Как надо ездить на Северный Кавказ на автомобиле

"...ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит..."
(Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 7—8)

Кто ищет — тот всегда найдёт!
(Лебедев-Кумач, Дунаевский. Песня "Весёлый ветер")

И т. д. В общем, так оно и есть.
Давайте посмотрим, что я нашёл в мае 2019-го
по дороге на Северный Кавказ и обратно.


Как надо ездить на Северный Кавказ на автомобиле (без 'не')

Наверное, надо начать с того, что искал. А искал я самую лучшую дорогу в район Кавказских Минеральных Вод из Воронежа. И, на мой взгляд, нашёл. Точнее говоря, опробовав за два года все более-менее разумные варианты, сделал для себя выбор. Чем и делюсь.

Поиски начались в прошлом (2018-ом) году, когда я попытался объехать жуткие пробки на М-4 через Сальск. Об этом написано в статье "Как не надо ездить на Северный Кавказ на автомобиле". Можете полюбопытствовать, почему через Сальск — это "нуегонафиг". Там короткий текстик и видео, из коего совершенно понятно, почему...

Ну а мы поговорим о том, что было на М-4 (куда же без неё?) 27-28 апреля 2019-го года и о том, что я узрел на обратном пути в Воронеж через Элисту и Волгоград 7-8 мая 2019-го года.

Статья, предупреждаю сразу, не развлекательная, а для желающих получить информацию.
Вы увидите здесь маршруты и характеристики дорожных участков, а также то, что нам (мне, жене, детёнышу и собачке) особенно понравилось и может вам пригодиться. Будут картинки и видео. Наслаждайтесь.

Трасса М-4

Не стану вставлять сюда скриншот с маршрутом Воронеж — Ессентуки. Каждый может ввести эти два слова (я пользуюсь Яндексом, поскольку мне интерфейс его карт больше нравится) в любую программу с навигацией и получить маршрут протяжённостью 1100 км, который, согласно Яндексу, проходится за 11 часов и 30 минут чистой езды. Единственный, по сути, вариант — это проехать через Минеральные Воды, как ведёт Яндекс, или проехать через Черкесск. Я выбрал последний вариант, поскольку "Навител" (апрельская версия программы и карт), коему я склонен верить больше, выдаёт этот маршрут (1053 километра, 14 часов и 19 минут езды). Да и чуть короче там получается. Но давайте уже говорить о дороге.

Пробки и прочие неприятности

  • Лосево — пробка. Солидная. Минут 30 сия деревня проезжалась.
  • Павловск — не стояли, но минут 15 эти полтора километра (от въезда до кольца) ехали.
  • После Павловска (до Верхнего Мамона и чуть дальше) было несколько мест с дорожными работами и ограничением скорости. Прошли легко. Раздражения особого этот участок не вызвал.
  • Каменск Шахтинский — ремонт моста через Северский Донец. Пробка жуткая. Километра четыре. И никто никуда не едет практически совсем. Чуть постояли, по обочине доехали до поворота, объехали, выехали перед самым мостом. Проехали, в общем, кое-как, но минут 30 это всё заняло точно. С объездом по весьма неприятным колдобинам.
  • Далее, до Ростова, была пара участков с затруднённым движением. В районе Шахт и после. Но особой тоски в организме это не вызвало, хотя, конечно, сколько-то времени было потеряно.
  • Ростов — объезд (о счастье!) наконец-то починили. В общем, Ростов обходится, как оно всегда раньше и было, через Аксай без особых проблем. Только надо понимать, что Аксай это город. Стало быть, там особо торопиться не получится. И разросся Аксай очень прилично, если, конечно, сравнивать с тем, что там в восьмидесятые годы прошлого века было.
  • Кропоткин — пробка. Мы ещё двигались кое-как, а на встречной стороне была жуть жуткая — многокилометровая недвижимая пробка.
  • От Кропоткина до Невиномысска (перед ним мы свернули направо, на Черкесск) было ещё несколько участков с ремонтами дороги. Но как-то серьёзно (минут 15) постоять довелось только один раз.

Сколько точно было временны́х потерь на все вышеописанные злоключения сказать сложно, но их было ни в коем случае не менее полутора часов. Это вызвало неизбывную тоску в организмах водителя и даже пассажиров, которая заставила искать иные пути. Пусть и более длинные, но предполагающие более приятное времяпрепровождение, чем приключилось на трассе М-4.

Не самую последнюю роль в возникновении желания искать другие пути сыграло и, давно ставшее привычным, отвратительное поведение ростовских водителей на дороге. В Воронеже и Волгограде водители — тоже, мягко говоря, не "зайчики", но до ростовчан нам всё же далеко. Я вообще не помню случая, чтобы мне удалось проехать Ростовскую область, не приняв участия в нескольких аварийных ситуациях, созданных местными водителями. Я давно принял это как данность и, например, обгоняя фуру с ростовским номером, где бы то ни было, всегда имею в виду то, что её водитель может, не обращая внимания на машину слева от себя, которая уже чуть ли не с тягачом поравнялась, включить поворотник и крутануть баранку влево. Также, я не жду в Ростовской области, что машина, выехавшая на встречку для обгона, непременно уйдёт обратно в свой ряд. Это, конечно, субъективное мнение, но, на мой взгляд, езда по Ростовской области действительно чревата ещё и такими неприятностями. И о них следует говорить, так как это вопрос не только приятности времяпрепровождения, но и безопасности. Я в этот раз дважды выводил машину на левую обочину. И если во второй раз (девятка неожиданно вышла на обгон метрах в пяти от переднего бампера) слева была такая обочина, что просто лень было резко тормозить, нарушая покой пассажиров и всего, что не идеально закреплено, то в первый раз это была фура. И если бы не моя хорошая реакция, широкая разделительная полоса с зелёной травкой, большой клиренс и постоянный полный привод Рэнджа, не знаю, что бы я вообще делал, и чем бы всё закончилось. В общем, на всякий случай, будьте готовы.

Платные дороги

То, что сразу после выезда из Воронежа не надо искать бесплатных путей чрез Новую Усмань, это факт. Первый платник, ведущий в обход Новой Усмани здорово сэкономит вам время и топливо. Также, скажу для транзитников, что не надо пытаться ехать через Воронеж. Не сэкономите. Ну а дальше, после первого (после Воронежа) платника объезда просто нет. И, что ещё важно, нормального выезда на Борисоглебск-Саратов с платной магистрали нет. Придётся разворачиваться, дважды проезжать один и тот же пункт взимания платы, возвращаться назад на несколько километров и только потом... Идиотизм, конечно, но, что имеем...

Крайне неприятно, также, вот ещё что. Во-первых, на платниках, кроме обхода Новой Усмани (там 110) стоит ограничение скорости 90 км/ч и как-то непонятно, за что, собственно, берут деньги. Особенно это непонятно с учётом того, что пункт взимания платы, это остановка, которая отнимает время. Во-вторых, никаких объездов не предусмотрено (за исключением, опять же, обхода Новой Усмани), что, кроме прочего, ещё и незаконно. Наверное, можно даже попытаться вернуть деньги через суд.

Сейчас после Ростова тоже заработал, как минимум, один платный участок. Но мы проскочили его на халяву. Висело объявление, что плата будет взиматься с 29 апреля 2019-го года.

Платные участки на Яндекс-картах отмечены, включая тот, который на момент нашего проезда оказался ещё бесплатным. Увидите это всё на картах, если пожелаете. Поэтому не вижу смысла говорить о том, где они находятся.

Качество дорожного покрытия

Сейчас на всём протяжении указанного маршрута качество дорожного покрытия колеблется от отличного, до вполне удовлетворительного. Тот "танкодром", что существовал в прошлом году после Ростова, привели в порядок. Где-то положили новую дорогу, а где-то залатали старую. И дорожные работы ведутся дальше.

В общем, к качеству дорожного покрытия сколько-нибудь серьёзных претензий нет. Есть ещё участки, где хотелось бы лучшего, но и там вы теперь не рискуете ни своим здоровьем, ни "здоровьем" шин, дисков и подвески автомобиля.

Ночлег

Когда мы ездим на Северный Кавказ или в Крым, то останавливаемся в центре станицы Кущёвской в гостинице "Огонёк". Почему там? Не знаю — так сложилось. Когда-то я искал гостиницу с приличными номерами не слишком далеко от трассы, но, чтобы стояла в относительно тихом месте (не на трассе) и, чтобы с большой собакой можно было заселиться. Ну, вот, нашёл...

А искать что-то другое...
...зачем, если это устраивает? К тому же, нас там все уже знают и даже, как с постоянных клиентов, не берут доплаты за собаку. Двухкомнатный люкс стоит там сейчас 3700 рублей. На мой взгляд, с учётом того, что там есть (большой номер, хорошая мебель и оборудование), это нормально. Единственный минус гостиницы "Огонёк", это кафе. Серьёзный минус. Наверное, лучше было бы, если бы там вообще не было кафе. В позапрошлый раз оно открылось на час позже, чем заявлено. В этот раз мы уезжали поздно, поэтому не знаю, когда оно открылось, но в девять тридцать утра, даже из того тощего меню, что там присутствовало, в наличии не было практически ничего. А после того, как выяснилось, что нам даже две яичницы пожарить не могут (поведали, что имеется только три яйца), я не сдержался и заржал, аки конь, вызвав удивление персонала гостиницы, затем повернулся и, не обращая внимания на шиканье жены, переживающей за соблюдение норм приличий, отправился к выходу. Ну а что...?

Но в этой гостинице меня гораздо более волнуют номера, а не наличие кафе. Приезжаем мы туда обычно сытыми, а завтракать, на мой взгляд, гораздо приятнее в каком-нибудь придорожном заведении с восточной или кавказской кухней. К тому же, гостиница стоит в центре города. Там точек общепита вокруг — пруд пруди! Как и магазинов, где, при желании, можно накупить себе на завтрак или ужин всяческих псевдокефиров с творогами из пластмассы и тому подобного дерьмеца, коим обычно питаются жители современных городов.

Еда

Я не люблю брать с собою в дорогу готовую еду из дома. Не испытываю удовольствия от заглатывания холодной слегка раздавленной и осклизлой жратвы, живописно раскинувшейся на капоте авто или ещё где... Зачем это надо? Более того, я считаю, что от приёма пиши следует (то есть, совершенно необходимо) получать удовольствие. А для этого, во-первых, нужны некоторые условия; во-вторых, сама еда должна быть вкусной. Конечно, можно перед поездкой озаботиться готовкой и укладыванием нормальной еды в специальные изотермические контейнеры. Можно таскать с собою посуду, ложки, вилки, ножи и раскладной столик с креслами. Можно, на случай дождя, и тент раскладной с собою прихватить. Но тогда, на мой взгляд, следует озаботиться и тем, кто и как всё это будет возить, раскладывать, складывать, мыть, следить, чтобы не потерялось и т. д., поскольку мне этого делать не хочется. Я уж лучше голодать буду. Короче говоря, общепит — наше всё.

Но, к сожалению, на М-4 я не смогу порекомендовать вам заведения, где кормят по-настоящему вкусно. Они есть, это несомненно, просто мне не повезло их найти. Мы до сей поры питались в заведениях, где вполне сносно кормят, но не более того. Например, в этот раз, покинув гостиницу в Кущёвской, мы питались в кафе на трассе где-то на выезде из станицы или чуть дальше. Я вообще как решаю, будем мы кушать в том или ином заведении или нет? Захожу, смотрю, насколько там чисто, и тщательно анализирую запахи. Причём, запахи в приоритете. Если запахи мне нравятся или хотя бы не вызывают неприятных ощущений (ну, если искать следующее кафе уже нет желания), то мы остаёмся. Так было и здесь. Увидев, что заведение посещаемо завсегдатаями (стояли фуры дальнобойщиков и местные авто), я свернул к нему, припарковался и прошёл в помещение с огромным круглым залом. Посмотрел, понюхал, вернулся и пригласил жену и дочь. Основным блюдом был шашлык. Прекрасная свежая свинина на косточке! Но приготовлена она была плохо. Нет, это было вполне съедобно, поскольку пожарили её хорошо. Но в мясе явно не хватало соли и специй. Это был призван исправить соус, но ничто не может исправить неправильно подготовленное мясо. Ну и как рекомендовать заведение, где не умеют готовить шашлык из свинины? Тем более, что и счёт вовсе не порадовал. Ценник такой, как будто готовить шашлык, таки, умеют. Так что, извиняйте, но кафе на трассе М-4 не порекомендую.

Было дело, в Каменске Шахтинском мы зашли в кафе "Гараж", знаменитое тем, что оно очень интересно оформлено (не переживайте, мимо не проедете) посредством кучи самой разнообразной автомобильной и мотоциклетной техники и различных предметов с автомобильной тематикой связанных. Прикольно, конечно, было бы пообедать, сидя в Москвиче 401 со срезанной крышей и столиком с лавками внутри. Но там оказалось дороговато, что не особо смущало ввиду имеющегося антуража, и грязновато, что заставило нас покинуть заведение. В итоге мы, добравшись до Аксая, попёрлись зачем-то в Макдональдс и, заплатив за это удовольствие бешеные деньги, нажрались там всякого говнища до отвала. Каждый раз казню себя за то, что, уступив просьбам детёныша, мы обедаем в этой "бигмачной", а не ищем нормальное кафе с качественной едой. Тем не менее, мы уже третий год подряд там обедаем. Потому и не нашли ничего путного на трассе. Надобно будет всё-таки разрушить эту традицию на будущий год.

Кавказские Минеральные Воды
Дороги и водители

Единственная разбитая дорога, которую я наблюдал в прошлом году, это была дорога от Ессентуков до Пятигорска чрез Юцу. В этом году она приведена в полный порядок. Где-то лежит новое покрытие, где-то уложены качественные латки. В общем, намотав в районе Кавказских Минеральных Вод более тысячи километров, я нигде не встретил откровенно плохих дорог. Поэтому поговорим об особенностях дорог и вождения.

Центральные улицы городов изобилуют огромного размера асфальтовыми лежачими полицейскими. Они лежат перед почти всеми пешеходными переходами и после оных, а также и в иных местах, где по мысли местных организаторов дорожного движения им надлежит быть. Большая часть участков дороги с этими самыми полицейскими укомплектована соответствующими предупреждающими знаками на синем фоне и знаками, ограничивающими скорость до сорока километров в час. Попадались и лежачие полицейские, не предваряемые никакими такими знаками. Перед ними приходилось каждый раз решать, что делать — рискнуть собственной спиной, колёсами и подвеской или, хрен с ними, пусть врезаются те, кто там сзади едет. Оно, конечно, бампер задний у Рэнджа солидный, да и фаркоп стационарный стоит, рассчитанный на прицеп массой три с половиной тонны. Но всё-таки, ежели машина сзади была слишком близко, я почти не тормозил, заставляя здоровенную и тяжеленную машину неприлично подпрыгивать на этих ухабах, подбрасывая высоко вверх своих седоков. Но всё обошлось без травм и поломок. В общем, это всё к тому, что ездить быстро там совершенно не хочется. Ну, мне не хочется, как и подавляющему большинству водителей.

Что же до особенностей местного вождения, то здесь мне есть, что сказать. Ездит там народ по городам медленно и печально. Это обусловлено и малыми расстояниями в небольших городках, и обилием лежачих полицейских, и узостью улиц, и большим количеством светофоров, кольцевых развязок и поворотов, а также довольно частым появлением на дороге пешеходов в неприспособленных для этого местах. Ну и традиции, надо полагать, такие. В общем, редко, кто куда торопится, хотя "смельчаки", как правило на раздолбанных Жигулях, тоже попадаются.

Водители там, в массе своей, достаточно аккуратны, а также весьма доброжелательны и корректны. Дают выехать из двора, пропускают во всяких неудобных ситуациях, терпеливо ждут, если шо... Не лезет никто никуда, желая любой ценой быть первым. В общем, у них реально есть, чему поучиться, что перенять и то, чему можно позавидовать. Они там водят примерно так же вежливо, как в "Европах". Но есть некоторые, и пренеприятные, — надо сказать, — отличия.

Про любимый манёвр на трассе я уже рассказывал в предыдущей статье. Но я уже знаю, что, если кто выехал на встречку и помигал дальним светом, это значит, что он просит подвинуться вправо, зная, что обочина в данном месте такое позволяет. А вот того, что поворотники большинству водителей служат лишь в качестве украшения автомобиля, я не понимаю. Приходится постоянно быть начеку, поскольку большинство водителей о своих манёврах никак не предупреждает. А об остальном я расскажу на примере, который назову "Один пять минут езды по Пятигорску".

Таксист, спокойно двигавшийся впереди, вдруг резко затормозил и почему-то остановился в двадцати метрах от машины, стоявшей на светофоре. Затем он с этой позиции просто продолжил движение в той же полосе, как ни в чём ни бывало. Где-то метров через пятьсот водитель белой Оки, шедшей впереди, отвечая на телефонный звонок, стал потихоньку замедляться и остановился в левом, единственном свободном (справа машины были припаркованы), ряду. Поговорил и поехал дальше. Ещё через пол километра, перед кольцевой развязкой, водитель Киа Рио просто остановился по непонятной причине в левом ряду, да так и простоял минуту, если не больше. Пробку собрал солидную, но никто не возмущался и не сигналил. Я его объехал, за мной и остальные потянулись. Потом я увидел в зеркало, что он просто продолжил движение. Метров через сто после кольца водитель коричневого универсала от Вольво решил, никуда не торопясь, развернуться в несколько приёмов, перегородив движение в обе стороны. А ещё через сто метров, заставив притормозить всю колонну, образовавшуюся в результате манёвров Вольво, от магазина стартовала белая "копейка" и попёрла с бешеной (километров пятнадцать в час) скоростью. И так она "пёрла" с пол километра до следующего магазина, около которого остановилась. И тут никто не возмущался и не сигналил. Только какой-то "смельчак" на чёрной Приоре вышел на обгон, заставив довольно прилично притормозить встречные машины. И это всё действительно произошло в течение, приблизительно, пяти минут на участке дороги длиной в полтора-два километра. И это в районе Кавказских Минеральных Вод есть норма. Сигналили местные водители, кстати, только один раз, когда Киа Рио перед кольцом остановился. Но это и впрямь был какой-то совсем уж печальный случай, когда поведение водителя могло объясняться лишь его безвременной кончиной.

Стартовать со светофора там тоже никто не торопится. Моделировать поведенческий акт перед манёвром (например, поворачивая с дороги к себе во двор) могут очень долго. В общем, в районе Кавказских Минеральных Вод водители никуда не спешат до такой степени, что жителя Воронежа это изрядно удивит, а жителя Москвы — тем более. Но, если смотреть на всё это с улыбкой, то ездить в районе Кавказских Минеральных Вод окажется много приятнее и спокойнее, чем в том же Воронеже. И подтверждением тому служит, в числе прочего, и тот факт, что мы там в этом году всего две небольшие аварии видели. А ведь ездили очень много. Имею сказать, что в Воронеже аварий гораздо больше случается. Да и бьются у нас сильнее, так как скорость движения по городу значительно выше.

Да, чуть не забыл сказать. Бензин 95-ый на "Лукойле" стоил, по большей части, 47 рублей и 86 копеек. Был он где-то на том же "Лукойле" и по 48 с чем-то. На "Газпроме" и "Роснефти" можно было найти по 46 с копейками.

Как надо ездить из Воронежа на Северный Кавказ и обратно

Причины, по которым мне не нравится трасса М-4 следующие. Там имеются серьёзные пробки и множество ремонтных участков. Это не только отнимает время, но и заставляет нервничать. А нафига же мне и моей семье нервничать в отпуске? Кроме того, трасса М-4 отнимает деньги на бензин, который не только сжигается в пробках, но и расходуется в ходе преодоления многочисленных неровностей рельефа. Также, совершенно непонятно, за что взимаются деньги на платниках. Дело в том, что скоростной участок, где, кстати, тоже разрешено всего 110 км/ч, а не 130, всего один. Это обход Рогачёвки. А дальше денежки платите, но извольте ехать 90. А за что же тогда деньги? Вопрос, однако. И не самый приятный, имея в виду то, что объезды, полагающиеся по закону, отсутствуют в принципе. Есть и ещё один неприятный момент. На М-4 существуют участки, где две полосы в каждом направлении идут почти без обочин и разделены металлическими барьерами. В этот раз аварии на таком участке впереди нас не случилось, но мне не раз доводилось стоять, по несколько часов ожидая, пока дорогу освободят, а пробка рассосётся. Да и ехать потом приходится в очень плотном потоке, что не добавляет ни скорости, ни приятности. Впрочем, трафик на М-4 всегда плотный.

Итак, с причинами, по которым мне не хочется ездить по М-4, мы разобрались. Ну а экономику и время посчитаем позже. Таким образом, получим объективную оценку вариантов маршрута. Так поговорим же об ином пути!

Иной путь из Ессентуков в Воронеж лежит по маршруту Ессентуки — Минеральные Воды — Александровское — Элиста — Волгоград — Борисоглебск (ну, почти...) — Воронеж. Яндекс даёт ровно 1200 километров, а по времени — 14 часов и 11 минут езды. Навител даёт 1218 километров и 17 часов 4 минуты езды. Согласно Навителу, разница в маршрутах (1053 км по М-4 выходило) составляет аж целых 165 километров и 15,7%. Это очень приличная разница. И это требует всесторонней оценки.

Как надо ездить на Северный Кавказ на автомобиле

Вот этот маршрут. А вот вам ещё ссылка на Яндекс-карты Пожалуй, порекомендую сразу пройти по ней, чтобы поглядывать на масштабируемую карту в ходе описания дорожных участков.

Описание дорожных участков

Пробок на этом маршруте нет, как нет и платных дорог. А вот с покрытием не всё так гладко, как на М-4. Поэтому мы сразу приступим к описанию дорожных участков.

Ессентуки — Минеральные Воды
Понятно, что по Ессентукам мы едем медленно и печально в общем потоке, который, как мы уже знаем, никогда никуда не спешит в тех краях. Затем, выйдя на трассу, мы движемся с любой удобной скоростью по отменному покрытию, иногда обгоняя фуры и любуясь совершенно роскошными видами, открывающимися на природные и рукотворные ландшафты. Ещё бы добавить по второму ряду в каждую сторону... Но оно и так весьма неплохо. До поворота в Минеральных Водах на улицу Железногорскую.

Минеральные Воды
По Минеральным Водам мы ползём, как черепаха (сколько раз там ездил, столько раз так и было), в сплошном потоке со скоростью 20-40 км/ч до самого выезда на Александровское через кольцо на улице Мостовой. И до этого места вы ещё можете раздумывать о том, не поехать ли через М-4.

Минеральные Воды — Александровское
Дорога, изобилует затяжными, но не слишком крутыми подъёмами и спусками на 80% своей протяжённости. Качество покрытия от хорошего до среднего. Можно поддерживать любую удобную скорость. Ремонтный участок один был, но работ никаких на нём не производилось. Один из типичных участков дороги вы можете узреть на видео. Это где-то как раз в середине описываемого участка. И на этом участке мы едем не слишком поспешая. Ещё не пришло желание ускориться.

Александровское
Узкие улицы, поганое покрытие, смешная скорость движения. Можно объехать по улице Объездной (так и называется) вокруг. Дорога будет лучше, но, полагаю, гораздо дольше. Навител тоже ведёт через село. На выезде вы найдёте заправку "Роснефть", где 95-ый бензин был по 46,55. 92-ой — по 43,9. Солярка — по 44,45. Я там, не зная, что будет дальше, залил, на всякий случай, полный бак, хотя, по идее, до Элисты бензина должно было хватить. Там же, мы попытались поесть в кафе с весьма завлекательной надписью "Мы открылись", что напротив заправки. Сейчас! Я не смог туда войти. Дверь оказалась запертой. То есть, я видел через стекло зал, раздачу со всяческой едой и, конечно, активно пытался войти, но... Ну, если не хотят кормить... И мы уехали, о чём не пожалели, а даже совсем наоборот.

Александровское — Благодарный
После поворота налево, на Благодарный (там, кстати, стоял солидный полицейский кордон, ГИБДД и ОМОН при оружии), дорога становится хуже. Покрытие, местами, не тянет даже на удовлетворительное, поскольку присутствует гребёнка, на которой изрядно потряхивает. Но здесь ещё можно поддерживать приличную скорость. Ну, по крайней мере, на тяжёлом вседорожнике с пневматической подвеской и самыми толстыми, из разрешённых производителем, шинами. Видео вы можете посмотреть, но, на мой взгляд, качество покрытия по нему оценить почти невозможно.

Благодарный
Узкие улицы, не самое лучшее покрытие, вялое движение. Объездная дорога, хоть и существует, но длиннее многократно. На легковой машине нет смысла по ней ехать, а на грузовике придётся двигаться именно по ней. Навител ведёт через город, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Опять же, можно полюбоваться местной архитектурой.

Благодарный — Элиста
Километров через семь после Благодарного качество дорожного покрытия заметно улучшается и становится очень хорошим, позволяя держать любую скорость. Но это счастье не вечно. Где-то километров через тридцать после кольцевой развязки Элиста-Арзгир, что после села Каменная Балка, стало быть, примерно, в семидесяти километрах от Элисты качество дорожного покрытия, местами, становится неудовлетворительным. Где-то в тридцати километрах от Элисты вновь начинается хорошее покрытие. То есть, общая протяжённость участка с плохим покрытием составляет порядка сорока километров. Около четверти (но не подряд, а кусками) этого участка — настоящий танкодром с серьёзными ямами, во многих из которых вполне можно повредить подвеску и колёса, если прозевать. На видео представлен именно плохой участок. Всё видно. Видна и скорость, которую приходилось держать. Видно и то, что участки танкодрома относительно невелики и сменяются вполне сносным покрытием. Правда, разгоняться особого смысла нет, поскольку участки танкодрома и сносного покрытия на этом отрезке пути чередуются. Ну а в тридцати, примерно, километрах от Элисты вдруг начинается дорога с хорошим покрытием.

Элиста
Навител ведёт через город. Дороги широкие, покрытие хорошее. Пока не узрел большой, золотистого цвета, памятник, не понял даже, что уже по столице Калмыкии едем. Наверное, следовало слегка прокатиться и прогуляться по центральным улицам, на храм буддистский взглянуть и т. п. Но, пока я обо всём этом думал, Элиста осталась позади. Как-то быстро она закончилась.

Элиста — Волгоград
Про этот участок сказать почти нечего. Триста километров дороги с качеством покрытия от отличного (по большей части) до хорошего. То есть, можно поддерживать любую удобную скорость движения. Сразу после Элисты было три участка с ограниченным движением. Стояли на двух из трёх светофоров, но минуты по три — не дольше. Этот участок мы прошли несколько быстрее, чем ожидалось.

Волгоград
Если бы мне лет десять назад, кто-нибудь сказал, что я напишу "дорожное покрытие в Волгограде находится в состоянии от отличного, по большей части, до хорошего"...
...я бы не плюнул ему в глаз потому только, что воспитание и привычки этого не позволяют. Но вот теперь оно так — сделали дороги в Волгограде. Те, по крайней мере, по которым мне пришлось ездить в последние пару лет. Пробок, кстати, как ни странно, тоже не было, хотя мы туда прибыли около семи вечера. Так что, Волгоград мы прошли минут за сорок, причём, особо не напрягаясь. Это потому, в том числе, что трасса выводит не в самое начало Волгограда, а к мосту через Волго-Донской канал. Это, примерно, пятая часть пути по городу была "сэкономлена".

Волгоград — Борисоглебск
Если бы мне лет десять назад...
...в общем, Волгоградку тоже сделали. Качество покрытия колеблется теперь от отличного до хорошего. Лишь несколько километров покрытия перед поворотом на Воронеж можно охарактеризовать как удовлетворительное. О бетонке с жуткими ямами и острыми краями битых плит с торчащими арматуринами народ уже начал забывать. И это хорошо. Ремонтных участков со светофорами я насчитал три. На первом мы постояли минут пять, максимум, а два следующих прошли без задержек. Вообще как-то легко и быстро пролетели мы этот участок. Может быть, мне так потому показалось, что на сей раз без прицепа ехал. Редкий, надо сказать, случай. По Волгоградке — и вдруг без прицепа — непривычно.

Борисоглебск — Воронеж
Состояние покрытия от отличного до удовлетворительного. Между Грибановкой и Анной попалось несколько ремонтных участков с ограничениями скорости. Но я их не сосчитал, поскольку они не напрягали и особо не задержали. Да и работы шли только на двух из них. Светофоров на ремонтных участках не было. Таким образом, оставшийся двухсоткилометровый кусок дороги тоже был пройден легко и быстро.

Мой друг, который часто ездит на Северный Кавказ через Волгоград, сказал что на Элисту следовало ехать несколько иначе. Не по маршруту Александровское — Благодарный — Элиста, а по маршруту Александровское — Гофицкое — Светлоград — Ипатово — Дивное — Элиста. Александровское в этом случае следует обходить, свернув налево на улицу Объездную. Это ещё тридцать дополнительных километров, но дорога намного лучше, а потому получается ещё быстрее и комфортнее. Очень даже может быть. В следующий раз проверю. Я там когда-то тоже ездил. Дорогу не помню совершенно, но помню, что места очень красивые.

Да, чуть не забыл...
...все эти съемки произведены видеорегстратором DATAKAM (по ссылке находится статья про него, а не реклама), который, несмотря на многочисленные размазанные по стеклу трупы безвинно убиенных насекомых, что-то такое всё же снял даже и сквозь них. За что я ему весьма благодарен. Но, что важно, на всех этих роликах есть не только скорость, но и весьма удачно визуализированное местоположение. Отображены расстояния до населённых пунктов и стрелочки с направлением. В пути, конечно, навигатор лучше отобразит местоположение, но историю просматривать потом на роликах очень удобно. Я как-то поздно (только в этот раз) сообразил, что, просматривая местоположение посредством прокручивания роликов вперёд вручную, можно сэкономить кучу времени, например, при подборе файлов для вставки в блог. Ну и для поиска того места, которое хочется посмотреть, тоже.

Трафик

На протяжении всего маршрута, кроме, разумеется, городов, плотного движения не было. Более всего машин было на участке "Ессентуки — Минеральные Воды". Чуть меньше транспорта было на участке "Волгоград — Борисоглебск". Ещё меньше автомобилей наблюдалось на участке "Борисоглебск — Воронеж". И ещё меньше — от Минеральных Вод до Волгограда. А на участке "Благодарный — Элиста" бывало так, что, даже двигаясь на весьма приличной скорости, по несколько минут мы не видели ни встречных машин, ни попутных.

Самым лёгким и скоростным оказался участок от Элисты до Волгограда. Машин мало, дорога хорошая и достаточно широкая. Не было причин не ехать. В общем, я не слишком нежно обращался с педалью газа. Должен же двигатель иногда раскручиваться хотя бы до трёх с лишним тысяч оборотов.

Личные ощущения и время

Я так думаю, что это вполне объективный параметр. Но, как бы там ни было, а я гораздо меньше устал на отрезке от Ессентуков до Волгограда, чем на трассе М-4 от Воронежа до Кущёвской. И это факт. Эти отрезки были равными по расстоянию. А по времени, проведённом в пути отрезок Воронеж — Кущёвская был пройден за 10 часов, а отрезок Ессентуки — Волгоград (плюс сам Волгоград) был пройден за 9 часов, хотя он был чуть длиннее (мы же за Волгоградом останавливались). Но, на самом деле, о времени говорить сложно, поскольку мы по М-4 ехали гораздо медленнее. Да ещё и в пробках много времени провели. Кроме того, на обратном пути, хоть и ехали быстрее, но мы делали вообще всё, что в голову взбредёт, вообще никак не заботясь о времени. Захотелось детёнышу побегать по траве в степи, остановились, вышли и побегали все. Собачке Герде, например, тоже очень понравилось. Понравился кустик с жёлтенькими цветочками, развернулись и поехали за ним, выкопали и забрали с собой, чтобы у себя на участке посадить. И т. п. Спешить-то было некуда. Пробок никаких не предвиделось, а на 1200 км два дня отводилось. Опять же, гулять, так гулять. Мы на отдыхе или кто?

В общем, если говорить о "нравится", то мне больше по душе дорога через Волгоград. Жена тоже сказала, что, на её взгляд, обратная дорога была легче, спокойнее и гораздо живописнее. Последнее меня сначала несколько удивило. Как-то не думал об этом. Но, действительно, если вспомнить, то интересные виды открывались, конечно, много чаще, чем на М-4. Ну а по времени чистой езды (без учёта остановок) длинная дорога, полагаю, даже покороче будет.

Посчитаем деньги

Поскольку Рендж на Волгоградке сожрал, в среднем, на литр на сотню меньше, то на более длинную (на 165 км) дорогу было потрачено лишь на 12 литров больше бензина. Это 555 рублей. Копейки, конечно, в сравнении со стоимостью поездки. Не жалко было бы и больше отдать за комфорт и спокойствие. Но дело в том, что на обратном пути я вёл машину гораздо быстрее. Без какой-либо причины. Просто так мне хотелось, что, кстати, бывает редко. Да и мотору полезно хотя бы раз в год на средних оборотах поработать. А если бы я вёл машину с такой же скоростью, как по М-4, то расход топлива был бы ещё на два литра меньше. А это дало бы уже экономию в те же 555 рублей. В общем, по бензину, можно сказать, что расход получился одинаковым, как, кстати, и предполагалось.

Ну а если учесть стоимость платных участков дороги на М-4...
...короче говоря, даже и без учёта повышенного (более высокая скорость на обратном пути) расхода бензина, расходы получаются, как минимум, одинаковыми, несмотря на значительно большее (165 км) пройденное расстояние.

Но ведь расходы на автомобиль и платные дороги, это ещё не всё. Есть жильё и еда. А жильё и еда на обратном пути были ощутимо дешевле, о чём мы и поговорим.

Ночлег

Когда мне требуется остановиться за Волгоградом (или перед ним, если еду из Воронежа), я уже давно останавливаюсь в гостинице Спутник. Она находится где-то в пятнадцати километрах от выезда из Городища (пригород Волгограда), примерно, в километре от нового моста через железную дорогу с развязкой и указателями на местный аэропорт. Гостиница легко ищется в Яндексе, где есть и куча картинок. Там хорошие номера с отличной мебелью и всем необходимым для путников. И с собачкой (немецкой овчаркой) пускают.

Стоимость однокомнатного полулюкса на троих (за собачку доплату не берут) составляет 3200 рублей. В стоимость входят вполне приличные завтраки. Не шведский стол, но можно выбрать из нескольких вариантов. Я так думаю, что это вполне себе...

Вообще-то, я не очень жалую придорожные гостиницы, поскольку в них обычно бывает шумно и грязно. Но в этой почему-то тихо и чисто. Может быть, это потому, что мне номера достаются на противоположной от дороги стороне. Не знаю, но как-то, вот, там я останавливаюсь, если мне за Волгоградом остановиться удобно. Другие варианты есть. В Городище, например, несколько гостиниц, но останавливаюсь всегда в Спутнике — так уж сложилось.

Еда

Если, не позавтракав, как я всегда делаю, выехать из Воронежа в Волгоград, то первый приступ голода случается обычно где-то в районе поворота на Волгоградку. Если подождать ещё несколько минут, то, примерно, в трёх километрах от моста через реку Хопёр по обе стороны приключится скопление пунктов общепита. А по правую руку вы увидите кафе из жёлтого кирпича с выцветшей надписью "Чайка". Почему "Чайка", то неизвестно, но известно, что автор этих строк всегда старается остановиться именно там, чтобы вкусно поесть. Про цены ничего определённого не скажу, ибо в этом году там поесть не пришлось ещё, но, насколько я помню, там всегда было ещё и недорого. Только не перепутайте. На другой стороне есть другие кафе. Там тоже всё вполне съедобно. Но не так вкусно.

Если же приступ голода приключается несколько позже, то на развилке Ветюнев-Фролово имеется стационарный пост ГИБДД, за которым располагается эдакий сарайчик, отделанный жёлтым сайдингом, с надписью "Кафе у Джаббара", к которому пристроена небольшая крытая терраса с надписью "Шашлычный двор". Там тоже очень вкусно кормят. И цены вполне гуманные.

Но самое интересное из того, что могу порекомендовать для посещения, это кафе, которое мы открыли для себя в этом году по дороге из Ессентуков в Воронеж. Ещё на выезде из Александровского голод заставил меня ломиться в закрытую дверь столовой. Но безуспешно, к счастью. И тогда (есть-то хотелось всем, ибо не завтракали, а выехали поздно) я стал активно высматривать что-нибудь эдакое, интересное с гастрономической точки зрения. Но только аж почти через целых 120 км я увидел нечто примечательное. И весьма. С точки зрения старого спеца по рекламе, стенд этого кафе, стоящий за обочиной, просто безупречен. Поучиться бы многим, типа, спецам у автора сего произведения высокого искусства, являющегося квинтэссенцией принципа разумной достаточности. Сколько в природе существует стендов, на которых одни идиоты по желанию других идиотов разместили столько информации, сколько туда поместилось так, чтобы можно было её прочесть! А в глухой деревне Ставрополья стоит придорожный стенд, на котором сверху красными крупными буквами выведено "Халяль", под этим словом расположены несколько фотографий блюд, а ещё ниже написано "Еда". И всё! Для всех! Автор этого стенда учёл даже то, что, по-видимому, не все знают, что такое "халяль" и добавил для слишком русских слово "еда". Минимум словесной и визуализированной информации! Максимум эффективности! И внимание водителей привлекает! И запоминается с первого взгляда! Шедевр! Конечно, мы туда завернули. А какая там оказалась еда! Не хуже, чем стенд.

Мы взяли чайник чая с травами, два разных первых блюда (оба с кусками баранины), десять мантов, одну порцию пельменей и хлеб. Во-первых, нам было очень вкусно. Всё было вкусно! Во-вторых, половину пельменей пришлось забрать с собой, поскольку мы втроём, хоть и были очень голодны, но всё это не осилили. К счастью, Даша реквизировала у меня две трети первого блюда. В-третьих, нам, по поводу праздника, выдали на халяву ещё и пиалу с изюмом, цукатами и финиками, которые мы тоже не смогли съесть. Предлагали это тоже забрать с собой, но было некуда девать, да и незачем. В-четвёртых, мы заплатили за эту обжираловку 776 рублей. Это 259 рублей на человека — не всякий бутерброд в Макдональдсе купишь. Честно говоря, я бы не удивился и не расстроился, будь сумма счёта вдвое выше.

Женщина, которая там находилась, едина во всех лицах. Готовит всё сама из местных продуктов. Сама подаёт, сама убирает. И хорошо готовит-то! В общем, настоятельно рекомендую. А вот как это заведение найти...

Основным ориентиром будет служить селение под названием Кендже-Кулак, что, примерно, в пятидесяти пяти километрах от Благодарного. Вы увидите слева от трассы селение, увидите справа знак ограничения скорости до семидесяти км/ч; затем, справа же, появится синий знак "Кендже-Кулак" со стрелкой, указывающей налево; после него будет пешеходный переход; потом, по вашей стороне, будет АЗС, которой даже нет на картах. А ещё через сотню-полторы метров, тоже справа, вы увидите вышеописанный стенд и, на некотором удалении от дороги, небольшое сооружение из белого силикатного кирпича, прислонившееся задней частью к довольно длинному забору из зелёного металлического профиля. Это и будет кафе, где очень вкусно и очень дёшево кормят всяческими блюдами местной кухни.

Что само по себе интересно, жительница Кендже-Кулак (ник Танечка) каким-то образом узрела на Ютубе вот это видео. Вот её сообщение. Привожу в оригинале.

"Нам тоже нравилась эта кафешка, но ее закрыли, к сожалению. Я живу в этом селе."

Вот так.

Это, однако, оказалось неправдой. И в 2020-ом, и в 2021-ом, и в 2022-ом годах мы там останавливались и кушали. На Яндекс-картах кафе теперь называется "Халяль-Марракеш". Цены, конечно, поменялись, но дорого не стало. И по-прежнему вкусно.

Подведём итоги

Мы, напомню, собирались тут решить, какая дорога на Северный Кавказ лучше. Однако решение лежит на поверхности. Всё очень просто.

Времени и денег обе дороги отнимают примерно одинаковое количество. Но спокойнее, приятнее, безопаснее (мы об этом не говорили, но и так ясно, что в разы более плотный трафик М-4 несёт с собою и гораздо большие риски) и даже дешевле ездить через Волгоград. Вот, собственно, и всё, что можно сказать. Итак, пора делать вывод. Выделим его для большей лучшести жирным шрифтом.

Из Воронежа на Северный Кавказ лучше ездить через Волгоград. Однозначно! И так будет до тех пор, пока М-4 будет изобиловать пробками и прочими неприятными вещами, препятствующими и самому движению, и получению удовольствия от поездки водителями и пассажирами.

Вот, когда построят обход Лосево, закончат уже, наконец, ремонтировать дорогу, откроют наполовину перекрытые мосты и участки дороги со светофорами и движением по одной полосе, увеличат разрешённую скорость движения по платникам, тогда и будем пробовать снова по М-4 на Северный Кавказ ездить. А пока, на мой взгляд, в этом нет ни капли здравого смысла. Да и ведь не только "на мой взгляд" ездить через Ростов смысла нет. Факты, приведённые здесь, говорят о том же.

Вот, собственно, и всё. Надеюсь, что вам было интересно и полезно это читать. Если есть, что сказать по поводу прочитанного, то милости прошу... Форма для комментирования внизу страницы.

До свидания!



P.S.

Нет, мы, конечно, кроме пития вод и погружений в горячие ванны, ездим и любуемся всяческими окрестностями, включая горы. Катаемся вне асфальта, благо машина позволяет, и т. д. Но полагаю совершенно бессмысленным и бесполезным создавать ещё один пост с картинками о красотах и достопримечательностях Северного Кавказа. Их и без меня в Сети тысячи. Наберите в поисковой строке, например, "на Северный Кавказ на автомобиле". Вы очень быстро найдёте и список мест для посещения, и картинки красивошные, и описания (разной степени восторженности) всяких этих красот природы и памятников архитектуры, и даже туры найдёте автомобильные. Ну а здесь какой блог? Это же блог ползучего прагматика, который сам всегда готов поглазеть на что-нибудь прекрасное, что создано Богом и людьми, но писать склонен больше о том, что может принести практическую пользу читателям. На Северном Кавказе, конечно, есть, где покататься на машине, что посмотреть, понюхать, потрогать и попробовать на вкус. И это, на мой взгляд, хотя бы раз в жизни человек сделать должен. Но туда же ещё как-то доехать сначала надо. А дороги-то разные есть. Вот и...



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации

    Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации Для дальних поездок и семейных выездов у меня был совершенно чудный Додж Караван, который верой и правдой прослужил более четырёх лет. Но мысли о чём-то более внедорожном были давно. А в этом году покупка внедорожника стала насущной необходимостью.

  2. Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S

    Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S Yamaha C40 была куплена мною вполне сознательно. Я знал, что хочу именно её. И знал, почему. Но прошло семь месяцев ежедневных занятий (стараюсь играть не менее часа в день), и захотелось лучшего звука.

  3. Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы

    Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы Публикаций на блоге не было аж целых восемь месяцев. И некоторые читатели и подписчики пишут и даже звонят, чтобы поинтересоваться.... ..нет, конечно, не моим здоровьем! Как вы могли такое подумать? Интересуются тем, почему прекратились публикации, и когда они возобновятся.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

май 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: