Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!

Не все ошибки можно исправить.
Иногда остаётся лишь сожалеть,
глядя на содеянное с грустью.
Так прочтите!
И не повторяйте моих ошибок!
Тем более, что речь о наших с вами детях.


Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!

Собрались отдать ребёнка в школу? Отлично! Эта статья для вас. Сейчас вы узнаете, кто и что ждёт в школе вас и вашего ребёнка. Я расскажу, как мы 2 года мучились, пока дочь училась в лицее (в хорошем, вроде как). Расскажу и о том, как мы от этих мучений избавились.

И заявляю сразу — всё, что вы здесь прочитаете, служит одной цели: показать вам две дороги. Одна ведёт в пропасть (и вы её сейчас увидите), другая — к счастью. Вы какую обычно выбираете? А мы, всей семьёй, целых 2 года, дружно шли по пути к пропасти. Причём, видели её прекрасно, но другой дороги опасались. И если вы хотя бы более или менее обеспечены, то можете свою дорогу вы-би-рать. И, Бога ради, не ждите и не сомневайтесь! Чтобы потом, как мы теперь, не сожалеть о том, чего вовремя не сделали для себя и своего ребёнка.

В общем, милости прошу...

И вы ещё ищете в какую школу отдать ребёнка?
Или
думаете, куда сбежать из той, где сейчас он учится?

Тогда читайте, как и почему я решал школьный вопрос для своей дочери.
И не повторяйте моих ошибок!

Оглавление

Статья получилась большая и несколько сумбурная, так как меня школьная тема тоже задевает за живое. Но "причёсывать" особо не стал. Пусть так... Заинтересованным, конечно, рекомендуется читать всё подряд, но для пущего удобства здесь организована навигация.

2 года кошмара
(как моя дочь училась в государственном лицее)

Лето 2104-го года. В сентябре дочь идёт в первый класс. Родительское собрание.

Собравшиеся поневоле, замученные и будто чем-то напуганные люди. Женщины, в основном. Унылые лица. Потухшие взгляды. Неуверенные движения. Несколько пар живых глаз лишь усиливают впечатление, не меняя общей картины. Тусклая, монотонная, казённая и совершенно безграмотная речь учителя. — Куда я попал?! Но, назвался груздём... — сиди и слушай, как бы ни хотелось свалить, слегка перед этим застрелившись, чтобы не мучиться потом неприятными воспоминаниями.

Включил диктофон. Вдруг что-то важное скажут. Поднял руку с телефоном, чтобы лучше слышно было.
Учитель (с удивлением):
- Вы меня, что, записываете?
- Да, записываю. Если вам это неприятно, — выключу.
- Нет-нет, пожалуйста...
По прошествии времени я узнаю, что учительница возмущена моим "ужасным поведением" и рассказывает об этом всем желающим слушать, как об одном из самых страшных событий в её жизни. Мне и в голову не могло прийти...! Если меня пишут, значит, я говорю что-то важное. И потом..., я же предлагал выключить.

В общем, единственное, что мне удалось сделать тогда полезного, это отговорить народ заказывать школьную форму там, где она самая дешёвая. Разница между самым дешёвым и самым дорогим из предлагаемых вариантов формы составляла, в среднем, порядка 20%, но качество материалов было принципиально разным. Разумеется, я не вёл речь о том, что не хочу, чтобы мой ребёнок ходил в дрянной одежде. Но даже разговор о том, что одежду из дешёвого материала придётся дважды в год заказывать, что она вся скатается и изотрётся, вызвал получасовые дебаты.

Не сложились у меня отношения и с учительницей. Во-первых, она оказалась безграмотной дурой (в самом прямом смысле). И это бы ещё куда ни шло, но её любовь к детям...! А её любовь к детям заключалась, исключительно, в употреблении некоторого набора высокопарных фраз. И ни в чём более. Я думаю, что давно заработал право не общаться с такими людьми. Во-вторых, однажды она повела себя настолько некрасиво и неприлично, что я даже не готов об этом здесь рассказывать. После этого я полностью прекратил общение с нею. Даже близко больше никогда не подходил. На собрания ходила бабушка.

Следующим этапом шоковой терапии стало 1 сентября. Приглашённые представители администрации говорили минут по 20 каждый. А их было двое. А говорить они не умели. И они были не первыми и не последними, кто счёл своим долгом толкнуть никому не интересную и совершенно бесполезную речь. Вся школа, включая детей начальных классов, которые даже не могли понимать, что говорится, стояла в строю и больше часа слушала всякий бред. Бедные дети! А учителям каково было их успокаивать? А родителям за что такое наказание? В общем, праздник на бумаге-то случился, а в душе — нет. В остатке лишь неприятные воспоминания. Кстати, ниже вы увидите, как проходило 1 сентября в вальдорфской школе "Радуга", где мы сейчас учимся. Это даже не небо и земля. Это вообще несравнимые вещи.

А затем начались весёлые школьные дни. Я не буду рассказывать подробностей, а кратенько, списком...

  • Ходить в школу наша барышня не хотела. Не нравилось ей там, хотя никаких проблем (ни с учёбой, ни с людьми) у неё не было. Стало быть, каждое утро случались бои. Дочь, в силу наследственных причин, невероятно упряма — не сдаётся до последнего. Это, быть может, где-то даже и неплохо. Но представьте, каково было ежедневно преодолевать сопротивление именно тогда, когда надо собираться и идти, когда на остальное просто нет времени.
  • Дочь не желала выполнять домашние задания. Не интересно ей было. Да ещё понимала всю абсурдность ситуации. Ведь домашние задания частенько бывали такими, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И как было заставлять-то эту ерунду делать? Не мог же я врать собственной дочери про нужность и важность того, что не нужно не важно. Примеры — ниже.
  • Программа обучения была такая, что научить по ней никого ничему невозможно. Причём, от слова "совсем". Преподавалось многое, что ребёнок физически не готов усвоить в этом возрасте. Отсутствовала взаимосвязанность знаний по предметам.
  • Методики преподавания предметов были такие, что, разбираясь, например, в преподавании русского языка, я был просто потрясён. Зачем же так-то...?! Окружающий мир, как вы, наверное, знаете — притча во языцех.
  • В учебниках имелось огромное количество самых разнообразных ошибок. Логических, фактических и математических. При этом, учительница давала задания на дом, не проверяя их. Жуть!
  • Коммуникациям не учили вообще. Интересно, как собирались обучать того, кто не умеет выразить свою мысль, не может задать вопрос и не может ответить? Это же физически невозможно!
  • Никаких воспитательных процессов в школе не происходило вовсе. Общение с учителем проистекало исключительно в рамках учебного процесса. Один классный час в неделю — это ничто. Класс к концу второго года учения не стал коллективом. Дети, по большому счёту, просто не знали друг друга. Сложились стихийно какие-то группы разрозненные. Все немногочисленные мероприятия проводились формально. Даже на Новый Год в спектакле для родителей участвовал не весь класс, а лишь несколько детей. Печаль...

Однако, среди уже перечисленного нет главной причины моего недовольства школой. О ней я расскажу отдельно, а пока — обещанные примеры. Наслаждайтесь.

В начале первого класса детям, в качестве домашнего задания, было предложено нарисовать некую простейшую электрическую схему.
И зачем? Ведь первокласснику вообще невозможно объяснить, что такое ток, проводимость и разность потенциалов! У него просто нет необходимых знаний, чтобы понять объяснения. Ну, нарисовала бабушка эту схему. Больше у нас в семье никто не помнит этих обозначений.

Во втором классе было предложено самостоятельно выяснить, какая птица является самой дисциплинированной.
Ну как, кто-либо, кроме человека, может быть дисциплинированным или недисциплинированным? Я объяснил дочери, что значит слово "дисциплина" и повелел сказать в школе, что отец категорически запретил выполнять это задание. Было много таких заданий, но я почему-то запомнил именно это.

Приходит Даша. Показывает картинки с дворцами Санкт-Петербурга. Штук пять разных.
- Пап, что это?
- Зимний дворец.
- А это?
- Это Смольный. А вот это Екатерининский дворец.
- Спасибо!
И записывает что-то под картинками. Я поинтересовался, зачем бы это всё... Оказывается детёныш получил задание найти, как называются эти дворцы и написать названия под картинками размером 4х4 сантиметра. Второй класс! Дети ничего ещё не знают про историю России, про царей и архитекторов, строивших эти дворцы. Зачем?

Второй класс. Бабушка с детёнышем делает математику. Приходит бабушка с учебником.
- Дим, посмотри задачку. Что-то я не понимаю тут...
- Давайте. Попробую.
Задачка для второго класса. Решал-решал — не решил. Час бился! Позвонил отцу (он, в отличие от меня, в математике силён), продиктовал. Отец был первым, кто осмелился сказать, что, при заданных условиях, задача не имеет решения. Ну, не привыкли мы, что в учебниках задачи нерешаемые, которые учитель, не проверив, на дом задаёт. В ответе ребёнок так и написал, что задача нерешаемая. А учительница потом сказала, что решение есть, если чуть изменить условия задачи. Не, ну если чуть изменить бабушку, то получится дедушка. И задач там таких количество нереальное. Некоторые задачи мы вообще не смогли понять.

↑ К оглавлению ↑

Достаточно, я думаю. К тому же, этого всего вы в Интернете, при желании, найдёте любое количество. Поговорим о действительно важном.

Несколько раз в месяц происходило следующее. Ребёнок получает в школе заведомо невыполнимое задание, которое выполняется родителями или бабушкой. Потом дочь идёт в школу и бодро получает, за выполненное не ею задание, хорошую оценку. При этом, учитель, давая задание, отлично понимает, что ребёнок не сможет его выполнить сам. И ребёнок тоже знает, что не сможет и не будет делать это задание. Но, что делать, — в программе оно есть... Я тоже не знаю, как ребёнку делать задания, для которых у него нет ни знаний, ни методики получения этих знаний. С теми же дворцами пример именно такого рода. С них и началось понимание мною проблемы. Родители знают, что это всё неправильно, но делают эти задания вместо детей, чтобы, значит, дитя не опозорилось — все же сделают... Это же какой-то коллективный заговор взрослых против чести и достоинства ребёнка! Это же с младых ногтей мой ребёнок привыкает не жить, а отчитываться за прожитое. Да ещё привыкает к ложному стыду. Это же целенаправленная массовая, в масштабах целой страны, подмена моральных норм страшнейшим их извращением. Это массовое выращивание неспособных к созидательному труду людей, которые, к тому же, привыкли жить во лжи. Поняв, что психика моей дочери подвергается резко негативному воздействию, я поговорил с женой и бабушкой на эту тему. Ужаснувшись происходящему, мы перестали выполнять за ребёнка такие задания вообще. Одно дело — помочь ребёнку сделать уроки, а сделать за него... Зачем? Не сделала, да и не надо. Пришлось, однако, объяснять дочери, что такое ложный стыд, что такое профанация, чем это всё плохо. Пришлось и записки для учителя писать.

А сбор макулатуры! Чтобы объяснить дочери, что в школе ей рассказали неправду про полезность этого занятия, мне пришлось наглядно демонстрировать реальный процесс сбора макулатуры нашими дворниками, у которых территория строго поделена. Пришлось идти в "Стимул", благо он довольно близко, и показывать, как и кто ещё сдаёт макулатуру. Пришлось пояснять, что, сдавая макулатуру, мы, на самом деле, никакие деревья от вырубки не спасаем, а попросту отбираем хлеб у БОМЖей и дворников. Да и не только у них. Короче, пришлось доказывать, что в наши времена никакие лишние бумаги и картонки просто так уже не валяются и не выкидываются, а сдаются за деньги заинтересованными в этом лицами. Также, пришлось рассказать, что мой друг, забирая внука из школы, прочитал в стенгазете про девочку из 4 класса, которая принесла в школу 400 кг макулатуры и потому, значит, она — сильно большой молодец. Я показал дочери, что такое 400 кг макулатуры и спросил, могла ли девочка, которая старше её на 2 года, принести в школу столько бумаги? Потом поинтересовался её оценкой полученной девочкой благодарности. Мы договорились, что получать благодарность за то, чего ты не делал, стыдно, а публичную благодарность — стыдно вдвойне. В общем, я добился своего: Даша поняла, чего стоят грамоты, которые она получила за сбор макулатуры.

Таким образом, в среднем, дважды в неделю мне приходилось активно бороться с дурным влиянием школы, объясняя простые вещи на тему "Что такое хорошо и, что такое плохо". Причём, иногда бывало довольно туго — борьба не всегда давалась легко. Но апофеозом всего этого безобразия стал следующий случай.

Сказали в очередной раз, что надо принести макулатуру. Ну, съездил к жене на работу, связал солидную пачку бумаг, дома взвесил на безмене, получилось ровно 14,5 кг. Утром привёл дочь в школу и принёс макулатуру. Маленькая толстенькая дама, куча макулатуры, весы напольные.
- Здравствуйте, вот..., у нас 14,5 кг получилось. У вас весы, давайте на ваших ещё проверим.
- Да не надо! Мы вам больше запишем! Какой класс? Фамилия...?
- Второй "В". А зачем больше? Давайте лучше взвесим.
- Да не надо ничего взвешивать, мы вам 20 кг запишем!
- Да нет там 20-и! Зачем 20-то записывать?
- Ну как же...?
И это всё при ребёнке происходит. Отправляю детёныша в класс и продолжаю беседу.
- Вы, простите, вообще, кто?
- ???
- Ну, вы в школе работаете?
- Да, в школе, я завуч по воспитательной работе.
После этих слов я просто дар речи потерял на какое-то время, слегка подавившись очередной порцией вдыхаемого воздуха. По воспитательной работе! Завуч! Обалдеть! Я-то думал, что она, может быть, уборщица или кладовщица. Вы, — говорю, — что здесь творите?!
- А что такое?
- Как "что такое"? Вы, что, всерьёз не понимаете, что вы детей приучаете врать? Вы понимаете, что вы даёте грамоты за то, чего дети сами не делали? Вы понимаете, что значит это ваше "больше запишем"?
А тётка стоит, непонимающе глазами хлопает и что-то такое про спасение деревьев лопочет. Тут приходят три пацана. У каждого в руках по десятку тонких, по 12 листов, тетрадей. Радостные такие... И тётенька-завуч им тоже улыбается.
- Ой, молодцы! Это вы тетради старые собрали?
- Мы в шкафах собрали. Вот, у меня 20 кг и у них ещё по 15. Вы на 9-й "Б" 50 кг запишите.
50 кг! В трёх пачках, которые они двумя пальцами держат! Ну, может, килограмма по полтора-два там и было у каждого. Вот, — говорю, — можем наглядно наблюдать результат вашего воспитания. Вы же тут завуч по воспитательной работе. А что, — отвечает, — ребята же молодцы, тетрадки собрали... Ну, я развернулся и ушёл от греха подальше, а то уже появилось довольно сильное желание эту радостную идиотку слегка пришибить. Короче, ещё не дойдя до выхода, я решил, что в третий класс мой ребёнок в эту школу не пойдёт. Я не дам превращать свою дочь в тупое лживое быдло, которое потом, как этот завуч, не будет даже понимать, что плохого в обмане и профанации, что плохого в том, что детям публично и с помпой выдают материализованные в грамотах поощрения за то, чего они не делали.

Я вспомнил всё. И свои постоянные войны за право ребёнка называть чёрное чёрным, а белое белым. И то, как мои родители, когда я сам учился в школе, не встали на защиту моих интересов. И то, как они жалеют об этом по сей день. И то, как на днях, придя с собрания, тёща рассказала, как наша учительница рассказывала про английский язык, который начнётся со следующего года. Мол, трудно будет.
- Даже мой внук занимается с репетитором, а всё равно только на четвёрки учится!
Это дословно. Прикиньте, какая величина! Её внук! Ну, тёща промолчала, конечно, как и все. Но Даша-то у нас по-английски говорит свободно. И не факт, что одна она в классе английский учит. Я вспомнил, как учительница возмущалась тем, что мы не пустили ребёнка ехать с классом на Кудыкину Гору (парк такой в Липецкой области).
- Вы понимаете, как вы меня подводите?!
- Конечно, понимаем!
Шёл дождь, дул сильный ветер и был лютый холод. Нормальные родители отпустят ребёнка пол дня гулять в чистом поле (в самом прямом смысле), при такой погоде?
И ещё очень многое я вспомнил, но, — думаю, — уже достаточно.

Тем же вечером мою был собран семейный совет. Было очень быстро решено, что мы готовы терпеть неудобства, связанные с отдалённостью школы, и платить деньги. И было предельно ясно, чего ради стоит это делать. Тем более, что идея на тему того, куда пойти учиться, уже давно созрела. Совет проходил довольно бурно и эмоционально. Каждый из нас имел не один повод вспомнить школу "добрым" матерным словом. Каждый из нас очень сожалел, что ещё после первого класса оттуда не ушли. Спросили детёныша. Детёныш согласился, но выразил сомнения, опасаясь, как бы не было в новой школе ещё хуже. Порешили сначала посмотреть, а потом уже...

↑ К оглавлению ↑

И что мы имели от этого лицея?

Кратенько. Списочком.

  1. Нежелание ребёнка учиться.
    Следствие — необходимость постоянно преодолевать сопротивление.
  2. Постоянную нервотрёпку по самым разным поводам, не стоящим и выеденного яйца.
  3. Никакое обучение.
    Следствие — необходимость мало того, что самостоятельно заниматься обучением дитяти, так ещё и переучивать.
  4. Воспитание, прививающее извращённые нормы морали и, соответственно, "кривые" стереотипы поведения.
    Следствие — необходимость постоянно быть на стрёме и ежедневно выуживать из ребёнка информацию о том, что и как было в школе, чтобы иметь возможность, если не полностью исправить положение, то хотя бы уменьшить нанесённый вред. Да и вообще...
  5. Отсутствие какой бы то ни было коллективной деятельности и, стало быть, социальной адаптации.
    Следствие — мы имеем некий неисправимый дефект воспитания. Трудновато будет исправить отсутствие школьных друзей.

Иначе говоря, из лицея следовало валить. В любом случае. А что нам было терять? Решили, что если не сложится с вальдорфской школой (кто же знал, что там не может не сложиться?), будет у детёныша домашнее воспитание и обучение. Оставался, конечно, вопрос социализации. Но и этот вопрос решался путём погружения в различную коллективную деятельность. Командный спорт, например, и т. п.

Собственно говоря, вам-то, если у вас подобные проблемы уже есть или только ожидаются, тоже терять нечего. Вот и не надо бояться потерять то, чего у вас нет. Хуже вы ни себе, ни, тем более, ребёнку не сделаете. Это уж точно. Во всяком случае, сам я абсолютно уверен в том, что, имея достаток, позволяющий не учить ребёнка в государственной школе, учить его там — самое настоящее преступление. Против здравого смысла, против собственной семьи, против будущего своего ребёнка и своих внуков, против благосостояния родной страны... Дальше надо...? А можно было бы и дальше.

И, на случай, если вы думаете, что у ребёнка в школе были какие-то сложности... Училась она, по большей части, на отлично. Никаких серьёзных конфликтов ни с кем никогда не было. И это очень жаль, ибо, будь иначе, мы бы, скорее всего, решились на перевод в другую школу на год раньше.

↑ К оглавлению ↑

Как я узнал о существовании школы "Радуга"

Однажды у меня появилась совершенно очаровательная заказчица по имени Камилла. Наша с нею автомобильная история оказалась не совсем обычной. И я написал про это статью Выбор и покупка кроссовера (SUV, паркетника) за 1 200 000 рублей Но дело не в этом, а в том, что у неё трое детей. И у меня трое. Поэтому мы, естественно, разговорились о детях. На тот момент Даша успела отучиться почти полгода в первом классе, и я уже имел мысли на тему того, что надо бы валить из этой школы. Но не имел идеи о том, куда валить. И Камилла, за что я ей теперь очень благодарен, рассказала мне о том, что её дети учатся в вальдорфской школе "Радуга". Сказала, что там работают очень хорошие люди, а проблем, подобных тем, на которые я ей пожаловался, в этой школе нет и быть не может. Я видел, что Камилла — очень хороший человек, отнёсся к её словам всерьёз и стал узнавать, где только можно, про эту школу, а также читать про вальдорфскую педагогику.

Оказалось, что дочь моего соседа закончила эту школу, дети других знакомых — тоже и т. д. И отзывы были прекрасные. Про вальдорфскую педагогику, правда, я мало, чего понял. Как-то всё очень уж неопределённо. Я рассказал жене и тёще про эту школу. Мы долго думали, судили, рядили, но, к сожалению, решили, что во второй класс Даша пойдёт в старую школу. Уж очень неприятной нам казалась перспектива обучения детёныша в школе, отстоящей столь далеко от дома, когда есть школа в 5-и минутах ходьбы.

Несмотря на то, что полвека уже прожито, не наберётся и десятка содеянных мною вещей, о которых я всерьёз сожалею. Последняя такая вещь — то, что я не настоял на переходе дочери в вальдорфскую Школу "Радуга" после первого класса.

Очень жаль, что не настоял. Но тогда ещё чаша моего терпения не была переполнена. Тогда ещё много "интересного" было впереди (вы-то уже прочли про это). Тогда ещё моя старшая дочь не пошла работать в школу учителем. В общем, тогда ещё не пришло понимание того, что идти следует на любые жертвы и неудобства, лишь бы избавить своего ребёнка, да и себя тоже, от ужасов государственного лицея.

Взгляд на государственную школу изнутри (случайный)

Две мои дочери, старшая и младшая, одновременно пошли во второй класс. Одна — учить, а другая — учиться. Правда, школы были разные. Поэтому я получил возможность взглянуть на школу с другой стороны. И вот, что я увидел.

В Воронежском Государственном Педагогическом Университете, на факультете начального образования (или как он там называется) будущих учителей не учат даже элементарным навыкам работы с классом. Ничего реально полезного! Я знал, что учить там попросту уже некому, но не смог в своё время отговорить дочь поступать именно в пед.

В школах отсутствует система наставничества. Молодому учителю никто не помогает делать первые шаги в начале трудового пути. Никто не делится опытом. Нет преемственности. Это очень плохо. Вспоминая себя, я не знаю, как бы я справился, придя в 1984 году на завод, не будь рядом Володи Масьянова (официальный наставник) и Вити Паринова, которые не только учили меня работать, но и помогали адаптироваться в совершенно новых условиях. Смею считать, что работа учителя сложнее работы токаря. Стало быть, наставничество в школе — гораздо более важная штука.

Молодой учитель, придя в школу, как, впрочем, и любой учитель, сталкивается с необходимостью заполнять поистине гигантское количество разного рода отчётности. Это отнимает невероятное количество сил и времени. Я слышал об этом, но масштаб проблемы осознал тогда только, когда увидел своими глазами, как это всё до глубокой ночи вместо сна делается. Но это бы ещё ладно. Самое неприятное заключается в том, что учитель прекрасно осознаёт тот факт, что, заполняя отчёты, делает совершенно бессмысленную работу. Всем ясно, что они скорее вредны, чем полезны. Помнится — некто Сизиф был посмертно наказан именно необходимостью изо дня в день и до конца времён совершать бессмысленную и бесполезную работу. За что же учителям-то такое наказание?

Любой учитель прекрасно осознаёт тот факт, что по существующим программам обучения никого ничему научить невозможно. Тем не менее, учитель должен работать именно по этим программам, да ещё и отчитываться о проделанной работе посредством огромного количества всяческих бумаг. Тут тоже грех не вспомнить товарища Сизифа. Также, не грех подумать о том, чему вообще может научить детей учитель начальной школы, не имеющий возможности работать по-человечески, и получающий зарплату и одобрение начальства не за проделанную работу, а за правильную отчётность о проделанной работе.

Учитель начальных классов, по существующим нормам, имеет лишь час в неделю на работу с классом. Помимо уроков, в смысле. Это ничтожно мало. Но, даже и в случае, если кто-то возжелает поработать сверхурочно и бесплатно, предел его энтузиазму немедленно положат две вещи. Это осуждение коллектива (не надо пытаться быть лучше других) и отсутствие свободных помещений. Школьные площади "очень плотно" используются. Всё, что только можно, и даже кое-что, чего нельзя, сдано в наём. Причём, за недорого. За "отстёг", разумеется. Надо же директору как-то жить, прикармливать приближённых и "отстёгивать" начальству. Но, как бы там ни было, а вести внеурочную работу с классом учителям просто некогда и негде.

Зарплата начинающего учителя попросту не позволяет выжить в большом городе. Поэтому учителя, как вы знаете, подрабатывают обычно репетиторством. Рано или поздно, по-разному, но неминуемо, каждый учитель начинает видеть две простые вещи. Зарплата учителя много меньше, чем доход от репетиторства. Работать репетитором много легче и приятнее, чем учителем. Учитель, осознавший эти две вещи, либо вообще уходит из школы, либо начинает относиться к работе как... В общем, он старается побыстрее отбыть эту свою повинность как можно быстрее и с минимальными потерями. А вы же помните, что речь о работе с вашими детьми? Которых, по идее, учитель, помимо того, что учит и воспитывает, ещё и любить должен, чтобы иметь успех в этих занятиях. А какое там уже что...! Откуда возьмутся силы и желание любить?

Директора школ, не всем, конечно, но некоторым своим сотрудникам всё же могут обеспечить достойный доход в стенах школы. И обычно они создают вокруг себя некую более обеспеченную, чем остальные учителя, "группу поддержки", формируемую, конечно, на основе потребностей и предпочтений директора. Это никоим образом не способствует созданию здорового климата в коллективе и хорошей рабочей обстановки. Это порождает лишь грызню и распри из-за "лучших кусков школьного пирога", отнимающие последние остатки сил и времени. Какие уж там дети и учебный процесс!

Можно было бы и ещё повспоминать всякие гадости, которые я увидел, но, наверное, сегодня надо длинную очередь отстоять, прежде чем выплеснуть своё ведро дерьма на современную российскую систему образования. Не люблю очередей. Да и полагаю достаточной произведённую демонстрацию "школьных внутренностей". Достаточной, чтобы увидеть, что сегодняшняя система среднего образования не выполняет и, к сожалению, ещё долго не будет в состоянии выполнять, возлагаемых на неё задач по воспитанию, образованию и социализации наших с вами детей.

Поэтому, если у вас хватает средств, вы должны (обязаны, как родители) избавить своих детей от незавидной участи быть учениками государственной школы. Даже лучшей в городе. Пусть это будет платная школа. Пусть это будет домашнее образование. Да что угодно!

Если же у вас недостаточно средств, и избежать учения в государственной школе вы не можете, надо постараться хотя бы минимизировать вред, наносимый вашему ребёнку этой жуткой системой. Вы, если хотите для своего потомства успеха и счастья (ваше счастье, кстати, тоже от этого зависит), должны внимательно следить за происходящим и, прежде всего, привить своему чаду не извращённые нормы морали и верные стереотипы поведения. Как это делать — тема отдельная. Это сложно. И это не здесь и не сейчас. Но очень важно понимать, что знания можно получить в любой момент — было бы желание. А вот исправить искалеченную психику и вылечить отравленную душу много сложнее. Да и не всегда это бывает, в принципе, возможно.

Считаю необходимым добавить лишь то, что ситуация в системе среднего образования уже почти не зависит от персоналий и прочих частностей. Каким бы ни был ваш ребёнок, каким бы ни был учитель, кем бы ни были вы сами, какие бы другие внешние или внутренние школьные факторы ни оказывали воздействие на ситуацию, коренным образом ничто не изменится. Государственные школы по объективным причинам будут калечить души и судьбы детей. И ваши вместе с ними, разумеется. И если вы хотите что-то с этим сделать, то вам придётся принять свои, и вполне серьёзные, меры. Для того я здесь и распинаюсь, чтобы вы заранее знали, что ждёт вас и ваших детей в школе. Чтобы вовремя обратили внимание на то, что сейчас кажется мелочью, а потом вырастет в огромную проблему. Чтобы понимали, что терять вам нечего и нечего бояться. Чтобы не ждали, как я, целый год какого-то чуда, а, осознав опасность, не медлили ни секунды и действовали решительно. Не надо дожидаться даже и конца учебного года.

Я сам прошёл весь путь, от сомнений и исканий, до перевода ребёнка в негосударственную школу. Я совершил на этом пути массу глупостей, о которых жалею. Вот, чтобы вам моих ошибок не повторять, я и рассказываю вам столь подробно о том, что и как было.

На сём, однако, мы закончим про государственные школы и продолжим рассказ о событиях.

↑ К оглавлению ↑

Как мы пришли в вальдорфскую школу "Радуга"

После того, как состоялся семейный совет, мне было вменено в обязанность решить, куда ребёнок пойдёт учиться в следующем сентябре, и организовать весь этот процесс. Надо сказать, что я не сразу принял решение прийти в "Радугу". Взвешивались многие варианты. И сейчас я расскажу о проблематике. Выбрать было не так-то просто.

Сначала я искал иных вариантов. Всё-таки, в голове очень уж прочно сидела мысль о том, что дети должны учиться в школах, а настоящая школа, это только государственное учебное заведение. Были идеи насчёт одной из двух самых престижных государственных школ города. Были идеи насчёт школ с уклоном в сторону иностранных языков и т. п. Были идеи насчёт школ, где работают знакомые. Были идеи насчёт платных школ. И т. п. Но, всё мне чем-нибудь, да не нравилось. Хотя, вообще-то, следовало начать не с метаний во все стороны. Следовало сначала расставить приоритеты, и потом уже искать учебное заведение, наиболее полно им соответствующее, а не наоборот. Понимание этого пришло довольно быстро.

А с приоритетами всё крайне просто. Я желаю видеть в дочери, прежде всего, гармонично развитого человека. Это значит, что набор знаний, который она получит в стенах школы, интересует меньше всего. Интересует развитие коммуникативных способностей

  • Моя дочь должна стать носителем русской культуры.
  • Моя дочь должна получить понятие о мировой культуре.
  • Моя дочь должна иметь хорошие коммуникативные навыки.
  • Моя дочь должна уметь выполнять задачи в составе группы.
  • Моя дочь должна уметь выступать публично.
  • Моя дочь должна научиться получать информацию из любых источников: живые люди, Интернет, книги, личные наблюдения и т. д.
  • Моя дочь должна уметь передавать информацию, как минимум, словами, письменно и в виде образов (рисунки, схемы).
  • Моя дочь должна уметь думать.
  • Моя дочь должна принять и руководствоваться в своих действиях принятыми в приличном обществе нормами морали. О них можно почитать, например, в Нагорной проповеди.
  • Школа должна помогать, а не мешать родителям формировать у ребёнка стереотипы поведения, соответствующие обозначенным нормам морали.

Ну, это, как минимум. То есть, ещё раз повторю, что набор знаний, которые даст школа, меня лично волнует очень мало. Ну, то есть, конечно, это должна быть +/- обычная школьная программа. Но главное — не сами знания, а умение их, при необходимости, получать. Как от других людей, так и самостоятельно. Единственное, чего нельзя будет получить позже, это языковые навыки. Потому желательным видится раннее, по возможности, изучение, кроме русского, ещё и пары иностранных языков.

Весьма приветствуются, также, мероприятия, направленные на развитие навыков работы руками. Рисование, лепка, выпиливание, кройка и шитьё, работа всяческим ручным инструментом. Не помешало бы умение петь и играть на каком-нибудь (лучше бы, для развития лёгких, духовом) инструменте. Хорошо бы, чтобы были всяческие школьные и классные мероприятия. С участием родителей и без оных. Походы-поездки всякие. Игры...

Вот такие задачи.
Я не говорю, что стопроцентно прав здесь. Может быть, вы совершенно точно знаете, что ваш отпрыск через 20 лет возжелает и непременно будет великим, например, математиком, для чего в третьем классе уже должен уметь работать с интегралами. Или великим физиком, для чего к пятому классу должен рассуждать о релятивистском замедлении времени для элементарных частиц и методах его измерения. Ну а я не знаю, кем захочет быть и будет моя дочь через 20 лет. Я вижу, на примере старших детей (своих и чужих), что они в 25 лет очень даже могут ещё не определиться. Да и сам я всю жизнь вообще непонятно, чем занимаюсь. Поэтому я вижу свою задачу в создании возможности максимально широкого выбора жизненных путей для своей младшей дочери. Я хочу сделать так, чтобы она могла свободно выбирать род занятий. Чтобы не боялась поиска, экспериментов и неизбежных неудач. А для этого, на мой, опять же, взгляд, важен не столько исходный набор знаний, сколько умение получать и применять эти самые знания, умение ставить цели и достигать их, а также умение общаться с людьми.

Ещё раз повторю, что это лично мой взгляд на вещи. И я никого не пытаюсь уговорить смотреть на них так же. Я лишь обозначаю позицию, чтобы мой выбор стал понятным. И к чему это всё?

А к тому это всё, что обозначенным критериям в большей степени, чем другие, соответствовала вальдорфская школа "Радуга". По крайней мере, судя по рассказам родителей, беседам с работниками школы и информации представленной на их сайте. Ну, а коль так, то я туда позвонил, обо всём договорился, доложил остальным членам семьи об этом и получил одобрение. Затем мы свозили детёныша на тестирование, выяснили всякие подробности, произвели необходимые действия и 1 сентября прибыли на праздник, посвящённый началу учебного года.

Не вижу смысла рассказывать всю процедуру. Во-первых, она может поменяться. Во-вторых, в школе "Радуга" работают люди, от общения с которыми вы ничего, кроме удовольствия, не получите. В-третьих, эти люди точно лучше меня расскажут вам, что, как и почему надо делать. Вместо этого я лучше расскажу о том, какие были сомнения и как они разрешились.

↑ К оглавлению ↑

Сомнения и их разрешение

Серьёзное сомнение было только одно. Мы сильно опасались того, что главной проблемой будет удалённость школы. До неё от дома 12 км. Большая часть, правда, по загородной трассе. Минут 20 на машине в один конец.

Ну, что сказать... Это и вправду оказалось самой большой проблемой. Решается она тем, что детей в школу и обратно возит школьный автобус. Но у нас есть ещё английская школа. Поэтому дважды в неделю, когда на школьном автобусе нам туда не успеть, мне приходится забирать дочь из школы и везти на английский. В остальных случаях — школьный автобус.

Стоп! Но мы же тут про сомнения, вроде как... Да-да, я посчитал. По совокупности, это всё отнимает не более 3,5 часов в неделю и, отчасти, совмещается с прогулками с собакой. Во-первых, я думал, что будет много сложнее и дольше. Во-вторых, я и больше времени готов был тратить, лишь бы не уродовали ребёнку душу, лишь бы дочь человеком выросла, а не... В общем, довольно легко транспортные сомнения разрешились. Хотя, — понятное дело, — время тратить приходится. Но ещё более понятно то, чего ради это делается.

Были и другие мелкие опасения. Но, касались они самой школы и учебного процесса. И все они не разрешались никаким иным способом, кроме как взять и попробовать там поучиться. Это и было сделано.

↑ К оглавлению ↑

Учимся в вальдорфской школе "Радуга"

Я не стану вам рассказывать того, что вы и без меня про вальдорфскую школу прочитаете и посмотрите на многочисленных видео (сам долго читал и смотрел). Я вам просто о своих собственных впечатлениях расскажу и опишу некоторые события.

Хорошо ли в школе "Радуга" (ответ для тех, кто спешит)

"Ну и как...?" — это самый частый вопрос. Его задают все, кто знает, что мы перевели дочь в вальдорфскую школу. И я придумал на него простой и понятный ответ, который всех устраивает.

Представьте себе, что вас каждый день били палкой, а потом вы перебрались в такое место, где вообще не бьют. Вам, как, хорошо теперь или плохо? И это очень точное сравнение третьего лицея и вальдорфской школы "Радуга". Мы из ада попали в рай. Нет, понятно, что рай тоже, местами, несовершенен. Но если выбирать... Альтернативы-то нет.

И вот ещё, что сказала моя жена.

Раньше мы находились в состоянии беспрерывной войны со школой. С учителем, с дурным влиянием школы на ребёнка. С собственной дочерью тоже приходилось воевать, заставляя ходить в школу и делать уроки. Чуть не каждый день случались какие-то неприятности. Это была постоянная нервотрёпка, от которой, к тому же, невозможно было избавиться в обозримом будущем. Всё это не добавляло мира в семью. А теперь мы со школой находимся в состоянии делания общего дела. И этим всё сказано.

Как-то мне мысль про войну в голову не приходила. А ведь это действительно была именно война.

Мы покидаем школу "Радуга"

Читайте, почему.

Вальдорфская школа. Что стоит о ней знать до того, как...

↑ К оглавлению ↑

1-е сентября в "Радуге"

Первого сентября случился самый, что ни на есть, обыкновенный праздник. Собрались люди (ученики, учителя и родители), которые, что было очевидно, просто рады друг друга видеть после каникул. Каждый класс подготовил номер для праздника. Каждый ученик и, кстати, каждый классный учитель принял в нём участие. Кроме этого было и некое общее действо, в котором тоже каждый класс и каждый ученик поучаствовал. Заключалось оно в том, что каждый класс, по очереди, посредством пантомимы создавал образ, который остальные должны были коллективно отгадать. В конце пели всякие школьные песни и играли в ручеёк. В смысле того, что это вообще все делали. И дети, и учителя, и родители. Ну а в самом начале всего действа нулевой класс (новобранцы) въехал на школьный двор на телеге с лошадью. Под гармонь или, может, не знаю, баян какой-нибудь аккордеонистый. Бубенцы на дышле... Нет, речь тоже была. Выступила Светлана Владимировна (директор). Минуты 3 говорила, но пару раз за это время школа успела дружно "грохнуть" смехом. Потом к нам "случайно забрели", заблудившиеся и перепутавшие сезон Дед Мороз со Снегурочкой (из числа учителей, разумеется). Они и вели праздник после директора. Были и гости. Те, кто уже в "Радуге" по каким-то причинам не учится. Закончил, переехал на другое место жительства... Например, Камилла, которая когда-то рассказала мне про эту школу, приехала со всеми детьми из Нижнедевицкого района. А кое-кто совсем издалека прикатил. После праздника был один урок, а потом все разъехались по домам.

Ну, что сказать... Тогда я впервые, но не в последний раз, удивился происходящему в "Радуге".

Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!

Вот так первого сентября начинался урок. Сам праздник как-то не очень снялся. В связи с потрясающим искусством фотографа, конечно.

↑ К оглавлению ↑

Родительские собрания в вальдорфской школе

Все же хорошо знают, что за тягомотина — эти родительские собрания в обычных школах и лицеях. Ну, в нашем лицее так и было, поэтому, собираясь на родительское собрание (вдвоём с женой решили сходить), мы готовились как-то пережить пару неприятных часов. И что вы думаете! — мы на эти собрания теперь каждый раз вдвоём ходим. Нравится нам туда ходить!

Проистекает всё следующим образом. Парты сдвигаются в сторону, из стульев выставляется круг, мы все садимся, а классная учительница, Елена Викторовна, начинает рассказывать о наших детях. И вы бы видели, как она это делает! Мне никогда не доводилось видеть учителя в большей степени любящего и детей, причём, во всех их проявлениях, и свою работу. Да это и невозможно, наверное. Однако, продолжим про собрания... В ходе рассказа происходит раздача тетрадей "для посмотреть" и демонстрация всяческих иных детских достижений: рисунков, фигур из глины и прочего разного. Практическая часть, когда планируются мероприятия и всё остальное, тоже, разумеется, присутствует. Бывает, — на собрание приглашается кто-нибудь из учителей-предметников.

А однажды мы пришли на собрание и увидели лежащие на столах большие чистые листы бумаги и всяческие принадлежности для рисования. Было предложено, поскольку дети это делают, нарисовать какое-нибудь животное и родителям. То есть, коллективно и под руководством учителя, разумеется. Выбрали слона. И я! Рисовал! Слона! И, таки, нарисовал, чего не ожидал от себя совершенно. Лет 30, как минимум (больше, скорее всего), не рисовал никаких слонов. Ну, во всяком случае, глядя на мой рисунок, каждому (и даже мне самому) становится понятно, что это именно слон, а не что-либо другое. Не то чтобы я так уж гордился этим нереальным успехом в искусстве, но интересно же было!

Конечно, слона один только раз рисовали, но, как бы там ни было, а я раньше не знал, что на родительские собрания можно ходить с удовольствием.

↑ К оглавлению ↑

Праздники в школе "Радуга"

В организацию школьных праздников вовлекаются все учащиеся. Так или иначе, но каждый ребёнок привлечён к процессу не в качестве наблюдателя, а в качестве участника. Собственно, все учителя и многие родители тоже участвуют. Кроме того, за организацию различных частей мероприятия или всего праздника отвечают какие-то конкретные классы. Это уже традиция, что, например, пятый класс каждый год делает то-то, а третий — то-то.

Праздников много, и они разные. Кроме 1 сентября традиционно отмечаются "Праздник урожая", "Праздник фонариков", "Праздник ожидания Рождества", "Большой зимний праздник", "Масленица", "Весёлые старты". Мероприятия проводятся с размахом. Народу много бывает. Кроме детей, учителей и родителей, обычно ещё и гости бывают. Бывает, целая столовая организуется силами старшеклассников. Меню, кстати, ближе к ресторанному. Каждый готовит лучшее, на что способен. Сами же и торгуют этим всем. Нигде ничего подобного я не видал. Да и, собственно, праздники тоже весьма и весьма интересны. Если это Масленица, то проводятся всяческие конкурсы, имеют место быть песни, пляски, бой подушками на бревне, прыжки через костёр, сжигание чучела... Весело, короче.

Я довольно долго искал какое-нибудь общее сравнение и, наверное, можно сказать, что выглядят все эти праздники, как собрания большой (в несколько сотен человек) семьи, на предмет порадоваться жизни и всячески повеселится. При всём том подобные мероприятия очень даже учат детей заниматься коллективной деятельностью в ходе их организации и проведения. Да много, чему учат! С педагогической точки зрения — то, что надо.

Хотите картинок?

Скопируйте отсюда в адресную строку браузера
http://vk.com/waldorf_vrn
или
http://www.drugayashkola.ru/
Там есть и фото, и видео на самые разные школьные темы. А я не великий фотограф, к сожалению.

↑ К оглавлению ↑

Спектакли в школе "Радуга"

Ну, поскольку я на последнем спектакле, пусть на паршивенькую и очень древнюю камеру, пусть с рук, а не со штатива, но всё же снял какое-никакое кино, вы можете просто посмотреть, что делают дети третьего класса. И прошу понимать, что это не драмкружок, а весь класс во главе с классной учительницей. И, что представленный сюжет создан по мотивам скандинавской мифологии, которую они как раз сейчас изучают. То есть, это, можно сказать, в рамках школьной программы делается.

После спектакля, как видите, случилось чаепитие. Да, и здесь вы видели нашу учительницу, Елену Викторовну. Она открывала спектакль.

↑ К оглавлению ↑

Турпоходы в школе "Радуга"

На майские праздники вся школа (все желающие) поехали в Крым. Разными путями, сообразно достатку и желаниям. Там поселились в палаточном лагере в районе Солнечногорского, а оттуда ходили в два похода: верхний, пять дней по горам, и нижний, к водопаду Джур-Джур. Мы не селились в палаточном лагере и не ходили в эти походы потому только, что ребёнок наш перед этим заболел, и доктор категорически запретил нам участие в этом мероприятии. Правда, в Крым мы, таки, съездили на машине, но жили в отелях, а похождения свои совершали в формате однодневных походов.

С 19-го по 20-е мая наш класс в полном составе и под водительством с двух учителей ходил в поход с ночёвкой. Всё было по-честному. Сами несли провиант и снаряжение, сами ставили лагерь, готовили еду и сушили шмотки, поскольку был дождь. Следствием последнего было уничтожение кроссовок, малость пережаренных на огне в ходе попытки их высушить. Как ни странно, это и все убытки.

Будет ещё в июле трёхдневный водный поход. Там уже придётся мне в паре с дочерью в байдарке идти. Не знаю, правда, выдержит ли моя больная спина сидение в байдарке. Посмотрим.

↑ К оглавлению ↑

Учебный процесс в вальдорфской школе

Не знаю, как учитель это делает, но в итоге детёныш хочет ходить в школу. Программа несколько отличается от программ в государственных школах, но не по содержанию. По предметам что-то изучают чуть раньше, а что-то чуть позже. Ещё, конечно, у них нет всякой дряни вроде "окружающего мира". Этот предмет заменён вполне серьёзной методой познания мира. В частности, завтра они идут с картой и компасом изучать город Воронеж. Есть куча мероприятий, в ходе которых дети ищут по карте тайники, наблюдают и рисуют всякую живность, на практике изучают ремёсла, читают и обсуждают книги и т. п. В общем, мир познаётся по полной программе.

Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!

В рамках школьной программы планируются поездки и походы в музеи. Ездили в Эртиль в музей крестьянского быта, имитирующий деревню XVIII века. Там есть домики, посвящённые ремёслам. Дом кузнеца с горном и инструментами, дом гончара, ветряная мельница и вот такие выставки ручного сельскохозяйственного инструмента.

Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!

Именно этот музей выбран постольку, поскольку в программу третьего класса входит выращивание зерна на участке около школы, сбор урожая, производство муки и выпекание хлеба. Вкусного, кстати, очень. Стало быть, неплохо было бы познакомиться с реальным старинным инструментом, с помощью которого всё это когда-то делалось и с крестьянским бытом.

Собрались отдать ребёнка в школу? Или уже учится? Заходите!

Понятное дело — дети-то современные, вот и залезли в полном составе не на древнюю мельницу, а на автомобиль, не очень удачно притворившийся русской печью. А на мельницу, по большей части, родители лазили. Не знаю, кому всё это было более интересно, родителям или детям.

Кстати, насчёт познания мира... В программу, кроме выращивания и выпекания хлеба, включены обязательные мероприятия по изучению профессий и ремёсел. Это посещения не только музеев, но и работающих предприятий. В старших классах в программу входит обязательная производственная и сельскохозяйственная практика.

Ещё одно отличие в том, что до 8-го класса основную часть процесса обучения ведёт классный учитель. Предметников немного. С 8-го класса предметники ведут всё, а классу назначается классный руководитель.

Домашние задания есть, как и в остальных школах. Отличие только в том, что в математических задачах нет ошибок и нет совершенно идиотских заданий, а так... Кстати, у них вообще нет учебников. Можно сказать, что они их сами постепенно в классе пишут. А задания даются на отдельных листах.

Вообще-то, сам я сначала, даже ещё перед тем, как отдать дочь в вальдорфскую школу, пытался понять, как и чему они там детей учат. Ну а что? В числе прочего, у меня высшее педагогическое образование, большой опыт работы с людьми, создания обучающих программ и т. п. То есть, понятие о методиках обучения у меня очень даже имеется. Но тут такой случай, когда, как мне видится, никакой методики нет от слова "совсем". Есть лишь какие-то непонятные её куски, а также ряд основных принципов вальдорфской педагогики, которые надо соблюдать. Тем не менее, в вальдорфской школе вполне успешно учат, то есть, дают знания по предметам. Как я теперь понимаю, это происходит по причине того, что в школе "Радуга" работают исключительно увлечённые люди. Я не знаю, как удалось собрать в одном учебном заведении столько энтузиастов, но, полагаю, — это главная причина успеха. Они "выезжают" на страстном желании учителей дать детям всё, что только они могут. Кроме того, все учителя ежегодно, и даже, бывает, пару раз в год, ездят на какие-то сборы, где активно обмениваются опытом с себе подобными из других вальдорфских школ. Я много раз слышал что-то вроде: "Были там-то, видели то-то, понравилось, посовещались, решили внедрить у себя".

В общем, учат в вальдорфской школе нормально. Не понимаю, как, но учат. К тому же, поразмыслив, я решил, что нет смысла тратить силы на выяснение подробностей, так как альтернативы, всё равно, нет, а результат очевиден. Поговорим о результате. Первый учебный год уже почти закончился — можно.

↑ К оглавлению ↑

И что мы имеем с этой вальдорфской школы?

Давайте вспомним, что мы хотели от школы. В главе "Как мы пришли в вальдорфскую школу "Радуга" подробно перечислены все наши хотелки. Прямо списком. И что мы имеем? А имеем мы в точности то, что в этом списке перечислено. Собственно, об этом я уже рассказал вам чуть выше.

Что мы хотели для своей дочери? Мы хотели, чтобы в школе происходило воспитание гармонично развитой личности, а не только обучение. Чтобы там не уродовали душу ребёнка, как это происходит в государственных школах. Мы получили именно это. И, как видите, даже больше.

Вообще-то, я склонен во всём видеть скорее недостатки, чем преимущества. Но здесь... Нет, конечно, я вижу недостатки. Они, по большей части, касаются организации всего, что делается в школе "Радуга". Иными словами, там с управлением слабовато. Но, во-первых, это и всё, а, во-вторых, достоинства настолько перевешивают недостатки, что даже я не нахожу поводов для недовольства. Те, кто меня хорошо знает, крайне удивлены моей оценкой школы "Радуга". Да я и сам удивлён. Более того, я занимаюсь в школе физической работой! Уже лет 20, как минимум, я плачу специально обученным людям, когда надо что-то сделать руками, а сам ничего, тяжелее шариковой ручки, предпочитаю в руки не брать. За исключением, понятно, рыбалки, стройки и прочего, что делается для удовольствия. Так вот, в этой школе я уже занимался уборкой класса, ношением всяческого реквизита и, сам в это не верю, но в ближайшее время собираюсь участвовать в ремонте класса лично. То есть, шпаклёвка, окраска... Зачем мне это надо? Да сам не знаю! Но, полагаю, — я испытываю настолько глубокое чувство благодарности и уважения к людям, которые работают в "Радуге", что есть желание сделать какой-то личный вклад, причём, не деньгами, а собственными руками. Поговорил с женой — у неё то же самое.

↑ К оглавлению ↑

То, чего я никак не ожидал

Воронежская вальдорфская школа "Радуга" не является коммерческой организацией ни по форме, ни по сути. Четверть века назад она была создана группой энтузиастов, которых не устраивала государственная система образования, для того, чтобы учить там своих детей. С тех пор и по сей день школа существует на добровольные пожертвования родителей и спонсорскую помощь, которая случается не слишком часто.

Управляется школа советом, состоящим из родителей. Директор тоже есть, как и прочий руководящий состав. Он входит в совет и выполняет его решения. Короче говоря, школа "Радуга" является самоуправляемой некоммерческой организацией. Школой управляют именно родители учащихся там детей и никто более. То есть, школа никому не приносит никакого дохода. Вы такое как часто видите? Вот и я в первый раз.

↑ К оглавлению ↑

И к чему это всё здесь?

Я говорил о проблемах школы со многими людьми, чьи дети сейчас учатся. И тогда, когда искал решение для себя, и потом. И что же я увидел? Я увидел, что абсолютное большинство родителей либо не осознают этих проблем, либо смирились, так как не видят выхода. Кого-то, как меня, страхи всякие одолевают и мешают действовать в интересах собственного ребёнка. Более того, многие становятся на сторону школы, помогая калечить души и судьбы собственных детей. Это неправильно. Так быть не должно. Стало быть, я хотел...

  1. Обозначить проблемы, чтобы все, кто прочитал эти строки, их увидели и осознали, что с этим надо что-то делать.
  2. Рассказать, как решил их для себя и своей дочери.
  3. Убедить в том, что ни в коем случае нельзя оставлять всё, как есть, что за будущее собственного ребёнка надо бороться в любом случае. Просто, в зависимости от благосостояния, методы борьбы могут отличаться. Есть деньги на альтернативную школу или домашнее обучение? — хорошо. Нет? — значит, защищайтесь изо всех сил от негативного воздействия школы. Становитесь на сторону своего ребёнка. Вы уже прочитали здесь, с чем именно надо бороться.
  4. Убедить в том, что начинать действовать необходимо немедленно. Чего ждать-то? Я ждал, и что?
  5. Рассказать, что такое воронежская вальдорфская школа "Радуга" и, по возможности, сагитировать вас "вступить в эту банду".

↑ К оглавлению ↑

А исправил ли я свою ошибку со школой?

Казалось бы, всё нормально: ребёнок учится в хорошей школе, все рады, все довольны. Да, теперь всё так. Но в то время, как другие дети учились жить в вальдорфской школе, моя дочь училась создавать видимость жизни. В то время, когда другие дети получали от школы удовольствие, моя дочь ходила в школу по принуждению. В то время, как другие дети учились быть честными, моя дочь училась обманывать. В то время, как другие дети учились любить, моя дочь училась ненавидеть. И этот список можно было бы продолжить, но ни к чему. И без того понятно, что потеряно целых 2 года! И их уже не вернуть.

И ошибки с детьми, к сожалению, невозможно исправить до конца. По той простой причине, что вашему ребёнку только один раз будет 7 лет, как и 10. И только один раз он пойдёт в первый класс, и во второй, и в третий... И только один раз у вас будет возможность что-то сделать для него вовремя. Дети растут и меняются быстро. Того, что вы не дали им в 7 лет, уже не получится дать в 10. И даже в 8 уже не получится, ибо всему своё время.

И мне бесконечно жаль, что я не перевёл свою дочь в "Радугу", как только узнал о её существовании. Не надо было ждать даже окончания первого класса. И уж тем более, терзаясь глупыми сомнениями, позволять ребёнку учиться в лицее ещё один год.

Наше время упущено. Этих двух лет уже не вернуть. Прошлого не изменить. Но вы, прочитав эти строки, можете не повторять моих ошибок. Для того, собственно, оно всё здесь и...

↑ К оглавлению ↑

Почему мы покидаем школу "Радуга"

Подробности читайте в новой статье "Вальдорфская школа. Что стоит о ней знать до того, как..." Ну а кратко я скажу прямо здесь.

Пока работала наша классная учительница, даже мыслей никаких таких не возникало никогда. Но она вынуждена была уйти из школы по семейным обстоятельствам. А заменил её человек, который нас, как учитель, абсолютно не устраивает. Также, нас не устраивает преподавание математики и отсутствие преподавания немецкого языка. Есть и ряд других серьёзных претензий, о которых вы можете прочесть, пройдя по ссылке.

В общем, с уходом классного учителя нас перестало устраивать и качество преподавания, и качество воспитания. Мы попросту не видим смысла платить за такое деньги. Ещё меньше смысла в том, чтобы в создавшихся условиях тратить пятую часть жизни дочери просто на дорогу в школу и обратно. Да и на родительские собрания, от которых мы раньше получали удовольствие, нам теперь совершенно не хочется ходить.

Насколько я понимаю, в "Радуге" попросту некому стало работать. С кадрами проблемы. Мы не готовы их расхлёбывать. Поэтому мы уходим.

Есть вопросы?
Я готов на них ответить.
Напишите мне



P.S.

Для хулителей и сомневающихся

Тут, было дело, появился интересный комментарий. К сожалению, он не сохранился по причине проблем на хостинге. Вначале его автор, эдак снисходительно, сожалел о том, что я, весь такой умный и позитивный, а попал в эту ужасную "Радугу". Кроме того, он сообщил мне, что я попал в рабство. Утверждал, что понимает мотивы написания мною этого текста, которые, по его мнению, состоят в необходимости отрабатывать учение моей дочери в Вальдорфской школе. Поведал, что за мой счёт нереально наживаются какие-то мифические личности, которым на детей наплевать, лишь бы бабло шло. Ну а под конец посоветовал мне разместить здесь какие-то отзывы о школе "Радуга".

Несмотря на то, что этот комментарий является, по сути, хамством, я очень благодарен его автору и очень сожалею, что его текст пропал. Дело в том, что мне как-то не пришло в голову, что кто-то может заподозрить меня во лжи или в том, что я тут просто за деньги какую-то рекламу размещаю. Стало быть, надо дать какие-то пояснения.

Про рекламу на блоге.
Да, здесь есть материалы, содержащие рекламу чего-либо. Это рассказы о совершенно уникальных лодках, которые делает мой друг, и о тех товарах и услугах, которые мне настолько понравились, что я счёл необходимым рассказать о них своим читателям. Какие-то из них я просто пошёл и купил в магазине, а какие-то мне подарил их производитель. Но здесь нет, никогда не было и не будет рассказов о том, что мне бы не понравилось, и я выражаю здесь по поводу всего своё личное мнение, на которое никак не влияют и не могут повлиять никакие товарно-денежные отношения.

Про мотивы написания статьи. Их два.
Во-первых, я надеюсь "нанести" изрядную пользу тем, кто, вняв моим призывам, отдаст своего ребёнка в "Радугу". Чем избавит себя и ребёнка от описанных ужасов государственной школы. Или, если денег нет, хотя бы увидит проблемы государственной школы и предпримет какие-то меры по минимизации негативного воздействия на ребёнка.
Во-вторых, всем нам, включая детёныша, очень нравится в школе "Радуга". И я очень хочу и даже лично заинтересован в том, чтобы это заведение процветало. А с деньгами у школы всё обстоит довольно печально, поскольку мало учеников, да ещё не все платят (есть льготники из числа детей работников школы, многодетных и просто малообеспеченных семей). Так вот, я хочу, чтобы учеников стало больше. Чтобы их родители платили за обучение, и у школы стало больше денег. Так что, это точно не последняя моя статья о школе "Радуга".
Что же до того, что я, размещая здесь рекламу школы, отрабатываю таким способом обучение дочери, то могу любому желающему продемонстрировать квитанции об оплате за весь учебный год.

Про деньги.
Всего мы платим 15 тысяч рублей в месяц. От которых следует отнять ещё, как минимум, 3 тысячи за питание и школьный автобус. Итого, на школу остаётся 12 тысяч.
В нашем классе учится 7 детей. За двоих из них никто не платит. Выходит, что наш класс приносит школе 60 тысяч рублей в месяц. Из которых надо как-то заплатить зарплату учителю и 42% налогов с неё, а также оплатить коммунальные услуги и иные расходы. Есть же и директор, и какой-никакой обслуживающий персонал. Тут не разгуляешься. Иначе говоря, школа едва сводит концы с концами. Я собственными глазами видел (да и проверил) бюджет и штатное расписание — там печаль. Даже речи о доходах быть не может! А я хочу, чтобы у школы были деньги, которые совет мог бы тратить не на затыкание дыр, а на развитие. И считаю, что это ничего, кроме огромной пользы, не принесёт, ни ученикам школы, ни их родителям, ни городу Воронежу, ни России, ни мировому сообществу.

Для пущей понятности...
Школа "Радуга" управляется советом, состоящим из родителей. Директор, Светлана Владимировна, — тоже из числа родителей. Именно совет школы определяет в школе всё, включая и стоимость обучения, и то, на что будут потрачены деньги. Я был на заседаниях совета и имел возможность и убедиться в этом лично, и поучаствовать.

Обо мне и этом блоге.
Мне в этом году будет 50 лет. Поэтому воспитывать меня поздно, а учить жизни и вовсе глупо. Ну а поскольку я совсем уже взрослый, пузатый и бородатый дядька (тут есть картинки), то решать, что мне делать, я буду, уж извините, самостоятельно. Включая и то, что мне размещать и чего не размещать на своём блоге. Более того, мне совершенно наплевать, нравится кому-то, что я здесь делаю, или нет. Этот блог — моя игрушка. Любимая, причём. И я буду в неё играть по своим собственным правилам. А если кому не нравится, то в Сети есть очень много разного-всякого. На любой вкус чтиво найдётся. Короче, советы не принимаются.

О том, что есть такое, эта статья.
Эта статья, по сути, содержит 2 отзыва о 2-х разных школах, в которых училась моя дочь. Один — о лицее, который я не называю, чтобы лишний раз не потревожить ничьих чувств. Второй — о воронежской вальдорфской школе "Радуга", куда мы сбежали из этого лицея. И всё. А написана она, чтобы люди не повторяли моих ошибок и не боялись для этого действовать. А также, чтобы помочь школе "Радуга". Всё просто.



P.P.S.

Контакты воронежской вальдорфской школы "Радуга"

Адрес: Воронежская область, Новоусманский район, село Бабяково, улица Зазеркальная, 1.
Посмотрите на карте

Телефон школы: 8-908-133-58-97.

Телефон для справок о подаче документов: 8-952-952-96-83,
Светлана Владимировна Куцевалова.

Телефон PR-менеджера школы: 8-920-225-22-99,
Ирина Козлова.
Можно обратиться с любым вопросом по поводу жизни школы.

E-mail: raduga-waldorf@list.ru

В Контакте: http://vk.com/waldorf_vrn

facebook: https://www.facebook.com/drugayashkola.ru/

↑ К оглавлению ↑



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации

    Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации Для дальних поездок и семейных выездов у меня был совершенно чудный Додж Караван, который верой и правдой прослужил более четырёх лет. Но мысли о чём-то более внедорожном были давно. А в этом году покупка внедорожника стала насущной необходимостью.

  2. Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S

    Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S Yamaha C40 была куплена мною вполне сознательно. Я знал, что хочу именно её. И знал, почему. Но прошло семь месяцев ежедневных занятий (стараюсь играть не менее часа в день), и захотелось лучшего звука.

  3. Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы

    Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы Публикаций на блоге не было аж целых восемь месяцев. И некоторые читатели и подписчики пишут и даже звонят, чтобы поинтересоваться.... ..нет, конечно, не моим здоровьем! Как вы могли такое подумать? Интересуются тем, почему прекратились публикации, и когда они возобновятся.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Адрес заметки: http://v-36.ru/blog/post_1495800886.html

31 мая 2017, 01:22
Прочитал практически свою историю, только имена, даты и некоторые подробности другие. И выводы у меня такие же.
Ещё был такой нюанс. Сейчас только осознал. Из разряда "Не знаю, как они в своей школе это делают, но у них это получается!". Когда старшая училась в гимназии, где от патриотического воспитания было не продохнуть, я не раз слышал от неё фразы про "эту страну", непригодную для проживания. Не то чтобы я оголтелый патриот, но как-то резало слух. Сейчас вспоминаю - как перешла в "Радугу", я от неё больше такого не слышал. Кстати, благодаря активному школьному обмену с Германией старшая дочь 2 месяца жила в немецкой семье (у нас, соответственно, тоже жили школьники из Германии). Потом бросила учёбу на РГФ после 2 курса (кстати, хорошо её понимаю, хотя сам закончил РГФ с красным дипломом) и поехала в Германию работать по контракту. Сейчас вернулась, и ничего такого про "эту страну" я от неё, опять же, не слышу. Мне кажется, закончи она гимназию - закончила бы, наверное, и РГФ, но из Германии бы она уже не вернулась. Основной круг общения - одноклассницы из "Радуги".
Младшая тоже закончила "Радугу" и тоже не может с ней расстаться: вчера приехала со Школьных Олимпийских Игр, где была архонтом (вожатой), а до этого ездила со школой в крымский поход (каждый раз отпрашивалась из техникума, где сейчас учится), а ещё раньше ездила в "Радугу" просто на занятия по проективной геометрии.
Мне тоже нравятся школьные мероприятия. Детские спектакли цепляют больше, чем постановки в Камерном (не говоря уже о нашем Драматическом). На школьных субботниках, зачастую, отдыхаешь лучше, чем на ином пикнике или рыбалке в случайной компании, потому что, наверное, среди вальдорфских родителей унылых упырей и энергетических вампиров я как-то не встречал.
В общем, согласен.
Артём
Адрес заметки: http://v-36.ru/blog/post_1495800886.html
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

май 2017
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: