Вальдорфская школа. Что стоит о ней знать до того, как...

Мы превращаем мечты в виденья и смело верим в них.
Ещё и удовольствие от этого получаем!
Потом, когда сквозь миражи проступает действительность,
испытываем разочарование и ищем виноватых.
Люди...
Воронежская вальдорфская школа.
Что вам стоит о ней знать.


Вальдорфская школа. Что стоит о ней знать до того, как...

Если у вас имеются дети или внуки школьного и дошкольного возраста, то данная статья написана специально для вас. Здесь описан наш с женой и детёнышем (дочь Даша) опыт обучения в воронежской вальдорфской школе. Возможно, что этот опыт вам пригодится.

Почти ровно два года назад мною была написана довольно интересная статья под названием "Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!". Там вы найдёте анализ проблем, присущих современной государственной школе, и кучу восторгов по поводу воронежской вальдорфской школы, где к тому моменту уже почти год успела отучиться моя младшая дочь. И повод для восторгов был. Были и надежды, да что там "надежды"! — имелась совершеннейшая уверенность в том, что и дальше всё будет так же хорошо. Но, к сожалению, мы собираемся из "Радуги" уйти. В общем, счастье не успело окончательно "развратить" нас своею чрезмерной продолжительностью.

В советские времена принято было говорить, что кадры решают всё. В наши времена этот тезис не устарел. И не устареет он, надо полагать, до тех пор, пока существует род человеческий в его нынешнем обличье. Наш случай является ярчайшим подтверждением справедливости этого утверждения на сегодняшний день.

Случилась большая неприятность. В прошлом году наша классная учительница вынуждена была покинуть школу ради решения семейной проблемы. Конечно, замена классного учителя в начальной школе, это не замена кассира-операциониста на кассе. Тут, наверное, не надо пояснений, чтобы было ясно, что, как для детей, так и для родителей это стресс. Однако всё же, это лишь замена одного специалиста другим, и в течение нескольких месяцев всё должно было как-то устаканиться. Ну, то есть, по идее именно так должно было случиться. Но это не про нас. Я не меньше Владимира Семёновича Высоцкого "не люблю фатального исхода", но в данном случае... В общем, забегая вперёд, скажу, что пару недель назад нами (всеми нами, включая детёныша Дашу) было принято решение из вальдорфской школы уйти. А данная статья является попыткой привести свои мысли по этому поводу в порядок, чтобы ещё раз проверить это решение на "вшивость" и не совершить ошибку. Ведь ошибкой может быть как уход из вальдорфской школы, так и продолжение обучения детёныша там. В общем, пока решено уйти. Давайте проверим это решение. Разумеется, причиной для этого стала не только смена классного учителя. Причин было много. И вы, если пожелаете узнать, что... да как..., прочтёте здесь следующие вещи.

Оглавление

  1. Экскурс в профессию учителя
  2. Чего мы хотели, и что дала нам вальдорфская школа
  3. Что произошло со сменой классного учителя
  4. Учитель математики
  5. Новая мулька вальдорфской педагогики
  6. Отсутствие систематического образования
  7. "Декларировать" и "реализовать" — вещи разные
  8. Риски
  9. Время. Серьёзнейший вопрос!
  10. Деньги и немного о грустном
  11. Выходит — всё за то, чтобы уйти?
  12. Куды бечь?
  13. Что хорошего есть в школе "Радуга"? Да куча всего!

Экскурс в профессию учителя

Это отступление от основной темы необходимо для того, чтобы правильно понимать то, что будет написано дальше. Пишу его лишь постольку, поскольку столкнулся с ложными представлениями о профессии учителя не только в родительской среде, но и, как ни странно, в среде учителей воронежской вальдорфской школы. Не претендую на абсолютную истинность собственных суждений. Но всё-таки высшее педагогическое образование я в своё время в профильном ВУЗе получил. То, чему и как меня там учили, помню. Кроме того, мне самому ещё в детстве довелось участвовать в разработке методики школьного обучения русскому языку. Также, пришлось собственноручно создавать методики обучения для сотрудников, внедрять их, пользоваться и заниматься их совершенствованием. Пришлось мне и помогать старшей дочери овладеть профессией учителя, когда она пошла работать в школу. В общем, имею наглость считать, что в данной теме я неплохо ориентируюсь.

Если вы на 100% уверены, что хорошо представляете себе работу учителя, то просто пропустите эту главу и перейдите к следующей Если же не уверены, то вам, наверное, будет интересно. Мне, честно говоря, и самому было интересно, когда всё это обдумывал.

В детстве, когда я собирался поступать в педагогический институт, и даже ещё какое-то время, когда я там уже учился, у меня были очень своеобразные представления о профессии школьного учителя. Я всерьёз думал, что, как стадо благородных "робингудов" впермежку с "джорданобрунами", превозмогая все невероятные трудности, лишения и даже, быть может, гонения, буду нести людям светоч знаний и великих идей во имя светлого будущего для всего человечества. Ну, это, как минимум, а там поглядим. В общем, что хотел сказать...
...конечно, "учитель" — профессия творческая и даже, местами, благородная. Спору нет. Но представления людей о профессии учителя как правило сильно отличаются от того, что учителя должны делать и делают в действительности. И если с благородством профессии вопросов нет, то с творчеством...

Было бы довольно просто, если бы в задачи учителя входило просто встать в начале урока и начать взахлёб рассказывать чего-то там такое детям, с открытыми ртами восторженно внимающим любимому учителю. Столь же легко было бы, в воспитательных целях, произносить пламенные речи о великих подвигах могучих предков. Чтобы восхищённые детёныши, проникшись окончательно и бесповоротно, построились в колонны и строевым шагом рванули на подвиг, к которому их изо всех сил давно уже зовёт Отчизна. Охрипла уже, наверное, бедная, а колонн в обозримом пространстве не наблюдается.

Но где-то, кажись, на втором курсе (ну, точно, что не с самого начала) педагогического института вдруг начинают давать теорию и методику преподавания. И оказывается, что вот этот самый светоч знаний нельзя просто переть вперёд, как попало. Существуют давно отработанные и эффективные способы его несения. А ежели попытаться как-то иначе, то есть вариант, что он потухнет раньше, чем кто-либо вообще поймёт, что это такое было. Иначе говоря, когда начинают давать методику, становится ясно, что желания учить и знаний по предмету совершенно недостаточно для того, чтобы учить. Надобно ещё уметь это делать, пользуясь не только методикой, но и имеющейся материальной базой (в школе реквизита всякого не многим меньше, чем в цирке), на существование которой эта методика рассчитана.

Урок, это не импровизация, хотя частенько это тоже требуется, а по минутам, если не по секундам, рассчитанный набор действий учителя и учеников. Каждый урок (их существует несколько типов) имеет совершенно конкретные цели и должен давать совершенно определённый результат. Учебная программа по предмету представляет из себя набор тем, на каждую из которых отведено определённое количество часов. То есть, в первую очередь, учитель является организатором, в задачи которого входит обеспечение выполнения учениками поставленных задач. И всё это, разумеется, во взаимодействии с учителем и друг с другом. Не так просто, но для того и существуют методики, позволяющие всё это организовать. Что же до собственно процесса обучения, то, в общем, это выглядит следующим образом.

Учитель составляет и записывает для себя поминутный план каждого урока. И действует потом по этому плану, по мере надобности в него поглядывая. Учитель знает, что на приветствие у него уходит столько-то секунд, на усмирение хулиганствующих детёнышей — столько-то. Также он знает, что на дачу нового материала ему требуется столько-то минут, на повторение пройденного — столько-то, на домашнее задание — столько-то, на опрос учеников — столько-то и т. д. Он, также, знает, и это есть в плане, что в ходе дачи новой темы он пишет на доске что-то, что дети должны переписать или, например, повторить вслух (и на это тоже запланировано сколько-то времени). Он знает, что будет стоять в пол оборота к классу и правой рукой показывать то-то и то-то, что после этого повесит на доску учебное пособие такое-то, а потом такое-то. Он ещё и проверит перед уроком, в правильном ли порядке эти пособия висят. Также, учитель заранее прикидывает, что он может сократить, случись что..., и что он будет делать с классом, если до звонка останется лишнее время. И т. д. В общем, урок, это заранее и очень тщательно спланированное мероприятие продолжительностью 45 минут, а вовсе не импровизация. Как, впрочем, и весь учебный год.

То, что именно и как именно учитель будет делать на уроке, он тоже не придумывает сам. Существуют методики преподавания предметов, основанные на особенностях психологии детей. И учитель работает по одной из таких методик. Я не буду вдаваться в дебри, но учителю не нужно ничего придумывать. Ни учителю математики, ни учителю истории, ни учителю физики. У всех них есть пособия с математическими примерами, текстами и историческими справками и примерами к темам, с пошаговым описанием демонстрации опытов. Они должны просто выбрать, что из предлагаемого в методических пособиях дадут сегодня в качестве домашнего задания. Также, учителю известно то, например, сколько примеров на прямые пропорции класс должен решить в ходе объяснения темы сегодня в классе, сколько — дома, а сколько потом, в ходе повторения пройденного. Сколько часов отводится на эту тему тоже заранее известно, как и последовательность прохождения этих тем. Это всё есть в методических указаниях. Изобретать учителю ничего не требуется.

И, наконец, образование должно быть систематическим. Обязательно. Иначе невозможно ничему научить. Систематическое образование предполагает взаимосвязь знаний по предметам. То есть, учить физику начинают тогда, когда для понимания механики достаточно знаний по математике. Учить "Смерть поэта" товарища Лермонтова начинают тогда, когда уже знают историю жизни и смерти товарища Пушкина. А иначе как понять, что это вообще за стих? И т. д. Также, методики преподавания учитывают возрастные особенности учащихся. Это важно, поскольку в разном возрасте у детей разная не только, например, подвижность, но и сами способы восприятия окружающей среды. И учителей этому всему учат в институтах.

Результатом деятельности учителя должно стать обретение детьми некоего заранее определённого набора знаний, умений и навыков. Качество работы учителя определяется посредством оценки контрольных работ, выполняемых учениками после прохождения тем и учебных периодов. Количество и содержание контрольных работ определяется методиками преподавания предметов. В общем, с методами оценки результатов учителя тоже никаких проблем нет. Ну, то есть, сегодня проблемы с оценкой в России существуют. Кто не слышал о ЕГЭ? Но это лишь следствие способа администрирования, а не следствие отсутствия методических разработок. Кстати, более всех контроль нужен именно самому учителю, чтобы понимать, насколько эффективна его деятельность, и корректировать что-то, при такой надобности.

Как вы теперь понимаете, профессия учителя достаточно сложна. Он должен не только знать предмет, но обязан уметь руководить, уметь учить и уметь воспитывать детей. Овладеть этой профессией за несколько месяцев физически невозможно, поскольку требуется получить довольно обширный набор специфических знаний, умений и навыков. Это, полагаю, два года, как минимум, при наличии знаний по предмету.

Таким образом, учитель, это не свободный художник, а, можно сказать, ремесленник высокого класса, владеющий сложным ремеслом, предполагающим солидный набор весьма специфических знаний, умений и навыков. Учителем не может быть человек, владеющий достаточными для преподавания знаниями по предмету. Учитель, кроме этого, должен ещё уметь учить. Именно это и есть главная часть профессии учителя. А то, в чём это умение заключается, мы уже выяснили.

Я даже приведу пример. Каждый взрослый человек, закончивший среднюю школу, обладает вполне достаточным набором знаний по предметам, чтобы работать учителем начальных классов. Но поди попробуй! Научи всему, что положено по программе, сразу четыре десятка мелких охламонов! Ага, кто ещё кого чему научит! Вы, что, реально думаете, что они горят желанием учиться? Их ещё придётся сначала как-то организовать и заинтересовать либо заставить учиться. Перед тем, как произвести действие, человек сначала должен захотеть его совершить, а потом ещё смоделировать поведенческий акт. И только потом... Если ничто не помешает... И детей это в полной мере касается.

Тем не менее, учитель вовсе не обязан быть гением или подвижником. Любой, кто обладает личностными качествами, позволяющими работать с детьми, и мозгами, позволяющими хоть как-то (на честные трудовые тройки) окончить высшую школу, вполне может быть хорошим учителем. Чтобы преподавать математику в школе, не надо быть Лобачевским и Макаренко одновременно. Достаточно знаний по предмету чуть больших, чем школьная программа. И достаточно, не вдаваясь в серьёзную психологию, знать, как действовал Макаренко, чтобы иметь возможность, при случае, копировать его методы и приёмы. Но, что совершенно определённо, учитель должен получить именно педагогическое образование. Иначе хорошим учителем он стать не сможет.

Итак, школьный учитель — это преподаватель, воспитатель и руководитель в одном лице. Человек, не только знающий предмет, но и владеющий методиками обучения, воспитания и управления.

Преподаватель не только обладает знаниями по предмету или предметам, но и умеет эти знания передавать детям. Умеет достигать при этом результата, предусмотренного программой обучения. Это значит, что дети в классе, в результате взаимодействия с учителем на уроках и выполнения домашних заданий, приобретают совершенно определённый набор знаний, умений и навыков. Минимум — определён. Как определены и способы проверки и оценки результатов.

Воспитатель в процессе взаимодействия в школе и в ходе внешкольных мероприятий формирует у детей нормы поведения и морали, соответствующие принятым в учебном заведении принципам и нормам. Нормы морали и правила при этом могут быть и писаными, и не писаными. По сути, каждое действие и бездействие учителя является в какой-то мере воспитательным, так как, в силу высокой степени зависимости детей от учителя, формирует те или иные представления и стереотипы поведения. Воспитатель владеет методами воспитания (да, тут туже есть давно известные методики), что означает, в конечном итоге, его умение формировать у детей именно требуемые представления о жизни и одобряемых обществом нормах поведения, а не какие-либо иные или, что самое худшее, — неопределённые. При этом, учитываются возрастные особенности детей. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания и вообще взаимодействия.

Руководитель управляет процессами и людьми, имея целью выполнение заранее определённых для руководимой группы задач в известные сроки. Учитель управляет классом на уроках, а также во время внеурочных и внешкольных мероприятий. Учитель управляет процессами обучения и воспитания. Учитель, если он является классным руководителем, управляет сообществом родителей и, при необходимости, ведёт индивидуальную работу с родителями и детьми. И, опять же, для всего этого существуют ме-то-ди-ки. То есть, учителю должно быть известно не только, что он должен делать, но и то, как именно это делается.

Причём, смею заметить, что учителю нет необходимости знать предмет на уровне спеца экстра класса. Школьная программа не столь сложна и обширна. Школьному учителю нет нужды обладать знаниями умениями и навыками в области воспитания, как у Антона Семёновича Мкаренко. Учителю ведь не надо руководить интернатом, где собрались малолетние преступники, которых надо всех завтра перевоспитать. Всё много проще. Также, учителю нет нужды быть серьёзным управленцем. Это всего лишь школьный класс! Что там...! Задачи учителя, как руководителя, много проще, чем задачи управленца нижнего уровня, скажем, того же начальника склада. Учитель должен владеть не слишком-то сложными методами и приёмами в областях воспитания и управления и не обязан быть академиком, но он непременно должен быть универсалом, способным учить, воспитывать и руководить. И в этом сложность. Учителю не надо быть великим спецом в трёх перечисленных областях, но он должен владеть методиками, позволяющими делать все три части его работы, и обладать природными возможностями (свойствами личности), необходимыми для осуществления описанной деятельности.

Если же учитель, будучи даже самым умным и распрекрасным человеком, не владеет в требуемом объёме какой-то из трёх составляющих профессии или не имеет необходимых для осуществления своей работы свойств личности, то он неминуемо становится очень плохим учителем.

Однако на этом полагаю достаточным погружение в глубины профессии учителя. Это и надо-то было лишь для понимания того, что будет написано дальше. Вот и двинемся дальше.

↑ К оглавлению ↑

Чего мы хотели, и что дала нам вальдорфская школа

Давайте посмотрим, чего мы, как родители, хотели от школы два года назад. Процитирую текст двухлетней давности и цветом отмечу свои сегодняшние комментарии к нему. Там, где я недоволен, будет красный цвет, а там, где доволен — синий.

А с приоритетами всё крайне просто. Я желаю видеть в дочери, прежде всего, гармонично развитого человека. Это значит, что набор знаний, который она получит в стенах школы, интересует меньше всего. Интересует развитие коммуникативных способностей.

  • Моя дочь должна стать носителем русской культуры.
    Насколько я вижу, в воронежской вальдорфской школе сегодня просто нет людей, имеющих достаточные представления о русской культуре.
  • Моя дочь должна получить понятие о мировой культуре.
    Этого тоже нет и в помине. Какие-то маленькие кусочки совершенно бессистемно даются.
  • Моя дочь должна иметь хорошие коммуникативные навыки.
    Этому не учат вовсе.
  • Моя дочь должна уметь выполнять задачи в составе группы.
    Этого нет и в помине. У них вообще не существует постоянно действующих задач для коллективного выполнения детьми, чтобы дети могли научиться действовать сообща.
  • Моя дочь должна уметь выступать публично.
    Этому учат. Теории никакой, но ставятся спектакли, где все дети участвуют.
  • Моя дочь должна научиться получать информацию из любых источников: живые люди, Интернет, книги, личные наблюдения и т. д.
    Этому не учат. Сам учу.
  • Моя дочь должна уметь передавать информацию, как минимум, словами, письменно и в виде образов (рисунки, схемы).
    С этим засада полная. Словами и письменно информацию передавать учат очень слабо. Рисовать ещё учат кое-как, но насчёт того, чтобы информацию передавать с помощью рисунков и схем... В общем, тоже сам учу, правда, не систематически.
  • Моя дочь должна уметь думать.
    Этому не учат. Сам учу. Заставляю думать.
  • Моя дочь должна принять и руководствоваться в своих действиях принятыми в приличном обществе нормами морали. О них можно почитать, например, в Нагорной проповеди.
    Тут вообще тяжёлый случай. Это мы, пожалуй, сегодня даже и трогать не будем. Не писать же монографию.
  • Школа должна помогать, а не мешать родителям формировать у ребёнка стереотипы поведения, соответствующие обозначенным нормам морали.
    Не помогает. Но и не мешает так сильно, как лицей мешал.

Ну, это, как минимум. То есть, ещё раз повторю, что набор знаний, которые даст школа, меня лично волнует очень мало. Ну, то есть, конечно, это должна быть +/- обычная школьная программа. Но главное — не сами знания, а умение их, при необходимости, получать. Как от других людей, так и самостоятельно. Единственное, чего нельзя будет получить позже, это языковые навыки. Потому желательным видится раннее, по возможности, изучение, кроме русского, ещё и пары иностранных языков.
Не получают детёныши знаний в рамках требований школьной программы. Некому их по предметам учить. Учат непрофессионалы. Об этом отдельно поговорим. Кроме того, было обещано преподавание немецкого языка. Он не преподаётся по причине физического отсутствия преподавателя.

Что-то я и сам такого не ожидал. Как-то очень уж всё плохо. Откуда же тогда взялись восторги двухлетней давности? Дык, это... Во-первых, учительница классная другая была. Во-вторых, тогда не началось ещё преподавание предметов учителями-предметниками. В вальдорфских школах это позже происходит, чем в обычных. А нынешнюю нашу классную учительницу учителем назвать просто язык не поворачивается. Равно как и учителя математики. Если бы не бабушка наша, которая сама учитель математики, Даша не знала бы даже элементарных вещей. Тяжёлый случай. В самом деле.

↑ К оглавлению ↑

Что произошло со сменой классного учителя

Произошло следующее. Я терпеть не могу безграмотных восторженно-взбаламошных и истеричных дамочек в роли учителей. Особенно, со звёздной болезнью. Им, на мой взгляд, просто нечего делать в школах. Это глубоко личное. Мне самому в школе попалась безграмотная учительница русского и литературы со звёздной болезнью. Она учила меня целых семь лет. Я ненавидел её люто, она платила мне тем же, но по тогдашним "законам жанра" избавиться друг от друга мы не могли, а родители не считали возможным объяснить мне, что учителя — тоже люди, которым могут быть присущи даже и такие недостатки. Но она, тем не менее, была профессиональным педагогом и что-то да умела делать. Наша же нынешняя классная учительница не умеет делать ничего — ни учить, ни руководить. При этом, я вижу, что она, в общем, хороший человек, и делает всё, что может. Вопрос только в том, что не может она почти ничего, а также в том, что мы с женой оба категорически не приемлем непрофессионализма и непрофессионалов. И потом, нафига же нам надо, чтобы на нашей дочери за наши деньги производились эксперименты в области попыток сделать учителем человека, по набору знаний и личностных качеств не подходящего для такой работы?

В общем, научить детей чему-либо, наша новая классная учительница не в состоянии (ну не умеет она!), а родительские собрания, бывшие ранее для нас приятным времяпрепровождением, превратились в адскую муку. И за это мы ещё и платим деньги! И зачем бы нам такое счастье?

Но это не всё. Организовывать взаимодействие с родителями (да, собственно, и вообще с людьми) наша классная учительница тоже не в состоянии. Например, она говорит детям, что надо передать родителям нечто важное. И после этого считает, что её задача по доведению информации выполнена. При этом она не интересуется, как дети её поняли. Запомнили сказанное или нет. Не контролирует записи детей в дневниках. Не интересуется, довели дети информацию до родителей или нет. Не узнаёт, что родители ответили. И теперь так (то есть, никак) у нас организуется вообще всё. Можно в пятницу вечером узнать о том, что на субботнее утро запланировано какое-нибудь мероприятие. Более того, учительница имеет наглость обвинять детей в том, что они не передали информацию. И ещё более того... Я спросил о том, насколько нормальным считает такое отношение к вопросу ещё одна классная учительница, входящая в совет школы. Вы ни за что не догадаетесь, что она мне ответила! Впрочем, я и сам очень удивился.

А ответила она мне, что детям уже по 12 лет, и они уже достаточно взрослые, чтобы передавать информацию родителям. Что вина, в случае неверной передачи или непередачи информации лежит полностью на детях. Ну, тут я вообще в осадок выпал и от удивления поведал зачем-то прописную истину, которая гласит, что любой руководитель (а учитель, тем более, классный учитель, это руководитель) всегда действует одинаково. Он сначала убеждается, что задача вообще услышана, верно понята и принята как задача. Затем он контролирует выполнение задачи. Но не констатирует факт невыполнения после того, как стало уже поздно, а держит вопрос на контроле, когда задача ещё может быть выполнена. А потом руководитель ещё и оценивает выполнение задачи, поощряя отличное выполнение задания. И вы думаете меня кто-то услышал? Нет, мне сказали, что всё это ерунда, а детям уже по 12 лет, и они...

В общем, нам почему раньше в школе всё нравилось? Да потому, что наша предыдущая классная учительница вот эти и многие другие вещи из области обязательных для учителя, таки, знала и применяла на практике. А нынешняя — не в курсе даже того, как довести информацию до третьих, отсутствующих, лиц путём передачи информации вторым, присутствующим, лицам устно. Ну и нафига же нам, шо характерно, за наши же деньги, терпеть общение с таким человеком? Ну ведь абсурд совершеннейший! И потом, я считаю, что мы с женой оба имеем достаточно заслуг перед обществом, чтобы с такими людьми не общаться.

Кроме того, предыдущая классная учительница, в отличие от нынешней, имела приличное образование и воспитание. С нею было просто приятно общаться. Но, что главное, она по-настоящему любила детей. Надо было видеть и слышать, как она говорила о наших детях на родительских собраниях! А нынешняя... Прости Господи! В общем, знаете, после шашлыка варёная колбаса по 150 рублей за кг как-то не очень... А мы, как мне видится, давно заработали право не есть колбасу. Вот и...

Напоследок приведу ещё один пример "нереального профессионализма" нашей нынешней классной учительницы. Раньше учительница с детьми пару раз в год ставила отличные спектакли. Собственно, это входит в программу обучения. Ничего сложного, конечно, но дети знали роли и действовали на сцене слаженно. Смотреть было приятно. Спектакли, которые пытается ставить нынешняя наша классная учительница, это просто позор. Те же самые дети не знают ролей и не пойми, что на сцене вытворяют. А последний спектакль не состоялся вовсе, поскольку, по словам учительницы, "он ещё сырой". И его перенесли на олимпийские игры. Дык, конечно он будет сырой и даже мокрый! Двух провалов подряд нашей нынешней классной учительнице оказалось недостаточно, чтобы понять, что школьный спектакль поздно начинать готовить за месяц до его начала.

↑ К оглавлению ↑

Учитель математики

Математикой с Дашей занималась у нас всегда бабушка. Всё же-таки дипломированный учитель математики с тридцатилетним стажем. А тут она взяла да и уехала на некоторое время. Пришлось мне... И я увидел ошибки в домашних заданиях, ошибки в классных работах, а также, и это самое интересное, увидел, что детёныш регулярно не понимает нового материала, даваемого учителем. Пока я выяснял, что да как у других детей (надо же было убедиться), приехала бабушка и почти сразу же изъявила желание посетить урок математики, что и было для неё организовано.

Посетив урок, бабушка сделала однозначный вывод о том, что учитель математики учить не умеет. От слова "совсем". Это подтвердило мои предварительные выводы.

Посетив урок, бабушка сказала, что квалификация нашей учительницы математики не позволяет ей преподавать математику в школе. От слова "совсем". Что подготовка детей не соответствует принятым нормам и настолько слаба, что не позволит им продолжить дальнейшее изучение предмета. В частности, никто из класса даже таблицу умножения нормально не знает. Какое там уже что? Кроме того, налицо халатное отношение к своим обязанностям. И это полностью подтвердило мои опасения.

Но добавим уже немного конкретики, а то как-то...

  1. Учитель математики не готовится к уроку. Причём, зная, что другой учитель математики придёт смотреть. Это, на мой взгляд, вообще ни в какие ворота...! И, что самое неприятное, это означает, что она считает такую модель поведения нормальной — готовиться к уроку, на её взгляд, не надо.
  2. Следствием халатности учителя в отношении своих прямых обязанностей явилось то, что ребёнок у доски составил неверно два из трёх выражений, учитель на это никак не среагировал, а дети записали неверное решение с доски в свои тетради как образец. Если бы она готовилась, то увидела бы ошибки и поправила бы ученика у доски. Вальдорфская школа. Что стоит о ней знать до того, как...
    Вот, полюбуйтесь. И имейте в виду — я, чтобы убедиться, что это не Дашина ошибка, а именно было записано на доске в классе, проверил эту запись у других детей.
  3. Учитель математики не смог довести до детей способ решения задачи. Они ничего не поняли.
  4. Учитель математики не контролирует общую ситуацию и поведение детей во время урока.
  5. Учитель математики не контролирует ведение записей в тетради каждым учеником. С учётом численности детей в классе, это очень интересная ситуация. У нас были классы по сорок с лишним человек, но учителя делали это.
  6. Учитель математики не контролирует записи в дневниках.
  7. Учитель математики даёт решать на дом и в классе примеры с отрицательными числами, которых ещё не проходили, и удивляется во всеуслышание тому, что дети не могут понять такой простой вещи, как перенос числа из одной части равенства в другую с отрицательным знаком. Ну а как они должны это понять, если не проходили отрицательных чисел? Ну, объяснил дома, что это такое.
  8. Учитель математики не проверяет задачи и примеры, которые даёт на дом. Она, по идее, должна их прорешать сначала сама, а потом дать. Но даже не читает. Частенько части задания просто не видно на листах. Бывают и примеры с ошибками, и задания, которые сложно понять. Вальдорфская школа. Что стоит о ней знать до того, как...
    Посмотрите на картинку. Может быть, я тупой, но последнее задание я не понял. Но я потратил много времени, чтобы его понять. Зачем, спрашивается! Затем, наверное, чтобы заинтересоваться преподаванием математики.
  9. Учитель математики не знает, как решаются примеры с дробями путём сокращения. Поэтому вместо десяти или даже большего количества примеров успевает решить в классе только три. Это очень мало.
  10. Учитель математики не знает, что нормальные здравомыслящие учителя делят детей в классе на условные группы. И во время урока, и на дом детям из разных групп дают задания различной сложности. Разные задания есть в пособиях для учителей, придумывать не надо, надо только к уроку подготовиться. Давать разные задания необходимо, чтобы у сильных поддержать интерес к учёбе, а слабых заставить поверить в свои силы в момент преодоления, когда выполнил, и в момент похвалы учителя. Ну а когда в классе всего-то 8 человек, существует возможность для почти индивидуальной работы с каждым учеником. Но это же тогда работать надо. А мы работать не хотим. Мы хотим вместо этого с умным видом всякую дичь родителям на собраниях рассказывать.

И вы думаете, что это всё? Но нет. Вот вам пара любимых фраз нашей учительницы математики. И имейте в виду, что я проверил — она действительно такое говорила.

"У тебя каникул не будет, будешь вместо каникул ко мне ходить на занятия."
Шикарный стимул! Застрелиться и не встать! Я дома регулярно наблюдаю результаты такой системы общения.
"Илья, опять ты тупишь! Уйди от доски! Видеть тебя не могу!"
Это перед всем классом! Какое унижение человеческого достоинства! А какой роскошный пример для подражания! И это не раз и не два. Были и другие примеры публичного унижения достоинства учеников. Но как-то вот эти запомнились. И что, Илья будет после этого учить математику лучше? Сейчас, шнурки погладит, разбег возьмёт и... Ну, что тут сказать? Нехилая вальдорфская педагогика! Штайнеру повезло умереть, не увидев этого в вальдорфских школах. Ну и нам с женой тоже не всё понятно. Мы, что, вот за это деньги платим?

Зато нам теперь совершенно понятно, почему Даша наотрез отказывается с этой учительницей в поход идти. Я-то думал, что это из-за проблем с математикой. А оказалось, что как раз с математикой проблем-то и нет. Есть проблемы с математичкой. И разве, зная о таком поведении учителя, я могу её заставлять? Нет, конечно!

Всё бы ничего, но, если без пределов и интегралов прекрасно обходится всю жизнь большая часть населения планеты, то без базовых знаний, скажем, о простых линейных уравнениях и пропорциях жить на свете может оказаться довольно неудобно. И потом, если не знать этого, то как осваивать дальнейшую школьную программу? И речь-то ведь не только о математике. Без этих самых уравнений и пропорций невозможно изучать, например, химию и физику. Ну и педагогические приёмы горе-учительницы тоже не очень радуют.

А тут, значит, возьми да и приключись родительское собрание. Я туда идти не думал, но выяснилось, что туда по собственной инициативе собирается прийти учительница математики. Ну, пошёл. Заготовил список вопросов. Но задать вопросы мне не довелось. Учительница математики выступила так, что я понял — задавать вопросы просто некому. Этот человек никакого отношения к учительству не имеет. Её выступление свелось к двум вещам. Она сказала, что не может справиться с классом (в нашем классе всего 8 детёнышей) и попросила родителей провести работу с детьми в целях улучшения поведения на уроках и поддержания авторитета учителя. Не ну а какой может быть авторитет и поведение на уроках, если дети не понимают того, что ты им там вещаешь? Им же не интересно и скучно. Конечно, они будут на ушах стоять! Также, она поведала о том, что у неё нет ни учебников, ни годной методики преподавания, а также о том, что в направлении создания методики уже давно ведутся какие-то действия. Это учитель? Нет, это не учитель. Она даже не понимает, что стыдно родителям такое говорить. Тем более, тем родителям, которые платят деньги за обучение своих детей. И не стал я сотрясать воздух вопросами, которых учительница в силу недостатка знаний даже и понять не сможет. Но мы с женой были крайне удивлены (таких откровений никто из нас не ожидал) и именно тогда впервые говорили о том, что тут, пожалуй, пора уже что-то предпринимать.

Понимая важность проблемы, я попытался обратиться с этим в совет школы. Никакой реакции не последовало. Никто не принял мои слова всерьёз. Ну а меня такое преподавание математики не устраивает категорически. Базовые знания дети всё-таки должны получать.

↑ К оглавлению ↑

Новая мулька вальдорфской педагогики

Недавно началась новая тема для воплей детёныша из серии "я в школу не пойду". Шо характерно, вопли эти происходят исключительно по вечерам в среду и по утрам четверг. И вы сейчас поймёте, почему именно в эти дни.

Наши вальдорфские учителя, отчаявшись, по-видимому, вызвать интерес детей к себе и к преподаваемым предметам, изобрели новую угрозу, под страхом которой хотят заставить детёнышей учиться и вести себя на уроках прилично. Не смогли придумать ничего лучше, чем сообщить, что отныне те, кто имеет всякого рода долги (по домашним заданиям, контрольным и т. п.), будут оставаться после уроков по четвергам, чтобы все эти долги погасить. Уже неплохо! Я напомню, что школа у нас платная, а в классе нашем сейчас всего 8 человек, но в урочное время, таки, не справляемся. Но это ещё не всё.

Сидеть по четвергам дети будут столько, сколько надо. Сколько учитель скажет. А поскольку на школьный автобус успеть никак не получится, добираться из школы домой они будут на общественном транспорте. А до автобуса там, в принципе, не так и далеко, километра два, максимум. Опять же, полезно вечерком прогуляться. Перейти трассу (перехода нет) и дойти до домов, потом по частному сектору чуть-чуть, потом по лесу с километр, потом снова по частному сектору, и вот она — остановка. Всего-то идти минут двадцать-тридцать. Кроме пользы — ничего. Вам нравится? Но вы, может быть, решили, что это всё? Нет, и это не всё.

За каждый час вот этих четверговых внеурочных занятий ребёнок должен будет платить учителю сто рублей. Причём, из своего собственного кармана. Вот теперь вы наблюдаете новую мульку (методом назвать как-то язык не поворачивается) воронежской вальдорфской педагогики во всей красе. Ну и как вам...? И смех, и грех!

С одной стороны, смешно, конечно. Феерическая глупость! И, конечно, оценка стоимости собственного труда очень интересная. Сотка за час, это, мягко говоря, очень недорого. Ну, вот так люди сами себя оценили. То есть, понятно, что это всё пустые страшилки, и речь не о деньгах, на самом деле, но вот такие у них, значит, цифры в голове. Но это и всё, что тут есть смешного. Печального много больше.

  • Оно мне надо, вот эти детские вопли раз в неделю (пугают детёнышей регулярно) слушать и заниматься успокоением дитяти? Я за это деньги плачу?
  • Это, что же за учителя такие, которые не могут справиться с классом из восьми совершенно нормальных двенадцатилетних детёнышей?
  • Это, что, ядрёна-батона, вальдорфская педагогика? Хорошо, что товарищ Штайнер уже умер и не увидел этого. Повезло мужику.
  • А с точки зрения психологии, что это такое? Это попытка манипулирования путём устрашения. Один из методов жесткого психологического давления. По сути, это насилие.
  • А с точки зрения этики, что это такое? А это у нас обман. Отличный пример детям!

Ну, в общем, приехали. Однако сначала, чтобы не обострять..., мы просто каждый раз говорили дочери, что никто её не оставит после уроков, что надо сказать, что родители категорически запрещают ей оставаться, а если это не подействует, то надо позвонить маме или папе, дать трубку, и вопрос будет решён за минуту. Но в последний раз детёныш сказал, что никто с родителями говорить не будет, а к ней применят метод физического принуждения (возьмут за руку, не дадут сесть в автобус и отведут в класс).

Мне это всё надоело, и я объяснил дочери, что её просто разводят, как лоха, причём, самым дешёвым способом, а она на это ведётся, да ещё и родителям мозг выносит. То есть, вот так прямо и сказал. Истерика тут же прекратилась и появился интерес. Ну, я и рассказал, пока есть интерес, что это просто запугивание, и про то, почему никто даже и не собирался ничего этого делать. Привёл аргументы и примеры. А когда детёныш окончательно успокоился, я порекомендовал в следующий раз поведать учителю, который попытается её ещё раз таким образом напугать, что не боится, так как прекрасно понимает ситуацию и то, что никто из учителей не посмеет ничего подобного насильно сделать, а также то, почему не посмеет. А ежели это не сработает, то позвонить мне или маме, и мы так поговорим с учительницей, что она больше никогда ничего подобного никому говорить не будет.

Не знаю пока, что из этого выйдет, но не вижу, что я тут теряю. Зато дочь кое-что узнала об этой жизни. И это точно пойдёт ей на пользу.

Я вспомнил-то об этом всём сейчас потому только, что на днях слышал рассказ о том, как в одну из платных школ (не общеобразовательную) приезжал куратор. Он проинспектировал школу, провёл несколько показательных уроков сам и выслушал жалобы учителей на плохое поведение детей и их нежелание учиться. В ответ он сказал, что дети тут ни причём, что эти жалобы свидетельствуют лишь о том, что учителя не понимают одной простой вещи: того, что в их задачи входит сделать так, чтобы дети хотели учиться. И тогда они будут с радостью делать всё, что надо, и вести себя на уроках хорошо. Также, он сказал, что для этого существует масса методической и педагогической литературы, к которой надо обращаться в случае возникновения подобных проблем. Сказал, что надо читать и пробовать применять на практике различные методы и приёмы, выбирая для себя наиболее эффективные. Ну и назвал какие-то книги и авторов. Поскольку куратора уважали, его слова не пропустили мимо ушей, а последовали его совету. И, шо характерно, все эти проблемы в очень скором времени и ко всеобщему удовольствию разрешились. Это директор и хозяин школы рассказал.

Как видите, наши местные вальдорфские педагоги смотрят на вопрос несколько иначе, чем тот куратор. Жаль. А ещё за это мы платим, как вы увидите ниже, не только деньгами, но и временем. И немалым — пятой частью жизни дочери. Да и своего тратим достаточно. И потом, какому из принципов вальдорфской педагогики соответствует описанная здесь новая мулька?

К слову..., дети нашего класса всерьёз боятся, что их выгонят из школы. Не знаю, кто и как именно внушил детям такую мысль. Это я узнать не пытался. Но сам факт проверил, когда Даша мне об этом рассказала — такой страх у них есть. Это нормально, как думаете?

Ну...? Действительно, "кадры решают всё". А с кадрами в "Радуге", похоже, полная засада. Ну, коль эти самые кадры до такого додумались! Если, конечно, слово "додумались" тут вообще уместно.

↑ К оглавлению ↑

Отсутствие систематического образования

Ни один из опрошенных мною учителей воронежской вальдорфской школы не смог ответить мне, что такое систематическое образование. Но я уверен, что любой из моих сокурсников, даже самый закоренелый двоечник, ответил бы на этот вопрос, не задумавшись ни на секунду. Я уже рассказывал выше о том, что такое систематическое образование и почему оно может быть только таким, поэтому сейчас просто расскажу об одном недавнем событии.

Задала наша классная учительница детям выучить "Буревестник". Дети, конечно, решили, что это просто такой странноватенький стишок о птичках. Ну а что ещё они могли решить, если не знают, кто такой Максим Горький и какое отношение он имел к революции? Не проходили они ещё ничего этого. Ну, объяснил сам, что Горький не орнитолог, а стихотворение вовсе не о птичках. Рассказал про революцию и прочее. Час целый рассказывал. Вроде как, объяснил.

В скором времени представился случай спросить у учительницы, какого морского дьявола она именно этот стих учить дала, а также поинтересоваться тем, знает ли она сама, о чём, на самом деле, этот стих. Ответ ошеломил! Процитирую: "...чтобы жизнь мёдом не казалась. Я спросила у Анастасии Владимировны, что дать, она сказала дать "Буревестник". Я и дала." Об чём те звуки речи и, кто такой Горький, разумеется, она тоже без понятия. Чего я к ней привязался с этим стихом, она так и не поняла. Ну а я объяснять не стал. Зачем?

Между тем, человек с педагогическим образованием никогда и ничего не станет делать просто так. Он понимает, что может навредить необдуманными действиями. И знает, для чего, когда и какие действия ему надобно совершать. И может объяснить каждое совершаемое действие.

И это только один из последних примеров. Яркий и очень понятный. В общем, систематического образования мы в воронежской вальдорфской школе, как и в государственной, не получаем. Остаётся вопрос о том, зачем бы нам тогда такое счастье?

↑ К оглавлению ↑

"Декларировать" и "реализовать" — вещи разные.

Давайте теперь зададимся чуть иными вопросами.

А является ли воронежская вальдорфская школа, на самом деле, вальдорфской? Хороший же вопрос!

И вот на этом самом месте я начал, было, выписывать принципы вальдорфской педагогики и пытаться определять то, насколько полно каждый из этих принципов в воронежской вальдорфской школе реализован. Но есть с этим делом пара серьёзных проблем.

Во-первых, у меня нет готовых методов оценки. Их надо изобретать. Причём, не только изобретать, а ещё и объяснять. Иначе будет непонятно, откуда взялась та или иная оценка. Разработать методологию и объяснить её можно. Но вы будете читать такой трактат? Да и разработка — дело не пятиминутное.

Во-вторых, я марксист и материалист. Поэтому не могу принимать всерьёз методику, философской основой для которой служит антропософия — религиозно-мистическое учение, созданное эзотериком, оккультистом, ясновидящим и мистиком, Рудольфом Штайнером. Пожалуй, я просто не готов тратить время на изучение принципов, в основании которых лежит псевдофилософия.

Кроме того, в предыдущей публикации совершенно ясно описано то, зачем мы отдали дочь в эту школу. Вовсе не потому, что она вальдорфская или ещё какая, а потому только, что в государственной школе ребёнку пытались привить извращённые нормы морали. А была надежда, что в вальдорфской школе этого не будет. В общем, принципы и не были важны. Лишь бы учительница была хорошая. И она была. А теперь её нет. И всё. Ответственный профессионал уступил место безответственному дилетанту. И чего анализировать эти принципы, если по причине отсутствия квалифицированного персонала невозможна реализация каких-либо принципов? Вот и не будем анализировать. Незачем. Принципы реализовывать просто некому. Это же очевидно!

Короче говоря, пусть эту школу на соответствие вальдорфским принципам кто-нибудь другой проверяет, ежели вдруг у этого "ктонибудя" такое желание вдруг прорежется.

Ну а если дать общую характеристику, то налицо некие внешние атрибуты "вальдорфскости". То есть, учебников нет, преподавание ведётся по эпохам, праздники школьные случаются, стены красятся нарочито криво и т. п. То есть, школа, вроде как, всё-таки вальдорфская. Но это, на мой взгляд, именно "вроде как", поскольку вальдорфских методик преподавания некоторых основных предметов попросту нет. Об этом, как мы уже знаем, учительница математики говорила на родительском собрании открытым текстом. Кидать мячик ученику, чтобы он его обратно бросил после ответа — это, конечно, хорошо. Но мячик можно заменить, чем угодно. Выходом к доске, вставанием с места, колокольчиком, шахматными часами, арбузом и т. д. А вот заменить умение быть одновременно преподавателем, руководителем и воспитателем (именно это должен уметь делать учитель), к сожалению, невозможно вообще. Как невозможно хорошо и систематически учить, руководить и воспитывать группу детей при отсутствии методик обучения и воспитания. Причём, невозможно вообще, независимо от того "вальдорфская" это школа или какая-нибудь иная.

Итак, однозначного ответа на один из главных вопросов я вам не дам. Я, на основании имеющегося личного опыта, считаю, что у воронежской вальдорфской школы нет достаточного количества профессиональных кадров и методик преподавания. И по этой причине в обсуждаемом учебном заведении не могут быть реализованы ни принципы вальдорфской, ни какой-либо другой педагогики. В школе вообще не может быть выстроен нормальный учебно-воспитательный процесс.

Но, может быть, я ошибаюсь. Возможно — это нам и ещё одному классу, про который я получаю информацию от родителей регулярно, просто не повезло, а остальных есть, кому учить. И этот "естькомуучить" владеет всякими вальдорфскими методиками в совершенстве. Сомневаюсь, конечно, но наверняка не знаю.

Правда, мою надежду на светлое будущее (ну, по крайней мере, на светлое будущее моей дочери в вальдорфской школе) убивает ещё и тот факт, что мне хорошо известно, как управляется эта школа. В течение нескольких месяцев я входил в состав совета школы. Потом ушёл, поняв, что делать мне там нечего. Но мне не нравится, как управляется школа. Не буду распространяться на эту тему и ни на какие вопросы отвечать не стану (вопрос этики), но, на мой взгляд, при таком управлении, невозможно добиться нормальной организации учебно-воспитательного процесса и достойного качества образования. А "мой взгляд" — это всё-таки взгляд пожилого управленца с солидным опытом и подтверждённой квалификацией. И, безусловно, это одна из причин, по которой мы хотим уйти.

↑ К оглавлению ↑

Риски

В воронежской вальдорфской школе "Радуга" считается дикой идея о том, что детский досуг во внеурочное время (во время перемен и иных промежутков между уроками и прочими мероприятиями) должен кем-то организовываться и контролироваться. Таким образом, вне уроков дети в школе предоставлены сами себе и делают всё, что им заблагорассудится. То есть, абсолютно всё! К счастью, на моей памяти дети отделывались лишь серьёзными травмами (пара-тройка месяцев в больнице и всё...), но никто не погиб. Это удивляет, имея в виду то, чем заняты дети вне уроков, и то, какая лестница ведёт на второй этаж.

Я поднимал этот вопрос на Совете школы и предлагал принять некоторые простейшие меры по обеспечению безопасности. Говорил, что бережёного Бог бережёт, напоминал известный библейский пример, свидетельствующий о том, что о своей безопасности человек (и даже Сын Божий) сам тоже должен думать, а не искушать Господа глупыми поступками. Но на меня просто посмотрели, как на идиота. На том всё и закончилось, хотя только в нашем классе за год случилось три случая получения детьми серьёзных травм. В одном из этих случаев Дашина одноклассница получила очень серьёзные множественные травмы, которые, однозначно, негативно отразятся на её здоровье в будущем. Это произошло в ходе таких детских развлечений, которых не должно было в школе быть ни в коем случае. Даже говорить не хочу, что они делали! Если бы нечто подобное произошло во время школьных занятий с моей дочерью, то я бы (по причине гнусности характера, подогреваемой ещё и спортивным интересом), наверное, со школой судился и писал бы письма во все инстанции, требуя проверок компетентности руководства и учителей, а также немедленного закрытия опасного заведения. И закрытие случилось бы очень скоро. Но мама этой девочки не от мира сего. Приняла тот факт, что дочь, получив травму во время школьных занятий, пролежала несколько месяцев, как должное, и ничего не стала делать.

В воронежской вальдорфской школе работники медицины не бывают. За исключением, конечно, сотрудников скорой помощи. Эти бывают регулярно. В школе царит антисанитария. То есть, мало кто из сотрудников вообще слышал о том, что такое санитарные нормы, не говоря о том, чтобы их соблюдать. Это касается вообще всех помещений школы. А вы бы видели, что там с питанием и посудой делается! Разумеется, какой-либо профилактики чего-либо, а также каких-либо обследований не проводится. Санитарно-эпидемиологического контроля нет и в помине. В этом, правда, есть и свои плюсы. Например, я узнал, как выглядят вши и гниды. Никогда раньше не видел. Не было у нас их ни в школе, ни в армии. В течение нескольких месяцев дочь приносила их на себе из школы. Только выведем — снова... Красота!

Позиция совета школы, примерно, следующая. "Это всё (всю эту медицину и прочую профилактику) придумали трусы. А врачи в школах ничего не делают, только бумаги всякие для начальства заполняют. Толку от них всё равно нет. И вообще у нас нет места для кабинета и нет денег, чтобы врачу платить." Позвонил я тогда и сходил в гости к своей однокласснице, которая очень в теме. Она мне рассказала, как, что и почему должно быть в школе. А когда я попросил, предложила бесплатную помощь в организации всего, что надо, чтобы минимизировать риски. Я всё это пересказал на заседании совета. Как об стенку горох!

Короче говоря, в воронежской вальдорфской школе вопросы безопасности никогда даже не обсуждаются. За исключением, разумеется, случаев, когда надо получить какое-либо разрешение. Нет и ответственных за эти вещи лиц. Нет, на бумаге-то они есть (иначе ведь не дадут разрешение), но вряд ли помнят, за что они там когда-то расписались. Учения никакие не проводятся. А представьте, что будет, случись пожар. Ошалевшая толпа будет. Не от огня будут пострадавшие. Будут задушенные и затоптанные в панике. Но руководство школы относится к этому всему так, как будто воронежская вальдорфская школа, в числе прочих признаков совершенной исключительности, гарантирована от всяческих несчастий, будь то, эпидемии, травматизм, бедствия всякого рода и т. п. И плевать, что практика самой же школы свидетельствует об обратном. И плевать на весь человеческий опыт, который говорит (вопит просто!) о том, что в местах скопления людей следует принимать превентивные меры, снижающие риски и уменьшающие возможный ущерб.

Что до нас, то после посещения в больнице Дашиной одноклассницы мы с женой обсуждали вопрос рисков. Но как-то не дошли в обсуждении до крайних мер, а потом тема постепенно заглохла. Однако сейчас дополнительные риски, которые мы несём в воронежской вальдорфской школе стали одним из факторов, повлиявших на решение об уходе. Зачем бы нам рисковать здоровьем дочери, если мы перестали получать за это что-либо нас интересующее? Раньше получали, а теперь...

К вопросу о рисках.
Хроника последних событий.

20.05.2019

Сегодня около половины восьмого вечера звонит мне мать одной из Дашиных одноклассниц, и я от неё узнаю, что в пятницу (а сегодня понедельник) Даша серьёзно повредила её дочери глаз. То есть, ребёнок сейчас одним глазом не видит. И узнаю я это на четвёртый день. И, заметьте, не от классного руководителя или иного работника школы. И не от своей дочери, что тоже интересно.

Звонит мать одноклассницы для того, чтобы сообщить, что у неё ни к нам, ни к Даше никаких претензий нет (она-то не могда предполагать, что мы ничего не знаем) и спросить, чей телефон дать сотруднику полиции, который этим делом занимается. Ну, мой телефон, конечно, надо дать. Сразу же позвонила тётя-майор, договорились на завтра на 14:00. Даша должна дать объяснение в присутствии родителя. Дел на 15 минут, но неприятно.

После звонка тёти-майора я учинил допрос дочери. И она рассказала, что на уроке по растениеводству, учительница сказала двум девочкам, встав друг к другу спиной на узкой грядке, двигаться навстречу друг другу и вырубать траву тяпкой. После этого учительница занялась какими-то своими делами. Даша в очередной раз замахнулась, заведя тяпку за плечо, чтобы посильнее ударить по каким-то там корням, и врезала тяпкой в глаз своей однокласснице, которая оказалась сзади. Как и зачем одноклассница повернулась к ней лицом, никто не знает. Может, сказать что-то хотела. Да не суть...

Вроде как, несчастный случай. Но, на мой взгляд, это не несчастный случай, а случай несоблюдения техники безопасности и прямое следствие непрофессионализма учителя. Надо понимать, что двенадцатилетних городских детей следует сначала учить работать тяпкой (они же её не видели никогда), потом сто раз убедиться, что они всё делают правильно, а потом следить за ними всё время, а не заниматься чем-то другим. Ну и спиной друг другу двигаться не стоит даже взрослым.

Да, собственно, что я в объяснения ударился? Всё и так совершенно понятно. Посмотрим, что завтра в полиции будет.

21.05.2019

А в полиции ничего интересного не произошло. Приятная во всех отношениях тётя-майор записала показания детёныша, дала мне их прочитать и подписать. Сняла и мои показания. Действительно, пятнадцать минут всех дел.

Интересное произошло в школе. Пока я ждал Дашу, чтобы съездить в полицию, случайно встретил в коридоре её классную учительницу и поинтересовался её оценкой произошедшего. И (вы не поверите!) она обвинила во всём произошедшем, как думаете, кого? Учителя? Дашу? Но нет, она обвинила во всём Дашину одноклассницу, Вику, которая получила тяпкой в глаз. Мол, сама виновата, вечно эта Вика вертится и лезет, куда не надо. Это, кстати, дословно.

Я дар речи на какое-то время потерял, а когда обрёл, то просто промолчал. Ну а что можно сказать на такое? Возмущаться? — глупо. Что-то из области этики и морали объяснять взрослой тёте? — ещё глупее. А когда учительница спросила, почему, собственно, я любопытствую, ответил, что просто хотел услышать её личную оценку произошедшего, что уже услышал, всё понял и больше вопросов не имею. Ну-у, правду ответил. И услышал, и всё понял. Умолчал только о выводах, которые сделал.

Но потом я задал и весьма интересовавший меня вопрос о том, почему нам, родителям, ничего не сообщили? Ни на секунду не задумавшись, учительница наша классная поведала мне, что им не до нас было. Сначала с раненой Викой они все прыгали, потом скорая приехала... Ну, — спрашиваю, — а когда скорая уехала, почему не сообщили? И тут уже учительница не нашлась, что сказать. Да я и не настаивал, перевёл разговор на другую тему. Мне всё стало уже после первого ответа понятно. Это называется "непрофессионализм, недисциплинированность и разгильдяйство", ставшие визитной карточкой воронежской вальдорфской школы. Кстати говоря, дочь сказала, что не сочла нужным сообщать, не придав особого значения событию. Оно и не удивительно. Такие примеры для подражания у неё шикарные! Подумаешь! — врезала человеку тяпкой в глаз... Не нарочно же... Ну не видит теперь человек одним глазом — дело-то житейское. Может, ещё будет видеть.


31.05.2019

В связи с произошедшим я поинтересовался тем, кто по закону несёт ответственность за действия несовершеннолетнего (до четырнадцати лет) гражданина РФ во время его пребывания в школе. Может быть, вам это пригодится.

Всю полноту ответственности во всех случаях (что бы ни натворил ребёнок) несёт образовательное учреждение. Как юридическое лицо — материальную ответственность. И как физическое лицо несёт ответственность (вплоть до уголовной) должностное лицо, работник школы, в обязанности которого входил надзор за детьми в момент совершения ими противоправных действий и любых других, повлекших какие-либо неприятные последствия (причинение ущерба, вреда здоровью и т. п.). Причём, практически независимо от того, где и как это произошло, на территории школы, на прилегающей территории или за её пределами, отвечает учитель либо иное ответственное лицо.

Ответственность родителей "начинается" тогда, когда несовершеннолетний детёныш, по окончании занятий (не только уроков, а любых занятий, включая ожидание автобуса, школьные кружки, дополнительные занятия и т. п.) покинул пределы школы и её территории или вышел из дверей школьного автобуса. Соответственно, и "заканчивается" она в момент, когда ребёнок вошёл на территорию школы. При этом, правилами внутреннего распорядка учебного заведения и должностными инструкциями определяется, кто лично отвечает за действия вашего ребёнка. А то, что не определено внутренними документами, определяет закон.

Основной правовой базой являются статьи 1064, 1068, 1073, 1074, 1080, 1082 и 1083 ГК РФ.

Да, чуть не забыл...
...если несовершеннолетний детёныш свалил из школы в период времени, когда должен был находиться в школе или на её территории, то отвечают за все его действия, опять же, школа как юридическое лицо и учитель как физическое лицо. То есть, ежели он угнал машину и кого-нибудь задавил, то материальные компенсации, определённые судом, выплачивает школа, а в тюрьму садится учитель и/или другие должностные лица, по чьей вине ребёнок сбежал из школы. Родители считаются невиновными.

15.09.2019

К счастью, всё закончилось нормально. Зрение у девочки восстановилось. Видит обоими глазами.

↑ К оглавлению ↑

Время. Серьёзнейший вопрос!

В ходе написания прошлой статьи, говоря о времени, требующемся для доставки детёныша в школу и из школы, я думал только о своих временных затратах. Однако они-то как раз оказались незначительными, поскольку мы поделили их пополам ещё с одним родителем. Раз в две недели я должен забирать наших детей из школы. Это, конечно, не смертельно. Но...

Но вот детёныш! И как я сразу не подумал? А детёныш тратит на дорогу и ожидание автобуса что-то порядка 400 (четырёхсот!) часов в год. Это 10 полноценных рабочих недель. Или более двух рабочих месяцев в году. Это почти 20% года. Пятая часть жизни! Не многовато ли? Многовато? Не то слово! На самом деле, это просто катастрофа.

И в ходе нашей жизни проявляется эта катастрофа в том, что у дочери практически не остаётся времени ни на какие занятия, кроме английского. А 400 часов в год позволили бы за пару-тройку лет достичь очень высоких результатов в любом виде спорта или искусства. Да что там...! — 400 часов в год, которые тратит за 12 лет обучения ученик воронежской вальдорфской школы, живущий, кстати, недалеко от неё, эквивалентны по времени курсу высшей школы. Это 6400 академических часов — даже больше, чем курс высшей школы. То есть, за время, которое потратится моей дочерью на дорогу, можно получить высшее образование.

Возникает очень серьёзный вопрос о том, за что мой ребёнок платит пятой частью своей жизни и всякими упущенными возможностями. Раньше всё было понятно — она платила своим временем за удовольствие, получаемое ею и нами, родителями, а также за обучение и воспитание. Ну а сейчас-то удовольствия нет. Ни мы, ни дочь в школу ходить желанием уже не горим. Обучение и воспитание тоже никуда не годятся. Ну а коль так, то за что мой ребёнок должен платить часами своей жизни? Ей кто-то их вернёт? А за что мы деньги платим? Тоже вопрос, хотя, в сравнении с 20% жизни ребёнка, 156 тысяч в год это, конечно, уже мелочь.

Честно говоря, стоило написать этот текст уже хотя бы для того, чтобы осознать вот это вот всё про время. Не очень приятные мысли, кстати. И очень жаль времени, потраченного детёнышем в этом учебном году. Но ничего уже не изменишь. Ошибки, совершаемые нами в части воспитания и обучения своих детей, к сожалению, невозможно исправить до конца. Просто потому, что человеку только раз в жизни бывает 12 лет. А когда ему уже 14, нельзя изменить то, что делалось в 12. Зато можно влиять на будущее. Вот на этом-то мы и сконцентрируемся.

В общем, отдавая ребёнка в воронежскую вальдорфскую школу, которая находится в Бабякво, слишком переживать за транспортные проблемы не стоит. Единственное, что бывает неприятно, это, когда в холода или в дождь автобус опаздывает. А так... — автобус доставит отовсюду без проблем. Но вот то, стоит ли платить за удовольствие учиться в Радуге пятой частью жизни ребёнка, которая будет потрачена на дорогу, это большой вопрос. Как-то я раньше об этом не думал.

↑ К оглавлению ↑

Деньги и немного о грустном

В текущем учебном году оплата за школу составляла 156 тысяч рублей в год. Десять месяцев по 15600 рублей. Понятно однако, что в реальной жизни это где-то 200 тысяч в год. Надо же давать детёнышу какие-то деньги на еду (то, чем кормят в школе, не слишком съедобно), а также оплачивать всяческие школьные мероприятия, каковых хватает. Мероприятия, это хорошо, но мы же тут о деньгах и, разумеется, о том, что мы за эти деньги получаем.

Нас с женой стоимость обучения раньше вполне устраивала. Ровно до того момента, пока не сменилась классная учительница и не появилась нынешняя учительница математики. Платить 200 тысяч в год плюс 20% детской жизни за то, что ребёнок фактически не получает образования, это, согласитесь, несколько странно.

Но мы платили бы и дальше, если бы Даша хотела ходить в эту школу и участвовать в школьных мероприятиях. Но она больше этого не хочет. Не хочет ехать в Самару, так как не желает позориться, участвуя в неподготовленном спектакле. Не хочет идти в поход, так как им руководит учительница математики, которая ей, мягко говоря, не нравится лично.

Резюмирую сказанное. Ещё год назад нас настолько устраивало то, что Даша учится в вальдорфской школе, что мы бы заплатили за обучение и больше, если бы это потребовалось. Но последний год обучения оказался таким, что мы не готовы оставить ребёнка в этой школе даже и в том случае, если не мы, а нам будут выплачивать деньги в размере стоимости обучения.

И потом, немецкий язык где? Было обещано, что будет два языка. А немецкого нет. А почему оно так? Мы же рассчитывали, что он будет. И это ведь тоже отчасти финансовый вопрос, хоть и не только финансовый.

Кроме того, коль уж зашла речь о деньгах, в вальдорфских школах существует такое понятие как "льготники". В воронежской вальдорфской школе льготники тоже есть. Это те дети, родители которых не в состоянии оплачивать полную стоимость обучения, но хотят, чтобы их дети учились именно здесь. Им предоставляются льготы по оплате. Иначе говоря, они просто меньше платят за обучение. То есть, получается, что в стоимость обучения включено и финансирование недоплат вот этих самых льготников. При этом постоянно говорится, что денег не хватает на то-то и то-то, а стоимость обучения увеличивать некуда, поскольку и так не все могут платить. Получается полная ерунда.

Я не против благотворительности. Но я против того, чтобы за меня решали, кому её оказывать. А решения по льготникам принимаются келейно учителями школы, а не родителями, которые платят деньги. Таким образом, создаётся впечатление, что это делается ими, исходя из каких-то личных предпочтений или интересов. А лично я не хочу платить за ленивых и нерадивых просто потому, что кому-то так захотелось. Не имею такого желания. Россия и Воронеж не единственные места, где есть вальдорфские школы и льготники. Но в других-то странах льготники компенсируют недоплаты отработками. То есть, выполняют различные работы в школе, а школа не нанимает персонал, который эти работы выполнял бы за плату. И всем хорошо. Но у нас не так. Льготники не обязаны ничего отрабатывать. То есть, условия у всех одинаковые, независимо от суммы оплаты. Отсюда несколько интересных вопросов. Зачем нам платить деньги за людей, которых мы даже не знаем? Зачем нам платить полную сумму обучения, если можно платить, например, половину, и от этого ничто не изменится? И почему, если уж мы платим полную сумму, никто не спрашивает нас, когда принимается решение по льготникам, хотим мы платить за этих людей свои деньги или нет?

От этого всего страдает, в первую очередь, чувство справедливости, что создаёт дополнительный дискомфорт. Да и здравый смысл-то где? Я так думаю, что многие родители вообще не знают о существовании льготников. Мы ведь тоже ничего этого тоже не знали, когда пришли в эту школу. И уж точно, что подавляющему большинству родителей неизвестно, насколько много в школе этих самых льготников. Иначе бы народ возмущался. Так что...

...вот вам ещё одна из капель, наполнявших чашу нашего терпения, ныне уже переполненную. Ещё одна составляющая возникшего дискомфорта. И, на минуточку..., мы за это платим деньги. А зачем, если можно так же неуютно чувствовать себя в государственной школе, причём, совершенно бесплатно?

Я много раз на совете школы говорил о том, что родители являются, по сути, заказчиками платной услуги. Независимо ни от чего. По сути это именно так. И что все финансовые и прочие другие проблемы школы идут от того, что родители не настолько довольны, чтобы рекомендовать эту школу другим родителям. В школе просто слишком мало учеников. Ну а как можно кому-то рекомендовать? Я порекомендовал школу дважды. Одни пришли, посмотрели и ушли, ужаснувшись имеющейся антисанитарии. Другие привели двоих детей, и те учатся. Но родители теперь пребывают в ужасе, но уходить собираются по каким-то причинам только на будущий год, а не прямо сейчас. И у них есть причины быть недовольными. А поначалу даже возникла серьёзная проблема и конфликт, едва не закончившийся судебным разбирательством. Я вынужден был активно участвовать в улаживании этого конфликта. И оно всё затухло со временем, но не забыто, конечно, никем. Как думаете, я буду рекомендовать кому-то ещё эту школу? А моя жена? А ведь мы оба, так уж вышло, имеем огромные круги общения, гораздо большие, чем у большинства людей.

↑ К оглавлению ↑

Выходит — всё за то, чтобы уйти?

Честно говоря, садясь за написание этой статьи, я надеялся найти какие-нибудь причины ничего в нашей жизни не менять и оставить детёныша учиться в вальдорфской школе дальше. Это же какой головняк, смена школы! А ведь лень-матушка раньше нас родилась. И пока что царь наш, батю..., то есть, президент, Владимир Владимирович Путин, не подписал указ о её полной и окончательной отмене на территории Российской Федерации. Да и вообще в переменах такого рода приятного и хорошего мало. Но я не нашёл причин, чтобы остаться. Напротив, в ходе размышления я нашёл дополнительные причины, чтобы уйти, о которых раньше как-то и не думал.

Я надеялся, что эта глава получит иное название и будет содержать нечто вроде SWOT-анализа, который поможет сделать верный выбор, или хотя бы обычную таблицу с плюсами и минусами. Я даже думал о том, что надо будет присвоить факторам в таблице разную степень значимости. Но ничего такого просто нет смысла делать. Всё за то, чтобы уйти. Всё и все (и я сам, и жена, и дочь) против того, чтобы остаться. Нет смысла даже рисовать таблицу, поскольку в ней были бы практически одни минусы и лишь несколько затерявшихся на общем отрицательном фоне плюсов. Может быть, для кого-то это иначе (ведь все мои оценки субъективны, и остаются же почему-то другие дети учиться в нашем классе), но для нас с женой и дочерью всё именно так — одни минусы. А очень и очень жаль! Обучение дочери в вальдорфской школе виделось решением проблемы со средним образованием. И даже, в какой-то степени, было осуществившейся мечтой. Ведь поначалу всё было просто прекрасно!

Вот уж воистину: "Кадры решают всё." Ничего тут не поделаешь. Но возникает вопрос о том, куда уходить. Впрочем, это тоже уже решено.

10.05.2019

Небольшая иллюстрация к теме.

Вчера Даша ходила к моим родителям в гости. Бабушка (моя мать) — филолог, бывший преподаватель соответствующего факультета педагогического института, автор весьма эффективной методики преподавания русского языка и т. д. В общем, человек многоопытный, знающий и отлично умеющий объяснять и учить. Поэтому мы с женой попросили бабушку помочь с морфологическим разбором, с коим у детёныша были проблемы, а сами уехали в гости к друзьям праздновать День Победы.

И вдруг звонит бабушка и заявляет, что с морфологическим разбором они справились. Но говорит, что Даше необходимо будет ещё несколько раз к ней прийти, поскольку уровень знаний её по русскому языку, мягко говоря, неудовлетворителен для её возраста и класса, в котором она учится. А если честно, то можно сказать, что она вообще ничего не знает о предмете.

Вот те нате! А ведь детёныш-то четвёрки и пятёрки по русскому языку в школе получает. Как же так? Безобразие! Ну, посовещались и разработали план занятий с обеими бабушками. Одна — математику будет преподавать, другая — русский язык.

Меня, на самом деле, мало волнует русский язык. Даша входит в число людей, обладающих врождённой грамотностью. Но всё-таки базовые знания человеку иметь следует. Просто для того, чтобы в будущем иметь возможность учиться дальше, используя эти знания. А выходит, что вальдорфская школа в её нынешнем варианте не даёт базовых знаний даже по гуманитарным предметам (по истории я дочь сам экзаменовал — нулевые знания), убивая возможность получить нормальное образование и представления об окружающем мире, в достаточной степени отражающие реальность. А это с гарантией негативно повлияет на качество жизни. Ну, если рассматривать дочь не как потенциальную домохозяйку, а как человека, который сам будет выбирать себе дорогу. Дело в том, что наличие базовых знаний о мире как раз и даёт возможность свободно выбирать себе дорогу. Точнее говоря, является одной из двух необходимых для этого вещей. Да-да, таких вещей всего две. Ну, на мой взгляд.

Куды бечь?

Ну а действительно, куда? Частных школ, предлагающих среднее (началок-то хватает) в Воронеже, кроме "Мариоля", нет. А "Мариоль" — это по ряду причин, которые мы тут обсуждать не будем, точно не наш вариант. Стало быть, уходить будем обратно в государственную школу. Я так думаю, что психика детёныша уже достаточно окрепла, чтобы не поддаться негативным влияниям, как это было в начальной школе. Я так думаю, что основные нормы морали и стереотипы поведения у Даши уже сформированы и стали неотделимой и нерушимой частью её личности. В общем, мы год попробуем поучиться в государственной школе. Если будет плохо, то перейдём на семейное обучение, да и всех дел. Терять-то нам нечего. Да хоть бы и было... Не собираемся мы ничего терять!

Что хорошего есть в школе "Радуга"?
Да куча всего!

Конечно, не всё в "Радуге" плохо! Есть в воронежской вальдорфской школе и много хорошего. Это то, что они ставят там спектакли, в которых участвуют все дети. Это шикарные общешкольные праздники. Это походы. Школьные и классные. Это ежегодные мероприятия с участием всех вальдорфских школ, проходящие в разных городах страны. Причём, очень хорошо здесь то, что родители вместе с детьми многое делают. Но это не всё и, на мой взгляд, не это даже главное.

Более всего в "Радуге" мне нравится то, что детям не уродуют душу. Они не получают "нетрудовых" хороших оценок. Они не получают грамот за сбор макулатуры, которого не было. В общем, детей там, по крайней мере, не учат профанации деятельности и отчётности о деятельности вместо деятельности. Детей не учат обманывать и считать обман нормой поведения. Это, конечно, очень большое преимущество, в сравнении с государственной школой. По сути, именно наличие этого большого преимущества является и причиной моих сомнений (уходить или остаться), и причиной написания этой статьи. Я хотел проанализировать и обдумать ситуацию. И обдумал. И довёл результаты до всех домашних. И вот, что получилось.

Это преимущество, хоть оно и велико, даже вкупе с остальными перечисленными положительными моментами, не компенсирует отсутствия у ребёнка базовых знаний по основным предметам. В конце концов, должен же человек знать, как разделить отрезок пополам! Кроме того, Даше 12 лет. Это уже довольно-таки пожилой детёныш. И, по большей части, сформировавшаяся личность. По крайней мере, она уже способна самостоятельно давать вполне зрелые оценки событиям и людям. Поэтому я не думаю, что обучение в государственной школе сможет нанести нам значимый вред. Да мы и не позволим этому случиться в любом случае. Если всё будет слишком уж плохо, то перейдём на семейное обучение.

Но это мы так решили. Несмотря на массу положительных вещей, которые есть в "Радуге". Скажу больше. Если бы не уход классного учителя и, будь у нас другая учительница математики, то и мыслей об уходе из школы у нас бы не возникло. Но, что уже случилось, того не воротишь. Надо оценивать риски и перспективы, чтобы предпринимать действия. И не надо оглядываться назад. Чего всем и желаю.


Итак, тема сегодняшней статьи исчерпана. Надеюсь, что прочитали с пользой и интересом. Ежели есть, что сказать, то милости прошу говорить. Здесь есть система комментирования постов. Прокрутите страницу ниже.

До свидания!



P.S.

На самом деле, уходить очень жаль. В первые два года в школе Даше было очень хорошо. И нам было хорошо. Но всё изменилось. Оставаться, к сожалению, просто нет смысла. За что теперь платить деньгами и временем, совершенно непонятно. Не за воспоминания же о том хорошем, что у нас когда-то было.

И, пожалуй, я хотел бы добавить к этому всему, что в начальную школу, может быть, и есть смысл отдать ребёнка в "Радугу". Там детёнышу хоть психику не изуродуют. Но до этого следует хорошо пообщаться с будущим классным учителем, чтобы убедиться, что перед вами настоящий учитель — профессионал, любящий детей, а не просто какая-то крайне странная тётенька, как у нас сейчас. Также, стоит поглядеть, нет ли в Воронеже чего получше. По начальной школе предложения периодически появляются. Только не прельститесь нечаянно методикой Жохова. Это, однозначно, мошенники.

И скажу ещё кое-что, чтобы было понятнее. Я общался с выпускниками этой школы, окончившими её пять-семь-десять назад, и с их родителями. И родители, и дети (некоторые дети уже сами стали родителями) с великим удовольствием говорили о своих классных учителях. И не упоминали столь глобальных проблем с преподаванием математики. Да и немецкий у них у всех преподавался так, что они вполне сносно на нём изъясняются. А у нас-то немецкого вовсе нету в связи с отсутствием в школе соответствующего преподавателя.

Выходит, что десять лет назад в школе всё было иначе. Но и педагогический коллектив был иным. То есть, это всё к тому, что со сменой состава учителей, сменилось, похоже, и качество работы заведения. А нам поначалу просто повезло с классной учительницей.

↑ К оглавлению ↑



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации

    Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации Для дальних поездок и семейных выездов у меня был совершенно чудный Додж Караван, который верой и правдой прослужил более четырёх лет. Но мысли о чём-то более внедорожном были давно. А в этом году покупка внедорожника стала насущной необходимостью.

  2. Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S

    Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S Yamaha C40 была куплена мною вполне сознательно. Я знал, что хочу именно её. И знал, почему. Но прошло семь месяцев ежедневных занятий (стараюсь играть не менее часа в день), и захотелось лучшего звука.

  3. Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы

    Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы Публикаций на блоге не было аж целых восемь месяцев. И некоторые читатели и подписчики пишут и даже звонят, чтобы поинтересоваться.... ..нет, конечно, не моим здоровьем! Как вы могли такое подумать? Интересуются тем, почему прекратились публикации, и когда они возобновятся.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

апрель 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: