Авторынок России - 2017. Прогноз. Короче..., с Новым Годом!

"Мыши кололись и плакали,
но продолжали жрать кактус."
Смешно, правда?
Ну а ежели с голодухи они его жрали?
А ведь эти мыши очень похожи на сегодняшних российских автовладельцев.


Авторынок России - 2017. Падение продолжается. Ай-яй-яй!

Я очень сожалею, что мои прогнозы последних лет сбываются. Оно и понятно - прогнозы не были радостными. Что хорошего в том, что они сбылись? Здесь, в числе прочего, имеется прогноз на 2015 год, а здесь "Авторынок-2016". Как видите, угадал точно. Поэтому осмелюсь дать прогноз развития авторынка России и на 2017-й год.

Мой прогноз, хоть и содержит статистику, но опирается не только на неё. Мы же не маркетологи. Нам бы понять, что делать, как планировать своё автомобильное (да и всякое другое) будущее наиболее выгодным для себя образом. Поэтому основой прогноза станет общий анализ экономической ситуации в России. Добавим к нему мой практический опыт и получим прогноз развития авторынка в России в 2017-м году.

Заранее извиняюсь, но, вопреки сложившейся традиции, на сей раз мне всё-таки придётся употребить несколько специальных терминов, ибо не знаю, как без них обойтись и чем заменить. Но они будут отмечены иным цветом текста, а, при наведении курсора на такой текст, вы увидите определения и пояснения. Например, ВВПВалово́й вну́тренний проду́кт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Объём ВВП в пересчёте на душу населения и анализ структур экспорта и импорта позволяют причислить экономику страны к числу сильных или слабых. Если грубо, то слабые продают много сырья, а покупают много продуктов высоких технологий (машины, оборудование и т. п.), а сильные - наоборот. ВВП у сильных составляет 20 (и более) тысяч долларов на душу населения.
.

Россия-2016
Беглый взгляд на экономику

Общие фразы

В этом году мне очень понравилось обращение В. В. Путина к федеральному собранию. Кроме шуток. Он впервые с начала кризиса говорил о каких-то достижениях и о какой-то программе действий. Да только является ли для России достижением тот факт, что экспорт зерновых в денежном эквиваленте превышает экспорт оружия? Что-то я в этом не уверен. Также, я не верю в то, что у нас большинство чиновников честно выполняют свою работу. Скорее, это мечта нашего президента, чем реалии жизни. Должность давно воспринимается в России как кормление - не иначе. И т. д. В общем, несмотря на то, что речь президента мне действительно понравилась, я не вижу в ней ничего такого, что могло бы повлиять на мои оценки происходящего вокруг. А что же происходит?

Да всё по-прежнему, что и плохо. Всеобъемлющая коррупция постепенно "дожёвывает" государство российское, парализуя систему управления страной напрочь. Любые благие начинания не обернутся ничем, кроме попыток отчитаться о проделанной работе любым путём, независимо от того, сделано что-нибудь на самом деле или нет. Да и начинания эти... Ну, вот, например, поступило лет несколько назад указание побороть безработицу. И её побороли за пол года. Реально побороли. А знаете, как? Предложили всем безработным начать собственный бизнес. Мол, нате вам, ребята, единовременную выплату в размере годового пособия по безработице. Вон там вам напишут бизнес-план (консультация, типа), вон туда вы его отнесёте, вот так ИП откроете, а потом в течение года его закрывать нельзя. И это все требования! Ясное дело, что на 60 тысяч рублей никакой бизнес не начнёшь, но ведь деньги сразу лучше, чем частями. Да и отмечаться на бирже не надо, по конторам всяким бегать и отказы собирать тоже не надо. Народ быстренько узрел свою выгоду и массово записался в предприниматели. И безработица сократилась до правильных цифр, и люди довольны (оно так, кстати, не всегда бывает), и бюджет государственный никак не пострадал. И вот так, по-умному, у нас большинство задач и выполняется. Это небольшой примерчик для тех, кто не в теме. Чтобы было совершенно ясно, почему я считаю нынешнее государство неуправляемой системой.

А дальше я начал, было, подробно описывать всё, что ещё мне в стране не нравится. Но удалил, так как получается очень много букв. Кто будет это читать? Да и, в конце концов, мы имеем здесь всего-лишь предсказание, а не доказательство теоремы. Опять же, кто сказал, что анализ экономики, это скучно? Это очень весело! Вот и давайте повеселимся! Поглядим на макроэкономические показатели.

Наш ВВП и наши враги

Давайте глянем на ВВП. По ВВП на душу населения мы, согласно таблицам из Википедии, сейчас находимся на почётном 66-м месте из 186-и имеющихся. И в прогнозах на 2016-й год - потерять позиции, а не подняться. Интересно, что у нас на душу населения приходится по 9054 доллара, а у США - 55805 долларов. В 6 с лишним раз. И по населению Россия меньше в два с лишним раза. То есть, выходит, что наш "лучший враг" сильнее нас примерно в 13 раз! Как-то так. Ну да, мы скоро их победим. Это точно! Это же, как шестимесячному младенцу со взрослым мужиком на сто кг драться! А если в 6 раз? Тогда легче - ребёнку должно быть аж целых 4,5 года. Что-то я как-то не думал никогда в эту сторону. А ведь интересненько.

Авторынок России - 2017. Снова падение. Как нам жить дальше

А вы же слышали, что в Греции нынче всё совсем плохо? Так вот, я вам скажу, что вконец обнищавшая Греция, где все бастуют и вообще..., по этому показателю на 39-м месте, при ровно вдвое большем ВВП на душу населения, чем в России. Там у них по 18 тысяч с копейками на душу приходится. Неожиданно-то как! Ну а уж коль зашла об этом речь, то во-первых, среднемировой уровень превышает 10 тысяч. Мы, значит, на 10% хуже среднего живём. Во-вторых, думаю, что вам тоже покажется интересным список стран, которые вокруг нас. Он слева, как видите. Если шо..., таблица взята здесь, а ВВП номинальныйНоминальный ВВП (валово́й вну́тренний проду́кт) — это ВВП тупо посчитанный в долларах по официальному курсу валюты. Не сказать, чтобы был сильно информативным показателем для стран, где присутствует инфляция в значительных размерах. Но нам же надо было просто посмотреть, где мы относительно других стран., ибо так страшнее. Есть в той же Википедии ещё таблица с ВВП по ППСГде ППС - это паритет покупательской способности. Не стану давать наукообразного определения, ибо долго и скучно. Скажу только, что данный показатель подразумевает пересчёт ВВП с учётом реальной покупательской способности населения и считается более информативным. То есть, Бигмак в Макдоналдсе в США стоит 310 рублей, а у нас 130. Стало быть, грубо говоря, на свою годовую зарплату средний американец может купить 12 419 бутербродов, а средний россиянин - 4 846. А это значит, что живём мы (в среднем) уже не в 6 раз хуже американцев, а только в 2,5., где мы на несколько более почётном 48-м месте с 26-ю тысячами на человека. Но Греция, где всё очень плохо, всё равно нас "переплюнула", оказавшись на 41-м месте.

Да, и вот ещё почему я именно эту табличку взял... Как видите, колонок три. Левая - 2014-й год, средняя - 2015-й (по нему отсортирован список), правая - прогноз на 2016-й. И если смотреть на российский ВВП на душу населения в ретроспективе, то 2013-й - 14 487, 2012-й - 14 079, 2011-й - 13 324. Комментарии, как говорится, излишни.

Утешаться остаётся тем, что, например, китайцы живут, в среднем, ещё хуже нашего, хотя Китай - вторая экономика мира. А лучше всех в мире жили в 2015-м граждане Катара (Кто бы мог подумать!) под мудрым руководством уважаемого, почитаемого и даже, вероятно, любимого эмира Тамима бин Хамада Аль Тани. Там у них абсолютная монархия. А ещё есть нефть и очень много газа. Короче, от нас они (катарцы) отличаются только наличием эмира и тем, что их там много меньше, чем нас в моей родной Воронежской области. Может, надо в России монархию реанимировать? Абсолютную. Вообще, первая пятёрка интересная: Катар, Макао (кусок Китая), Люксембург, Сингапур, Бруней. Список взят из Википедии. Который ВВП по ППС, чтобы более реальная картина именно качества жизни населения была.

Короче говоря, как ни крути, а Россия - слабая страна. Именно об этом и говорят макроэкономические показатели. Вопят даже. А если говорить о структуре экспорта, то, например, машин и оборудования мы экспортируем более, чем в 100 раз меньше, чем сырья. Хотите цифры? Загуглите в Яндексе что-то вроде "Итоги внешней торговли России в 2015 году". Ну, я именно так сделал. Первым в выдаче по этому запросу оказался провэд.рф. Статьи качественные, картинки красивые. Картинки чуть ухудшить пришлось, конечно, чтобы странички полегче открывались. Смотрите, что получилось.

Занимательные картинки

Получилась структура экспорта и импорта между Россией и дальним зарубежьем в картинках. Стало быть, две диаграммы за 2015-й год и две за первую половину 2016-го. Любуйтесь на здоровье.

Авторынок России - 2017. Снова падение. Как нам жить дальше
Авторынок России - 2017. Снова падение. Как нам жить дальше

Всё понятно и без слов, но куда же без них? Россия вывозит сырьё, а ввозит машины, оборудование и прочие продукты высокотехнологичного производства. Как и ВВП, который ниже низкого, это свидетельствует о слабости государства российского. Крайней слабости.

Но президент Путин в послании федеральному собранию что-то такое о развитии говорил. Дык, изменим в запросе цифру с "2015" на "2016". Загуглим снова и посмотрим. Причём, именно в Гугле лучше смотреть, ибо у него выдача на всякие интересные темы гораздо более информативна, чем у Яндекса.

Авторынок России - 2017. Снова падение. Как нам жить дальше
Авторынок России - 2017. Снова падение. Как нам жить дальше

И что мы видим? Совершенно очевидно, что в 2016-м году состав российского экспорта практически не изменился. И не рванёт ничего никуда за оставшееся полугодие так, чтобы появились существенные изменения, способные повлиять на общую картину. Стало быть, кризис продолжится и в 2017-м году. Пока нет причин ему прекратиться.

А помните, сколько лет нынешняя власть рулит страной? Уже 16. К чему бы об этом вспоминать? Дык, извольте... Например, Японии на общеизвестное экономическое чудо (она только в 2010-м стараниями китайцев потеряла статус второй экономики мира) понадобилось меньше времени. Нищая страна без земли и ресурсов с 1965-го по 1980-й годы увеличила номинальный ВВП почти в 12 раз. Ну а у России были огромные ресурсы и благоприятная конъюнктура. Мы знаем, почём стоила нефть. Мы знаем географию своей Родины. И как этим воспользовалась команда Владимира Путина? А уж в отсутствие сверхдоходов... Ну, вы поняли.

В общем, я попытался в не слишком скучной форме, не слишком ругая власть и не заставляя читателя слишком активно пялиться в массивы данных, рассказать о том, почему на светлое будущее слишком сильно надеяться не стоит. Тьфу! Нет! Совсем не то хотел сказать. На светлое будущее надеяться, разумеется, нужно. Необходимо даже. Но вот, планируя свою жизнь на ближайшие годы, следует исходить из худших сценариев развития ситуации. А надежда умирает последней - всё правильно.

Итак, моя точка зрения на экономическую ситуацию в России вам известна и понятна. В 2017-м году я ожидаю благополучного продолжения экономического кризиса. Что бы там кто ни говорил. Двигаемся дальше.

Модные темы и причины падения авторынка

Для тех, кому лень читать много букв, скажу сразу. Как же не падать рынку, если реальные доходы населения уменьшаются, а цены на авто, равно как и стоимость содержания машин, растут? Конечно, в 2017-м году объём авторынка России будет сокращаться дальше. Ну а желающие подробностей могут читать мои домыслы о том, как именно это будет.

О ценах на новые авто

Общеизвестен тот факт, что цены на машины в долларовом эквиваленте на докризисный уровень пока не вышли. Машинки у нас сейчас дешевле, чем в Европе. Дисбаланс, однако. И заработок маленький. Надо же что-то с этим делать. И будут делать.

Не является тайной и то, что объёмы продаж автомобилей сократились очень сильно. Ну а расходы на организацию их продаж - почти нет. Оно-то, в общем, и так понятно, что к чему, но, когда подобьют итоги года, цифры, которые получатся, неумолимо потребуют решений и действий. И понятно, каких.

Инфляцию тоже никто не отменял. Даже официальные итоги года вполне себе впечатляют и требуют реакции от любого товаропроизводителя.

Борьба президента с коррупцией и "местничеством"Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве официально. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

Государю Фёдору III Алексеевичу в те поры 21 годик исполнился. Но это был последний год его правления, а убил местничество уже государь Пётр I Алексеевич. В нынешней России местничество процветает, как видите. Вернулись на 300 лет назад. В этом году Владимир Путин начал с ним борьбу. Что твой Тарас Бульба: "Я тебя породил, я тебя и убью". Поглядим, однако, чем закончится.
в 2016-м году развернулась широким фронтом, а в 2017-м обещает стать ещё более активной. Но мы же с вами взрослые люди, которые понимают, что в такие периоды "цена вопросов" лишь растёт. Стало быть, растёт и доля коррупционной составляющей в цене автомобиля. Поверьте, автопроизводители и владельцы автосалонов точно знают, кому, за что и сколько они платят, поэтому они непременно заложат в стоимость это повышение цен. Это, конечно, мелочь на общем фоне, но это один из многих факторов влияющих на конечную цену.

На фоне изложенного выше обязательное оборудование всех новых машин системой ЭРА-ГЛОНАСС, как и всякие там повышенные экологические нормы с утилизационными сборами и акцизами, выглядят уже довольно бледно. Копейки, но таких "копеек" много.

Полагаю, - сказанного достаточно, чтобы понять - без повышения цен на новые авто в 2017-м не обойдётся. Однако, цифры (на сколько цены вырастут) называть не рискну. Не знаю я точно, насколько машины подорожают. Может, кто-то из производителей примет какое-то политическое решение и не станет цены поднимать. Опять же, лидеры рынка и аутсайдеры находятся в слишком разных условиях. Как знать, кто и что здесь придумает? Однако, полагаю разумным для тех, кто собрался купить новую машину, не затягивать с этим делом дальше января.

Что же до того, как повышение цен повлияет на рынок, то здесь всё очень просто. Повышение цен на новые авто подстегнёт падение рынка.

Про ЭРУ-ГЛОНАСС отдельно (к прочтению не обязательно)

В 2017 году введение обязательной установки этой системы на все авто особого влияния ещё не окажет. Тут, вообще, весь пикус вовсе не в том, чтобы установить в машину урезанный по функциям дешёвый но противоударный смартфон. Сколько он там стоит в сравнении с ценой любого авто - смех один! Пикус в том, что на новую модель надо получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС), которое действует 3 года. Оно и раньше денег стоило, но к этой сумме добавились 17,5 миллиона рублей, которые надо заплатить за одобрение (или как оно там называется) ЭРЫ-ГЛОНАСС. Да ещё надо предоставить два автомобиля на тест. А позже тестов будет уже не два, три. То есть, надобно заложить эту сумму в стоимость машин сертифицируемой модели, которые планируется продать за будущие три года. Причём, что понятно, с запасом.

Ну, для ВАЗовской продукции на каждую машину лягут копейки - меньше 100 рублей на какую-нибудь Калину или Гранту + стоимость самой системы. Для Солярисов каких-нибудь оно тоже +\- так же. Для Роллс-Ройса стоимостью 20 миллионов, в общем, тоже не страшно, если даже и миллион добавится. А вот для относительно недорогих моделей, которые продаются небольшими тиражами, это серьёзно. Я так думаю, что уже в 2017-м году мы недосчитаемся на рынке кое-каких купе, кабриолетов и прочей экзотики, которая чаще украшала шоу-румы дилеров, чем ездила по улицам. А вот дальше, в следующие годы, по мере того, как будут заканчиваться ОТТС, потери будут уже ощутимыми. Ассортимент новых авто, предлагаемых на российском рынке, сократится очень заметно. Я даже точно не знаю, хорошо это или плохо для России в целом. Но я знаю, что тем, кто собрался купить в автосалоне какой-то автомобильный эксклюзив, следует поторопиться, пока его ещё продают.

Что же до самой системы ЭРА-ГЛОНАСС, то, вроде как, она призвана снизить смертность на дорогах от ДТП. Типа, значит, чтобы помощь быстрее к месту ДТП подоспела. Но смущает несколько фактов.
Россия тут явно обскакала все остальные страны, сделав такую систему обязательной. Подобные штуки уже давно везде есть, но никто не спешит делать их обязательными.
Цена сертификации просто огромна. Да и зачем вообще испытывать систему в составе ТС? Бросил коробочку с третьего этажа на асфальт - не разбилась - получите добро. Дёшево и сердито. Ну, как-то так.
А почему только одна организация в стране эти одобрения выдаёт? Где ценовая конкуренция? Где конкуренция качеством?
А кто ответит, если эта система не сработает (просто неисправной окажется), в результате чего погибнут люди, которые на неё понадеялись? Где законодательные акты на эту тему?
Короче, не нравится мне эта штука, но в 2017-м году большого влияния на авторынок она ещё не окажет, а дальше будем "посмотреть".

Проблемы с ОСАГО никуда не денутся

Если вы не сталкивались с ними, то милости прошу ознакомиться. А если сталкивались, то взгляните на картинку.

Авторынок России - 2017. Снова падение. Как нам жить дальше

Как видите, сумма премий увеличилась на 21%, а сумма выплат выросла на 40%. Страховщики и раньше-то на убытки жаловались, а выплаты ещё выросли, невзирая на все принятые меры. Стало быть, саботаж выдачи полисов ОСАГО продолжится повсеместно, кроме столиц и ещё пары благополучных регионов.

Казалось бы, что с того авторынку? Но я в этом году слышал не один рассказ о том, что человек, державший для себя две разные машины, от одной избавился, ибо мало налога транспортного, так ещё и с полисом ОСАГО проблемы. Многие советовались, что взять одно вместо двух машин, чтобы более-менее обойтись как-то.

Таким образом, проблемы с ОСАГО тоже прямо ведут к падению автомобильного рынка России.

Почём стоит машинку прикупить

ДКП, госпошлина и ТО вполне могут потянуть на 5 тысяч рублей. В среднем, ещё 10 будет стоить полис ОСАГО, без которого на учёт машинку не поставишь. Итого - 15 тысяч рублей надо отдать, чтобы начать машиной пользоваться.

А ещё, ну, в Воронеже сейчас так, в ГИБДД придётся приехать дважды. Один раз на осмотр, а потом на регистрацию. В один день ничего не делается. Время - эквивалент денег. Да и просто неприятно, так как очевидно, что это саботаж с целью вымогательства.

Осознание того факта, что, купив за тридцатник сильно подержанные Жигули, придётся прямо сразу отдать половину их стоимости, чтобы иметь возможность начать оными Жигулями пользоваться, многих останавливает. Да и покупателей гораздо более дорогих авто частенько напрягает подобная перспектива. Особенно, вкупе с головняками, сопровождающими смену машины.

А если машинку покупаешь подержанную, то надобно готовить денежки на ТО и ремонт. А материалы для ТО и ремонта стоят уже совсем других денег, нежели до падения рубля. Не важно, что в дорогой внедорожник надо вкладывать 150 тысяч, а в Жигули 15. Важно, что раньше это была, как минимум, вдвое меньшая сумма. И пошлина была меньше, и ОСАГО. И народ потихоньку этот факт осознаёт и принимает во внимание. Ведь реально дорого стало и реально неудобно.

Себя самого могу в пример привести. Раньше я менял 2-3-4 машины в год и даже иногда больше. А теперь - увольте. И не только в деньгах тут дело. Деньги-то я на машинах, даже и с учётом расходов, теряю редко. Скорее, дело именно в том, что проблем всяких многовато стало. А оно мне надо? И никому не надо.

Почём сегодня стоит на машинке ездить

Содержание среднестатистической подержанной бюджетной иномарки в городе Воронеже, проезжающей среднестатистические 15 тысяч км за год, обойдётся её владельцу не менее 100 тысяч рублей, где половина суммы - бензин. И это, если ездить без аварий и солидного ремонта. Если грубо, то это где-то 7 рублей за 1 км. И это без учёта потери стоимости, которая ещё рублик-другой на каждый километр накинет. А в 2014-м году денег надо было вдвое меньше.

Население России, в большинстве своём, пока ещё не осознало тот факт, что езда вообще на любой машине, а не только на иномарке премиум-класса, стала очень дорогим удовольствием - роскошью даже. Ну, это не вообще, а относительно имеющихся доходов. По мере осознания этого факта (а в 2017-м году процесс осознания многих фактов пойдёт активно) интерес к приобретению и даже дальнейшему содержанию машин будет падать. Вместе с ним будет падать и объём авторынка.

Косвенная конкуренция

Сначала расскажу о конкуренции. Ну, вот, сидите вы на праздничке каком-нибудь. Как и положено в России, стол ломится от яств. Вы уже отведали с десяток салатиков, бутербродиков с икрой и с рыбкой, котлеток с пюре, выпили, конечно, немного, а тут отбивные ещё подали. Сидите вы и думаете: "Съем отбивную - на тортик места не хватит. И что теперь делать?". Вот это и есть косвенная конкуренция. А если бы вы, без всяких отбивных, выбирали между двумя тортиками, бисквитным и безе, то это была бы прямая конкуренция.

Теперь вернёмся к машинам. Допустим, что у вас есть 1 миллион рублей ровно. И ровно столько стоит машина, которую вы хотели бы купить. А ещё вам совершенно необходимо купить буханку хлеба, которая стоит 30 рублей. Но проблема в том, что не купить машину вы можете, а не купить буханку хлеба не можете. А машину вам не продадут на 30 рублей дешевле, ибо она миллион стоит. И это уже со скидкой. Стало быть, вы либо вообще не купите машину, либо купите не эту, а другую машину, подешевле. До падения рубля машина, которая сейчас стоит миллион, стоила 700 тысяч, а буханка хлеба - 20 рублей. На оставшиеся 300 тысяч вы этого хлеба могли купить... А ещё масла, колбасы и шампанского с помидорами. Рублёвый-то доход ни у кого не увеличился. А конкурирует с машинами сейчас абсолютно всё. Подорожали-то не только машины, а и еда, и одежда тоже. Да вообще всё подорожало. Причём, это самое "всё" у машин конкуренцию очень даже выигрывает. Без еды, одежды и отопления не проживёшь, а без машины или со старой машиной - очень даже. Причём, конкуренция идёт не только с покупкой машин, но и с их содержанием. Мы, если помните, посчитали. Как минимум, 7 рублей за км уже выходит. На автобусе ездить много дешевле получается.

В 2017-м году будет продолжаться инфляция и рост цен. Мы же видели, что в экономике России ничего не поменялось, значит так оно и будет. Рост цен усиливает косвенную конкуренцию. А машины, как мы выяснили, проигрывают её вчистую.

Доходы населения в России и автомобиль

У нас "средняя температура по больнице" где-то порядка 30 тысяч рублей. Но кто-то получает сотни тысяч и даже миллионы, а кто-то и 10 тысяч не получает. И потому модальный среднедушевой доходМодальным среднедушевым денежным доходом называется значение среднедушевого денежного дохода, наиболее часто встречающееся в данном ряду распределения. у нас около 12,7 тысяч рублей, а медианаМедианный среднедушевой денежный доход определяется как уровень дохода, для которого одна половина населения имеет значения среднедушевых денежных доходов ниже медианы, другая половина – выше медианы. проходит где-то около 22,7 тысяч рублей. Эти цифры с начала кризиса в стране почти не изменились и дальше в лучшую сторону не изменятся, а вот содержание авто подорожало, как минимум, вдвое и дорожает дальше потихоньку. Да и сами машины подорожали и подорожают ещё.

Выходит, что раньше, когда машина обходилась около 5-и тысяч в месяц, её содержание мог себе позволить почти каждый. Ну, большинство населения точно. А теперь, когда машина обходится около 10-и тысяч в месяц, она стала уже не по карману очень многим. И не все ещё, кому машина уже не по карману, это поняли.

Инерция

Инерция существует не только в физике, но и в общественном сознании. Мы все так устроены, что наш мозг не может перестраиваться моментально. Мы не сразу принимаем даже очевидное. Когда нас много, то мы (общество, в смысле) реагируем, в среднем, ещё медленнее. Кроме того, необходимо довольно много времени на то, чтобы информация поступила и была обработана. То есть, далеко не все ещё знают, что произошло со стоимостью покупки и содержания машин. Далеко не все, кто знает, уже сделали для себя выводы. По моим наблюдениям, именно 2017-й год должен стать годом, когда подавляющее большинство автомобилистов России осознает, что произошло, и начнёт выдавать какие-то реакции. И реакции эти тоже повлияют на объём рынка.

Штрафы

Я изо всех сил стараюсь вообще не нарушать правила дорожного движения. Не потому, что я чего-то там боюсь или мне жалко денег на штраф, а потому, что эти самые правила кровью написаны. Звучит, конечно, высокопарно и не ново до пошлости, но это совершенно очевидный факт. Как ни крути, а ПДД - плод негативного опыта со смертями и увечьями, испортившими жизнь миллионам людей. Ведь история автомобилизации и ПДД не вчера началась. Вернее даже не так - я очень даже боюсь! Боюсь стать участником или, не дай Бог, виновником события способного принести людям, да и мне самому, неудобства и неприятности. Тем более, - травмы или смерть. Избави, Господи, всех нас от такой напасти! Понятно, короче. Так вот...

Мне, несмотря на все старания, штрафов с камер приходит на 1 000 рублей в год, как минимум. Насколько я знаю, народ обычно платит больше. Три-пять тысяч рублей, это, конечно, невеликие деньги для водителя, который в 10 раз больше платит за тот же бензин. Но ведь штрафов водители, по совокупности, уже платят больше, чем транспортного налога, и государство планирует увеличивать эту статью дохода. Причём, под вполне благовидным предлогом. И вопрос не только в попранном чувстве справедливости (не все знаки и камеры одинаково полезны), справедливость - ещё ерунда. Вопрос в том, что, это дополнительная статья расхода для автовладельца, которая, вместе с остальными расходами, вполне ощутимо влияет на ухудшение благосостояния населения и, соответственно, на размер авторынка.

Подведём черту

Имея в виду сказанное выше, тот факт, что автомобильный рынок в 2017-м году будет продолжать "сдуваться" можно считать очевидным. В каких объёмах это произойдёт нам даже и не важно. Важно нам то, как это повлияет на наши автомобильные дела. О том и поговорим.

Авторынок России - 2017.
Что будет новенького?

Чтобы не делать повествование слишком длинным, скажу, что все тенденции 2016-го года в 2017-м сохранятся. Это весьма подробно описано в прогнозе на 2016-й год. Если не читали или не помните, то милости прошу... А мы поговорим том, чем 2017-й будет отличаться от 2016-го года. Разумеется, наибольшее внимание мы уделим вторичному автомобильному рынку.

Новое среди нового

Полагаю, - пора уже уменьшиться и продажам новых авто в премиум-сегменте. Не так сильно, как просядет средний сегмент, и даже, может быть, не так, как бюджетный, но премиум-сегмент в 2017-м, скорее всего, упадёт сильнее, чем в предыдущие годы. Даже богатые в 2017-м уже почувствуют кризис. Опять же, в тюрьме машина ни к чему, а вы поглядите в телевизор - там сплошные громкие, но печальные дела с участием людей, которые явно не на Жигулях ездили. И дальше этих дел будет только больше. Нет, вы не подумайте..., я ничего предосудительного в езде на Жигулях не вижу! Но в Жигули взятки такого размера, как они берут, физически не помещаются, ездить им на чём-то надо, а грузовики в центр Москвы не пускают, вот и приходится здоровенные авто премиум-класса за бешеные деньги покупать.

Я даже думаю, что падение продаж в премиальном сегменте уже в этом году началось. Это мы чуть позже в статистике увидим.

Дефициты

К концу 2017-го года возникнет и будет потихоньку расти дефицит машин 2-3-леток. Оно и понятно. В начале 2015-го, после резкого подорожания, их стали покупать меньше. Стало быть, и в продажу их поступит меньше. Ещё более этот эффект будет усилен тем, что средние сроки владения автомобилем тоже вырастут, ибо поди его ещё купи теперь, по новой-то цене. Стало быть, цены на свежие машинки, надо полагать, даже подрастут. Да и найти хорошую 2-3-летку будет много сложнее, чем сейчас.

То же произойдёт и с машинами, повторно продаваемыми после прибытия из-за границы. Когда валюта подорожала, их окончательно перестали ввозить. Так что, если вы хотите какой-нибудь, например, дизельный Рено Сце́ник (Renault Scénic), то лучше запланировать его покупку где-то до середины следующего года.

Подорожают

Про новые машины мы уже поговорили. Они подорожают. Подорожают и подержанные. Но не все, а только те, что будут в идеальном состоянии. Поясню.

Ещё сильнее, чем в 2016-м году, увеличится разрыв между машинами в плохом и среднем состоянии и авто в хорошем и отличном состоянии. Тому несколько причин.

  1. Владельцы перестанут спешить сменить даже и старую машину, если у неё небольшой пробег и она в хорошем состоянии.
  2. Объём рынка упал и упадёт ещё. Доля хороших машин на нём тоже уменьшится, а доля убитых рыдванов возрастёт. Спрос будет выше, чем количество предлагаемых машин в хорошем состоянии.
  3. Владельцы в последние годы экономят на ремонте, ТО и запчастях. Следовательно, в среднем, состояние машин ухудшается и продолжит ухудшаться. И это тоже поспособствует уменьшению предложения хороших машин.
  4. Вместе с этим к народу потихоньку приходит понимание того, что означает тот факт, что запчасти и материалы для ТО сильно подорожали. Это означает, что серьёзный ремонт стал так дорого стоить, что во многих случаях теперь выгоднее сдать машину в утиль, чем отремонтировать. Это означает, что стоимость авто в хорошем и в неухоженном состоянии теперь может отличаться в разы. Например, Хёндай Акцент (Hyundai Accent) 2005 года выпуска может стоить в идеальном состоянии 250 тысяч рублей, а в убитом - не больше сотни, так как на его ремонт вполне может уйти больше ста тысяч + куча сил и времени. Мой эксперимент с Акцентом вы можете видеть в статье "Hyundai Accent. Восстановительный ремонт неухоженного авто.". Что уж говорить про дорогие машины!

Строго говоря, это даже не подорожание. Средняя цена модели может и не вырасти. Произойдёт значительное увеличение разрывов между ценами на автомобили одной модели в отличном состоянии, в хорошем, в среднем и в плохом состоянии. Также, станет выше порог, за которым покупка машины и её ремонт вообще не имеют смысла. И эти вещи очень важно помнить, подумывая о покупке или продаже.

Подешевеют

Как мы уже говорили, подешевеют машины в среднем и плохом состоянии. Но подешевеют и машины, требующие больших расходов на содержание. И это будут не только Фольксвагены Туареги, Порше Кайены, Рендж Роверы и иже с ними (мощные и сложные технически), но и, например, Волги. А что...? Запчасти на Волгу дороже, чем на Жигули, работы по обслуживанию дороже, топлива надо больше, а преимущества, хоть они и есть, но недостаточные, чтобы компенсировать разницу в стоимости содержания. Значит, компенсировать её будет цена самой машины.

Для пущей понятности приведу ещё один пример. Возьмём два древних авто. Пусть это будут общеизвестные Фольксваген Гольф II и Вольво 440. При всём моём уважении к шведам (родина марки Вольво) и голландцам (там производилась), при, безусловно, большей крутости Вольво, следует констатировать тот факт, что даже сейчас Гольфы стоят дороже, а дальше разница в цене будет только расти. Если, конечно, говорить об авто одинаковых годов выпуска в сравнимом состоянии. А всё потому только, что Гольф много проще и дешевле в содержании, чем 440-я, у которой в переднем бампере деталей не многим меньше, чем у второго Гольфа под капотом. Такая же история будет происходить и с относительно свежими машинками. Например, корейские Солярисы и Рио, которые в содержании проще и дешевле одноклассника Фольксвагена Поло, стоить на вторичном рынке будут дороже. То есть, речь тут пока не о дешевизне в прямом смысле этого слова. Но поговорим и о дешевизне.

Машины премиальных брендов будут ещё быстрее терять в цене, чем в 2016-м году. Причины понятны. Премиум покупают, чтобы было круто, а старая модель, когда вышла новая, это уже не круто - не поймут... Значит, их будут продавать изо всех сил. А покупать изо всех сил их не будут, ибо не у всех есть деньги на содержание. И количество тех, у кого есть деньги, в 2017-м году будет продолжать сокращаться.


Из всего сказанного вырисовывается нечто интересное. Сложно сказать, какой будет средняя цена на подержанные авто. Уже сейчас на рынке присутствует некоторый дефицит. Я его вижу, когда ищу машины. Потому средняя цена (в рублях) на авто такого-то года в такой-то комплектации может и чуть подрасти (у нас тут всё-таки инфляция, да ещё рынок "сдулся"), а может и немного упасть (у нас тут всё-таки народ нищает). Но главное теперь совсем уже не средняя цена. На неё теперь уже вообще нельзя ориентироваться. Дело в том, что максимум цены вырастет точно, а минимум наверняка упадёт. То есть, на самые главные вопросы, которые мне задаются "Скока стоит...?" и "Что можно купить за...?", мне и сейчас ответить сложно, а в 2017-м я, наверное, и пытаться перестану.

Пример...
Сейчас ищу машину за 190 тысяч. Определили, что это будет Акцент или Спектра. Но в хорошем состоянии за эти деньги их нет, хотя предложений таких на рынке валом. А уходят машины тех же годов, что и висящие в продаже, но в лучшем состоянии, прилично дороже и в один день. А средняя цена на них даже ниже 190 тысяч. Вот так. И уже жалею, что согласился искать. Ну, жду теперь срочной продажи или какого-то варианта, когда можно будет купить неисправную машинку, "привести в чувство" и отдать заказчику. Хорошо, что время есть.

И это, наверное, главное, что следовало сказать, об авторынке 2017-го года, так как все тенденции года 2016-го успешно продолжатся. А они уже в статье "Авторынок России - 2016. Что нас ждёт и как с этим бороться." описаны весьма подробно.


Рекомендации на ближайшее будущее

Собственно, только ради того, что вы увидите ниже, писалось и думалось обо всём, о чём вы читали выше.

Стоит поторопиться, если...

  1. Вы собрались купить новую машину.
  2. Вы собрались купить машину, которая официальными дилерами в России не продавалась, а была ввезена из-за границы.
  3. Вы собрались продать машину не в лучшем состоянии.
  4. Вы собрались продать своего могучего многолитрового монстра, чтобы купить потом что-то более экономичное.

Не стоит торопиться, если...

  1. Вы собрались купить подержанную машину премиум-класса.
  2. Вы собрались купить подержанную машину не в самом лучшем состоянии с целью последующего её восстановления. Также, следует сначала проверить эту идею на предмет её экономической целесообразности.
  3. Вы собрались продать машину в идеальном техническом состоянии. Определённо, есть смысл просить за неё подороже (до разумного, конечно, предела) и ждать покупателя. Как "поймать" правильную цену продажи хорошо описано в статье "Почём нынче автомобили. За сколько продать? А купить...?"

Если вы собрались купить подержанную машину...

  1. Планируя покупку авто, думайте и о его продаже.
    Иначе говоря, помните, что вы покупаете километры пробега, стоимость которых считается по следующей формуле. (Цена покупки - цена продажи + расходы) / километры = ?
    Например, планируя проехать на купленной машине 100 тысяч км и более, можно взять за дёшево авто требующее достаточно серьёзного ремонта. Вы сэкономите на покупке и не сильно потеряете на перепродаже, а вложенные деньги "выкатаете". Если же вы планируете проехать 30-50 тысяч км, то вам не нужна машина, требующая ощутимых вложений, так как они у вас не окупятся.
    Ещё один "например". Если вас занимает вопрос выбора между дизельной и бензиновой версиями, то, опять же, вопрос в пробеге, но только в годовом. Коль вы ездите 30 тысяч в год и более, то почему бы и не дизель? Но если сильно меньше, то дизель вам точно не нужен. Сама машина стоит дороже, обслуживание дороже... Но, конечно, если мы упираемся в транспортный налог (до 250 сил или больше), то... То, опять же, надо с калькулятором считать, что будет выгоднее.
    В нынешнем кризисе, безусловно, есть и свои прелести. Быть может, он даже научит нас считать свои деньги, как это весь цивилизованный мир делает.
  2. Имейте запас по цене.
    Дело в том, что сегодня, глядя на цены выставляемых машин, вы можете не увидеть в продаже ни одной машины в хорошем состоянии. Рынок-то "сдулся", машин мало. Стало быть, вы можете не увидеть того, почём они выставляются. И вы никак не узнаете, глядя в экран, в каком состоянии те машины, что сейчас есть в продаже.
  3. Имейте время на поиски.
    Не факт, что машина вашей мечты есть в продаже сейчас. Не факт, что она появится в ближайшие дни. Нет, вы даже можете их видеть на сайтах бесплатных объявлений. Но не факт, что то, что сейчас в продаже, вообще можно машинами назвать, а не опасными для жизни вёдрами с гайками.
  4. Тщательно выбирайте модель.
    Как видите, менять машину стало дорого, неудобно и неприятно. Форма подписки на мою рассылку о том, как выбрать автомобиль, в правой колонке. Если хотите разобраться во всём самостоятельно - самое то.
  5. Не пренебрегайте предпродажной диагностикой авто.
    Ремонт нынче дорог, а его стоимость не должна превысить разумный предел. Покупка должна быть выгодной, и вы должны точно знать, на какие вложения рассчитывать в ближайшем будущем. Да и состояние кузова сильно повлияет на стоимость авто при последующей перепродаже (не век же вы будете на этой машине ездить). Надо точно знать, что именно вы покупаете за свои кровные.
  6. Не пренебрегайте проверкой безопасности сделки.
    Все проверки сейчас можно за 5 минут произвести самостоятельно и совершенно бесплатно. Прочитайте статью "Проверить авто по VIN на угон и залог (юридическая чистота)". Там даны все ссылки на необходимые для проверки ресурсы и подробно описано, как обезопасить себя по максимуму.
  7. Отсеивайте сразу объявления мошенников.
    Их сейчас совершенно дикое количество. К счастью, они не слишком изобретательны, и мне удалось в статье "Осторожно! Мошенники! Схема и простой способ не попасться" подробно описать признаки мошеннических объявлений о продаже. Причём, сейчас бандитские объявления стали даже короче. Они, по-видимому, не успевают и минимизируют временные затраты.

А если нефть попрёт в цене и дальше?

Всё, что вы видите выше, писалось, по большей части, ещё в октябре-ноябре. Тогда ещё нефть в цене вверх не попёрла, равно как и рубль не начал укрепляться относительно доллара и евро. Ну а мы же видели выше, что благополучие России зависит сегодня исключительно от цен на сырьё. Кто бы там что ни говорил. Скорректируем прогноз с учётом новых реалий.

Если нефть подорожает до околосотенных высот, да так там и останется

Ну, тогда здесь повторится 2011-12 год с "небывалым" ростом авторынка. К весне страждущий вливаний бюджет страны будет напоён баблом, могучие потоки которого образуют, в числе прочего, и те тоненькие ручейки, которые наполнят "отощавшие" карманы местного населения.

Народ и производители авто кинутся нагонять и восполнять... Всё попрёт со страшной силой. Дефицит двухлеток наверняка даст рост цен во многих сегментах вторичного рынка, но на фоне долгожданного всеобщего благоденствия это будет лишь досадной мелочью. Вообще-то, обычно в подобных случаях у народа и его руководства от счастья приключается лёгкая (или тяжёлая) эйфория и всяческое "головокружение от успехов" Имеется в виду «Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения.» — статья Иосифа Виссарионовича Сталина в газете «Правда» (№ 60 от 2 марта 1930 года).

О «перегибах на местах» в ходе коллективизации. У крестьян поотбирали и обобществили всё имущество, по сути, загнав их в трудовые коммуны. От этого в сельском хозяйстве случился полный «абзац», так как крестьяне, даже если насилие, грабёж и прочие прелести, которыми этот весёленький процесс сопровождался, не принимать во внимание, попросту не умели жить, без собственного подворья. Понимая, чем грозит стране полный «абзац» в сельском хозяйстве, Сталин и написал эту статью. Следствием стало соответствующее решение пленума ЦК ВКПБ, после которого крестьяне, вздохнув с облегчением, массово рванули из колхозов, а некоторые низовые работники, допустившие «перегибы», даже были примерно наказаны. И, хотя потом выход из колхозов был запрещён, ибо оттуда слишком многие свалили, таким образом был обеспечен некоторый переходный период.

В наши весёлые времена «перегибы» тоже случаются и будут случаться, причём, по точно таким же причинам. То есть, это, конечно "шутка юмора" такая, но "пошучено" вполне серьёзно.
. А когда народ считает себя счастливым то, нацепив в массовом порядке оптические приборы со стёклами соответствующего цвета, позволяет течению молочных рек нести себя вдоль кисельных берегов, наблюдает впереди исключительно что-то нежно розовое и покупает, покупает и покупает. Находятся, конечно, и те, кто продаёт. Новые автомобили в том числе. Невзирая даже на скорую кончину соглашений о промсборке и новые инициативы минпромторга, которые так пугали ещё недавно. То всё когда ещё будет..., а продавать можно сейчас, да и уже не за дёшево.

Что до экономики страны, то вливание денег всегда благотворно сказывается и на цифрах, и на оценках. Однако, обольщаться не следует. Если команда Владимира Путина, наученная последними событиями, облегчённо вздохнёт, отдохнёт и кинется налаживать тут промышленное производство, организовывать спокойную жизнь мелкому бизнесу, потакать (льготы всякие, не только кредиты, а вообще...) полезным начинаниям и "душить на корню" не полезные (протекционизм и фритрейдерство в разумных пропорциях и правильных местах Протекциони́зм — внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза (а также запретительные пошлины, административные барьеры, антиреклама и т. п.) импортных и поддержку производства однородных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритрейдерству. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей. Как обычно бывает, все они правы. Но только в некоторой степени. Зато неправы совершенно. Короче, истина где-то посередине.

Ну а пастырь местного стада буковок считает, что всё хорошо там и тогда, где и когда приносит практическую пользу государству, приближая его к намеченным целям. Поэтому где-то должен быть протекционизм, а где-то процветать фритрейдерство. Например, бепримерной глупостью было и будет ограничение ввоза тех товаров, которые мы никогда у себя производить не будем. Итальянские элитные сыры делают только в Италии. Французский коньяк - только во Франции. Бушмилс (виски) - только в Ирландии. И т. д. И незачем даже пытаться это в России повторить. Надо своё придумывать и делать. И ограничивать ввоз не надо. А вот относительно дешёвые сыры и спиртное должно быть ввезти так сложно, что пусть лучше местное производится и продаётся. Глядишь, потом и дорогое местное появится такое, что в Италию и Францию повезём. А, например, ввоз "эксплозивных кластерных квазимонохроматических наноаденодетекторов" должен быть свободным ровно до того момента, когда кто-то скажет, что готов здесь такие же делать или лучше. Тогда ему надо дать денег и всего остального, чтобы делал, и освободить от налогов на 5 лет, а ввоз запретить напрочь (можно просто влупить "конскую" пошлину) за неделю до начала производства. Если так делать, то всего лет через 10-20, в стране неминуемо случается всеобщее счастье и благоденствие.
), реанимировать образование и совершать прочие благие дела на появившиеся средства, то можно ожидать очередного экономического чуда лет эдак через 10-20. Ну а если они не начнут этого делать (не начали же в прошлый раз, не начнут и в этот), то вливания денег просто облегчат народу жизнь в ходе развала существующей системы управления и возврата к административно-командной системе управления государством. В общем, и то будет неплохо.

Если нефть сильно не подорожает, но и не подешевеет особо

В этом случае наполнение бюджетных дыр пойдёт медленнее и, до тех пор, пока бюджет не насытится окончательно, всё предсказанное выше потихоньку продолжит сбываться. Никаких могучих потоков бабла с многочисленными ручейками не случится. Ну, то есть, потоки-то будут, хоть и не такие бурные. И ручейки потекут, но слабенькие, малочисленные и несколько позже. Может, что-то даже чуть мягче будет, но, в общем, всё пойдёт по подробно описанному здесь сценарию. Отличие будет, по большей части, лишь в наличии надежды на светлое будущее, которое случится чуть позже. А когда бюджет, наконец, наполнится, тогда и ситуация как-то изменится (надежды на светлое будущее начнут сбываться). Например, случится стабилизация, а потом небольшой рост. Медленно и печально, без всяких скачков и нереального счастья у всех и каждого, от производителей авто, до их покупателей.

В общем, если нефть, что наиболее вероятно, до околосотенных высот не поднимется, то, скорее всего, к весне рост дохода Державы не успеет сказаться на авторынке. В этом случае всё останется +/- по-старому. И мой прогноз продолжит сбываться до тех пор, пока денег в стране снова не станет настолько много, чтобы изменить ход событий. Этот вариант видится мне сейчас наиболее вероятным. Так что, полагаю, - в ближайшей перспективе можно смело пользоваться прочитанным в качестве руководства к действию.

Эпилог

Как бы там ни было, а нынешний кризис здорово изменил авторынок. Даже если мы сегодня наблюдаем окончание проблем в стране, что было бы неплохо, многое из описанного здесь продолжит иметь место и дальше. Например, увеличился разрыв в цене между новыми и подержанными авто, между машинами в хорошем и в плохом состоянии. Цены на новые машины и на запчасти выросли и завтра падать не соберутся, равно как и цены на топливо. Многие другие, описанные и не описанные здесь факторы, влияющие на российский авторынок, сохранятся ещё надолго. Потому считаю, что этот материальчик написан не зря. Впрочем, скоро мы это увидим.

Однако, уже радует тот факт, что мне в Воронеже удалось прямо в рознице купить самый, что ни на есть, вонючий немецкий Дор блю (жена моя очень любит сыры с плесенью), "натурально" французский Бри, а также, хоть и не лучший в мире, но вполне приличный пармезан. Для полного счастья только хорошего Маасдама не хватает. Люблю его, грешным делом. Надеюсь, что пережить нехватку Маасдама в новогоднюю ночь мне помогут Jameson и Ballantine's. Контрабандные, купленные дёшево и точно не контрафактные, что заранее греет душу. Жизнь-то налаживается! Ха! Пожалуй, напомню древний седобородый анекдот.

Невмоготу стало жить. Жена с другом изменяет, тёща съедает поедом, сын - хулиган и двоечник, а тут на работе... Мало этого всего, так ещё и выпить не на что! Ну, всё... Взял мужик верёвку и полез на шкаф, чтобы, значит, люстру снять, к крюку верёвку приспособить, а потом оттуда же и... А на шкафу-то, глядь, - бутылка. Ну как не выпить напоследок? Но не без закуси же... Делать нечего - слез мужик со шкафа, пошёл на кухню, накрошил, чего там нашёл в холодильнике, разложил аккуратненько, бутылочку открыл, налил, выпил, закусил, ещё налил... - Ты глянь, а жизнь-то налаживается!

Что-то..., как-то..., и у меня очень похоже всё получилось: в окончании - сплошная еда с выпивкой. Впрочем, анекдоты, они же из жизни. Но, собственно, это всё, к чему...

Я желаю вам, чтобы всегда, и в новом году, и дальше, находилась вот такая спасительная "бутылочка". Пусть она будет, бутылочкой, конфеткой, колбаской, собачкой, котиком, другом, улыбкой незнакомого человека на улице - не важно. В конце концов, просто 10 рублей (орлом вверх, конечно) на дороге нашли... Важно, чтобы даже тогда, когда всё плохо ("всякие моменты" бывают у каждого), когда, кажется, что мир вокруг вот-вот обрушится, находились силы и повод жить дальше. И счастливо жить! Ну а когда всё вокруг и так хорошо, то всё проще, конечно.

В общем, слегка плюнув на всяческие кризисы и прочие безобразия, коих в мире творилось, творится и будет твориться каждый день предостаточно, автор этих строк твёрдо вознамерился радостно встретить 2017-й год и столь же радостно продолжить жить дальше. Чего и вам желает изо всех сил. Ну, это, конечно, помимо всего того (счастье, здоровье, удача, деньги и т. д.), что в России-матушке принято друг другу желать исключительно по праздникам.

С Новым Годом!

До новых встреч!



P.S.

И вот ещё, что...
Вы же понимаете, что нынешний кризис - не внутрироссийское явление. Кризис мировой, и он продлится ещё долго. Производство и потребление, в общем, снижаются. Средний класс повсеместно и активно нищает, переходя в категорию бедных. Налицо агония Бреттон-Вудской, пусть и переродившейся в Ямайскую, валютной системы. Нарастают противоречия между реальным сектором экономики и финансовым. И т. д. и т. п. Весь мир по швам трещит. Вот-вот лопнет. И, что особенно неприятно, пока что, никто даже не заикнулся о том, что имеет хоть малейшее понятие о том, что с этим всем делать. Ну, то есть, все хотят сесть за стол и вести переговоры, но, вот, как и о чём договариваться, похоже, никто из властвующих сегодня мире пока не знает. И, что, наверное, тоже интересно, так оно и должно быть на сей раз. Но об этом - в другой статье и чуть позже.

Ну а нам пока необходимо просто учитывать тот факт, что Россия - страна со слабой экономикой. Следовательно, на благосостоянии её населения мировой кризис отразится достаточно сильно. Мне и вправду нравится то, что говорит наш президент, как и то, например, что говорит дама, которая теперь наш министр образования. Но даже, если они всё, о чём говорят, и вправду сделают, быстрого результата ждать не приходится. Всё, что написано выше, писалось, имея в виду сказанное в постскриптуме. Мне думалось, что это всё лежит на поверхности, но оказалось, что не все, кто читает мои статьи, берут на себя труд оную поверхность разглядывать, как и вообще знать о её существовании. Имеют полное право! И отсюда - необходимость этого пояснения.



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. И снова о халяве. О моей попытке купить авто по смешной цене

    И снова о халяве. О моей попытке купить авто по смешной цене Писал статью, вообще-то, о том, чего не надо делать. Эдакий, знаете ли, поучительный-назидательный пример из жизни. Но по написании, когда занялся правкой текста, пришла мысль, что тут нужны какие-то понятные признаки, чтобы каждый мог отличить разумное предложение от сказочного.

  2. Авторынок России - 2016. Что нас ждёт и как с этим бороться.

    Авторынок России - 2016. Что нас ждёт и как с этим бороться. Можно, конечно, глядя на прошлогодний прогноз, в порыве нереальной гордости три дня бить себя пяткой в грудь, слегка подпрыгивая от счастья на свободной ноге. В статье " Вложим деньги в автомобиль или поищем что-нибудь другое?

  3. Рендж Ровер 2003 года. Полтора года (20 тысяч км) спустя.

    Рендж Ровер 2003 года. Полтора года (20 тысяч км) спустя. Рассказ о том, зачем и как я купил Range Rover (Рэндж Ровер) находится в статье " Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации ". Минуло полтора года. Пройдено более 20-и тысяч км.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

декабрь 2016
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: