. Тут уже "массово" начинаются инструменты из массива, хотя есть и из ламината. Нет, в предыдущей группе тоже есть гитары, выполненные из массива древесины целиком. Причём, Кремоны мне по звуку очень понравились. Но мы тут ведь ещё и качество изготовления оцениваем, а про те же Кремоны гитарный мастер плохо отзывается, а он ведь точно знает. Но то, что стоит 50 тысяч рублей и дороже, уже совсем иначе сделано. И это становится понятно ещё до начала звукоизвлечения, на этапе разглядывания и "рукоприкладства". Например, та же Yamaha CG-TA, это вообще такая вот вещь в себе. Сделана отлично со всех сторон, стоит 52 тысячи, но за эти деньги вы получаете не просто классическую гитару, а достаточно интересную игрушку. Посмотрите, что это такое. Может быть, я себе её даже и куплю, если двинусь дальше именно в сторону классики. Хотя акустика с железными струнами такая ещё раньше появилась.
Чтобы было понятно дальнейшее изложение, приведу в пример одно отличие профессионального инструмента от других. Проведите на гитаре за 20 тысяч или меньше пальцем по открытым струнам, а потом возьмите барре на седьмом или девятом ладу. Я не знаю слов, которыми следует это описывать, но разница очевидна. Не разница в тоне, конечно, это само собой разумеется, а разница в звучании. У профессиональных инструментов этой разницы почти нет. Как нет и ещё ряда паразитных акустических эффектов, присутствующих в инструментах попроще. Это достигается многочисленными техническими ухищрениями, о которых я почти ничего не знаю. Например, я слышал, что подбирают верхнюю и нижнюю деки по резонирующим свойствам так, чтобы они колебались в противофазе (в разных направлениях по вертикали, как вы хлопаете ладонями), но приблизительно одинаково и одновременно. Можете представить себе процесс вот такой синхронизации дек? Я — нет. А там таких процессов...
...чем их было произведено больше, чем они были дольше и сложнее, тем лучше звук. Потому профессиональные инструменты стоят дорого, но и звучат иначе.
Профессиональные инструменты начинаются от 70-ти тысяч рублей и продолжаются, насколько я понимаю, почти до бесконечности. По звуку разница с предыдущими велика, но её ещё надо мочь и уметь слышать, а вот по качеству изготовления они заметно круче. И я бы сказал, что это предел разумного для непрофессионала. Можно, конечно, и за 100, и за 150 тысяч себе ещё лучшую гитарку прикупить. И дороже можно, но это уже...
...разве что просто для счастья в организме от обладания дорогой хорошей вещью. Но с практической точки зрения это, наверное, будет бесполезная трата денег, так как соответствовать инструменту такого уровня в принципе не всем людям дано. Это уже уровень серьёзного искусства, а не аккомпанемента себе, любимому, или ещё кому-нибудь в ходе распевания дома любимых песен.
Более того, я бы ограничился для покупки первой гитары бюджетом в 25-35 тысяч, поскольку этого вам для начала точно хватит даже в том случае, если есть деньги на большее. И смею сказать, что за 5 тысяч рублей можно купить почти новую классику Yamaha C40, а за 6-7 тысяч — акустику Yamaha F310, которых вполне хватит, чтобы постичь азы и даже, быть может, на большее хватит. В меньшие бюджеты идти я бы не советовал, если есть хоть какой-то вариант изыскать требуемые средства. В меньшем бюджете нет почти новой Ямахи, а Ямаха, это то, на чём точно можно будет играть. Это то, что точно не развалится через год-два. И, хотя мне звук ямаховских бюджетных гитар не нравится в принципе, альтернативы Ямахе в бюджетном сегменте я не вижу никакой вообще. Сделаны бюджетные Ямахи из такого же дерьма, что и остальные дешёвые гитары (у меня есть Yamaha C40, и я видел, какая жуть там внутри), но у них грифы изначально ровнее, и потом винтом не идут. Порожки из довольно-таки приличного материала сделаны и т. д.
Я перечитал сейчас текст и решил сделать одно пояснение. У меня кругом одна сплошная Ямаха. И почему это? А всё просто. По звуку мне Ямаха, особенно акустические гитары, очень не нравится. Но Ямаху, таки, приходится уважать. Дело в том, что недавно приключилась такая история. Я приобрёл себе, даже особо не глядя, Ямаху C40, а потом подарил её своей подруге. В поисках лучшего такого же инструмента, я пересмотрел кучу гитар за 7-8 тысяч, но оказалось, что Ямахи C40 сделаны лучше, чем другие гитары. Нет, они сделаны из такой же дряни. И тоже довольно коряво. Но грифы у них, в среднем, ровнее. И лады на месте. У них, в отличие от дешёвых гитар других производителей, обычно только после 12-го лада всякая фигня начинается. Устранимая фигня. Она и у других гитар устранимая, но всё же Ямахи собраны, в среднем, ощутимо лучше. И дело не только в грифах. Причём, я же совсем недавно посмотрел кучу самых разных гитар. И среди дешёвых, до 15-и тысяч рублей, инструментов Ямахи были собраны явно, в среднем, лучше других. Так что, в бюджетном сегменте я, честно говоря, Ямахе вообще серьёзного конкурента не вижу. Особенно, если говорить, про акустические гитары. В более дорогих сегментах я Ямаху в качестве конкурента тому же, например, Тейлору не вижу, как и испанцам, а в дешёвом... Так что, всё очень даже понятно. Мы ведь здесь, в общем-то, про дешёвые инструменты говорим больше. Потому и Ямаха у меня на первом месте. А как же...? Правда, может быть, я переношу свой технический опыт с железа на дерево не вполне обоснованно, но ведь я и плотником был, о чём имеется запись в трудовой книжке. То есть, пока я думаю, что прав.
Однако, если уж совсем нет денег, а играть хочется, то стоит поискать советского производства гитару. Они в живом виде, бывает, и по 500 рублей продаются. Правда, надо быть готовым ещё тысячу-полторы в доводку вложить. Но это будет гитара за двушник, на которой вполне можно играть. И долго играть.
Как выбирать гитару
Что касаемо выбора типа инструмента, то об этом мы уже почти поговорили. Определяйтесь, какие струны вам ближе, нейлон или металл, а дальше, если мы говорим о первом инструменте, то, я думаю, это всё уже мелочи. Берите, что нравится, на вид, на слух, да хоть бы и просто по названию. Делайте это, учитывая главу о ценах, и будет вам счастье. Чем дороже гитара, тем больше счастья. Или меньше, не знаю.
Единственное, что следует ещё сказать, так это то, что, если вы планируете таскать гитару с собой на рыбалки, в походы и в прочие места, где будут резко меняться влажность и температура, то брать гитару даже с одной только декой из массива гитарный мастер, к которому я обращался недавно, если шо..., очень не советует. Он же видит, что бывает. Лучше для таких целей взять целиком фанерную гитару. Или из новомодного композита, может быть. За те же 25-35 тысяч и, быть может, даже всего за 20, вы получите вполне уже приличный звук, но гитара у вас не испортится. К тому же, в походных условиях есть риск лишиться инструмента просто по причине механических повреждений. Отпечаток кормовой части вашего друга на гитаре — вовсе не великая редкость, равно как и гитара, гордо рассекающая просторы вод. Опять же и мыши бывают очень неравнодушны к музыке. И т. п. И тут уж смотрите, каких денег и какого инструмента вам не будет слишком уж жалко лишиться. Я, например, к вещам привыкаю. У меня от потери любимого инструмента наверняка случится трёхдневная тоска в организме. А три дня, это много. Потому я и таскаю с собою в походы что-то совсем бюджетное, а дорогое сердцу и кошельку оставляю дома.
Ну а если вы всё же собрались купить дорогой инструмент из массива, то готовьтесь создавать ему подобающие условия. Про уход за гитарой вы легко найдёте информацию в Интернете.
Ну, я думаю, с выбором всё ясно. Поговорим теперь о выборе инструмента в магазине и с рук.
Начнём с бывших в употреблении. Если вы не спец или музыкант со стажем, тащите гитару вместе с продавцом к гитарному мастеру. Да если даже и музыкант... Я это всё к чему...
...а к тому, что, занимаясь всю жизнь машинами, я знаю, что нормальный человек при осмотре авто не увидит и половины того, что увижу я. И точно то же самое с гитарой и гитарными мастерами. Вчера гитарный мастер за пять минут увидел то, что я узнавал про свои гитары месяцами. И можно сколь угодно долго смотреть видео и читать посты с руководствами по выбору автомобиля, но единственное, что может помочь человеку быстро (а у вас на осмотр и машины не будет пары дней) увидеть дефекты, это солидная практика. С гитарами, повторюсь, всё обстоит точно так же. Я теперь в этом уверен, поелику видел, как это делает опытный профессионал.
Рискнуть, конечно, можно, но лично я не очень понимаю, зачем. Разве только, если нет физической возможности показать гитару спецу. В этом случае я бы порекомендовал посмотреть видео. Но не видео о том, как выбирать гитару. Это вам точно не надо. Лучше посмотрите несколько роликов о том, как мастер доводит бюджетную гитару до состояния, в котором на ней будет удобно играть. Только не там, где сидит какой-нибудь ведущий, а рядом гитарный мастер, гитара просто крутится в руках, и всё на пальцах объясняется, а там, где мастер в мастерской перед камерой всё, что надо, делает. Начиная от определения недостатков, заканчивая настройкой. А между этими действиями, используя специальный инструмент и свои умелые руки, всё исправляет и улучшает. Я видел вполне приличный такой ролик на сайте gitaraclub.ru Там какой-то бородатый дядька доводил синюю китайскую акустическую гитару до состояния, в котором на ней будет удобно играть, и объяснял, что с нею не так и, что он с нею делает. Другие похожие ролики тоже в природе есть.
Что же касаемо покупки нового инструмента в магазине, то про сильно дорогие ничего не скажу, не покупал, не выбирал, а бюджетные все выпускаются в виде полуфабрикатов, требующих доводки. Играть на них как-то можно, но совершенно неудобно. Да и не всё сыграешь. Да и ни к чему такие мучения. Но не суть. Мы не об этом, но дело в том, что большая высота струн над грифом не даст вам возможности, просто настроив и поиграв, оценить качество изготовления гитары. Вы не почувствуете кривизны грифа и разной высоты ладов. Самое стабильное качество у Ямахи, но и у Ямахи все гитары разные и по-своему корявые. Идеальные попадаются редко, если вообще попадаются. Это же дерево всё-таки. Так что...
...берите с собою спеца или тащите к нему гитару, оставив залог. Хотя первый вариант, если речь о большом магазине, позволит вам выбирать из нескольких одинаковых инструментов. Ну а если нет спеца или возможности к нему обратиться, то смотрите ролики, про которые я говорил выше, и пытайтесь всё осмыслить и как-то потом самостоятельно определить качество гитары. Но, если честно, то я не очень представляю себе, как это можно самостоятельно всё проделать голыми руками и глазами. Уголок тогда металлический с собой возьмите хотя бы. Посмотрите ролик, и увидите сами, о чём я веду речь. Хотя бы понимать будете свои риски.
И последнее про выбор гитары. Если вы заказываете инструмент через Интернет или берёте его в магазине без спеца, то пусть этот инструмент будет называться Ямаха. Они ничем не лучше других и даже, может быть, хуже по звуку. Но у них самое стабильное качество в бюджетном сегменте. Вы точно получите рабочий инструмент и будете на нём играть даже без доводки, хотя она весьма рекомендуется.
Сам я, признаюсь честно, покупал последние инструменты без участия мастера, но, во-первых, это были бюджетные инструменты по 7-8 тысяч рублей, стоимость которых для меня не значит слишком много. Во-вторых, кое-что я в гитарах всё-таки смыслю, так как ремонтировал их когда-то сам и вообще уже сорок с лишним лет играю. Ну, так я думал до посещения гитарного мастера. Теперь буду к нему обращаться. Это он в гитарах смыслит, а я — так... И это очевидный факт. Ну и суммы уже другие планируется тратить. Значит, риски повысятся.
Что надо делать с гитарой сразу после покупки
Если вы хотите играть, не принимая лишних мучений, то несите свой инструмент к гитарному мастеру и просите его сделать две вещи. Во-первых, найти дефекты, буде таковые имеются. Запросто могут, например, забыть приклеить внутри какую-нибудь дровину. Вы без мастера внутрь чем залезете? Это с целью вернуть бракованную гитару продавцу и потребовать замены или деньги обратно. Причём, если мне не изменяет память, по закону у вас на это только три дня, ежели не хотите долгих разбирательств. Во-вторых, попросите его отстроить гитару так, чтобы на ней было удобно играть. Гитара до отстройки и после, это небо и земля. Это два совершенно разных инструмента. За это стоит заплатить.
Можно, конечно, попытаться отстроить инструмент самостоятельно. Но, имея в виду стоимость процедуры (от 500 рублей) и отсутствие специальных инструментов, без которых этот процесс может изрядно подзатянуться, а также наличие вероятности просто испортить инструмент...
...короче, лично я этим заниматься точно не буду. Тем более, что сам это когда-то вполне успешно делал и потому знаю, что такое "хорошо отстроить гитару". Вы посмотрите ролики про доводку гитар мастерами, и увидите сами, о чём речь. И учтите ещё, что там не всё показано. Это не все "страсти-мордасти", которые могут происходить. Самое страшное не показывают. Это же магазины снимали. Им ни к чему слишком уж пугать потенциального клиента. Но всё-таки посмотрите. Представление о доводке гитар получите. И не только, если переложите на процесс выбора инструмента в магазине.
Я носил обе свои гитары к некому Олегу. Это мастерская "Niho". Он же и хозяин заведения. Просто нашёл в Яндексе по запросу "гитарная мастерская Воронеж" ту мастерскую, что была ближе других к дому. Почитал сайт, понравилось. Поехал, познакомился с мастером, посмотрел мастерскую. Тоже понравилось. Сдал инструменты. Посмотрел, как он пилит порожек и уехал. Забрал инструменты. И снова всё понравилось. И сам мастер, и то, что он сделал с гитарами. Сам бы я, конечно, так не смог. Ну где бы я взял, например, пилки для порожка разной толщины под каждую струну? Можно и без них обойтись, конечно, но я хорошо помню, как я без них обходился. Не очень-то мне это нравилось. Мягко говоря. Потому и помню. Сам теперь с целью отстройки к гитаре даже не прикоснусь, хоть и были такие идеи.
Ну вот и всё. Тема исчерпана. Выбирайте гитару, учитесь, играйте в удовольствие. Это действительно проще, чем кажется, если вы не собираетесь стать профи, а просто хотите петь под гитару свои любимые песни. Хотя, из многих хобби рождались и рождаются очень интересные вещи. Всяко может выйти.
До свидания!
P.S.
Поступили вопросы о том, почему я ничего не сказал о сортах дерева, из которого делаются гитары. Дык, просто потому, что об этом вполне достаточно информации в Сети. Но это, если мы говорим именно о дереве. О свойствах остальных материалов и влиянии их на звук я ничего определённого сказать не могу. Сам я с этим не разобрался, да и в Интернете ничего вразумительного нет. Понятно только то, что деревянные инструменты много "нежнее" фанерных и композитных. Поэтому их лучше бы не подвергать воздействию жары, холода, высокой влажности и чрезмерной сухости. Ну и то, что не только материалы, из которых изготовлены деки, влияют на качество звука. А об этом мы поговорили весьма подробно.
P.P.S.
Ещё два замечания.
Я хорошо пою. Несравнимо лучше, чем играю на гитаре. Все, кто слышит это впервые, спрашивают, где я учился. Но я нигде не учился. Сам как-то... Соответственно, в моих музыкальных упражнениях основное, это не гитара, конечно. Как и во всех случаях, когда мы говорим об аккомпанементе пению. Ну, может быть, гитара, это пол дела. Например, если играет профессионал, да и то... И я тут говорил именно о такой ситуации, когда игра на гитаре — лишь фон для пения одного человека или нескольких. А существуют и обратные ситуации, когда вокал является вспомогательной частью всей композиции, без которой, хоть и нельзя обойтись, но и главной она не является. Но мы тут говорим не о такой ситуации.
И второе. Слыхавшие, как я пою (причём, что интересно, не слыхавшие, как я играю), люди спрашивают о том, почему я не написал ещё и о том, как научиться петь. Дык, это...
...Я понятия не имею, как научиться петь. Мне всегда нравилось петь, я и пел, а к сорока годам у меня это даже стало неплохо получаться.
Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:
-
Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S
Yamaha C40 была куплена мною вполне сознательно. Я знал, что хочу именно её. И знал, почему. Но прошло семь месяцев ежедневных занятий (стараюсь играть не менее часа в день), и захотелось лучшего звука.
-
Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации
Для дальних поездок и семейных выездов у меня был совершенно чудный Додж Караван, который верой и правдой прослужил более четырёх лет. Но мысли о чём-то более внедорожном были давно. А в этом году покупка внедорожника стала насущной необходимостью.
-
Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы
Публикаций на блоге не было аж целых восемь месяцев. И некоторые читатели и подписчики пишут и даже звонят, чтобы поинтересоваться.... ..нет, конечно, не моим здоровьем! Как вы могли такое подумать? Интересуются тем, почему прекратились публикации, и когда они возобновятся.
Хомячковый рай. Уйти и потеряться:
- Ваш комментарий к статье:
- Правила комментирования:
- Все поля формы обязательны для заполнения.
- При этом Ваш e-mail не публикуется.
- Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
- Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
- Не будут опубликованы комментарии:
- нарушающие положения законодательства РФ.
- содержащие оскорбления любого вида
(личного, религиозного, национального...); - включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
- содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
- не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
- Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.
Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:
- 2714 Как бы прогноз развития авторынка на 2024 год. И о китайцах
- 2012 Как утеплить кессон/колодец для скважины из бетонных колец
- 2011 О возврате товара, купленного в Леруа Мерлен или Лемана ПРО
- 2008 Лучшая в мире подача трески тушёной с овощами
- 1946 Авторынок — 2023. Весёлый реквием по Бобику
- 1939 Холодец сиротский + хаш — бонусом
- 1801 Треска тушёная в сметане с луком и овощами
- 1523 Авторынок — 2022. Бобик сдох. Эпитафия.
- 1372 Северный Кавказ. Май — 2021
- 1299 Рыбалка. Лето - 2020. Мало рыбалки. Много новостей.