Пикап. Особенности и принципиальные отличия от внедорожника.
Думаете о покупке пикапа? Рассматриваете его в качестве дешёвой альтернативы внедорожнику? Значит, эта статья - для вас.
Вы прочтёте здесь о конструктивных различиях пикапов и внедорожников с вседорожниками, а также о некоторых особенностях эксплуатации пикапов. Вы получите информацию, которая поможет принять или, наоборот, отменить решение о покупке пикапа.
Начнём с определений
Пикап (pickap) это автомобиль самостоятельной конструкции, либо созданный на удлинённой базе внедорожника, или вседорожника, имеющий грузовую площадку, отделённую от пассажирской кабины. Кабина может быть с одним, или двумя рядами сидений, иметь, как две, так и три, и четыре двери. Площадка может быть открытой, иметь крышку, тент, съёмную и несъёмную жёсткую крышу, может быть даже самосвальной.
Самым большим в мире серийным пикапом является сегодня Internnational CXT. Его длина/ширина/высота 6610/2550/3200 см., снаряжённая масса - 6 тонн, а полная масса около 12 тонн. Этот монстр сделан на базе одноимённого грузовика. Самыми распространёнными у нас представителями этого семейства являются Форд Рэйнджер и Мицубиси L200. Классика жанра в Америке - Форд F150 в самых разных вариациях.
Что же до пикапов, базирующихся на агрегатах легковых машин, то это исключительно коммерческие автомобили, о которых, разумеется, здесь речь не идёт.
Пикапы делятся, как и все авто, на размерные классы, а также имеют одно специфическое деление. Они бывают с одинарной, с полуторной и с двойной кабиной. Одинарная кабина предполагает лишь один ряд сидений. Для водителя и 1-2 пассажиров. В полуторной кабине уже присутствует второй ряд сидений, но второй ряд полноценным назвать трудно. Взрослому человеку кое-как втиснуться туда можно, но, строго говоря, это больше для ребёнка или собачки, которые, как, кстати, и всякие сумки с ящиками, там будут чувствовать себя вполне нормально. Двойная кабина предполагает уже наличие 3-х или 4-х дверей, а также вполне сносное размещение пары-тройки пассажиров на втором ряду сидений. Но размер кабины прямо влияет на длину грузовой площадки. И здесь уже сразу возникает "повод для подумать" на тему того, кого и что вы собираетесь на пикапе возить и, стало быть, какого размера вам нужна грузовая площадка и пассажирский отсек. Расскажу одну очень странную историю на эту тему.
Раздаётся звонок. Человек из Екатеринбурга просит посмотреть пикап Шевроле Колорадо с полуторной кабиной, продающийся в Воронеже. Буквально через 30 минут деньги за осмотр уже были на моём счёте. Машина оказалась в хорошем состоянии, и уже на следующий день в обед покупатель был в Воронеже. Оперативно. И каково же было моё удивление, когда я услышал от продавца этой машины следующее: "Три часа он у меня отнял! Всё ходил вокруг, а потом сказал, что у этого пикапа кузов меньше, чем он думал, и, что у него туда, наверное, квадроцикл не влезет. Потом ушёл." Представляете! Из Екатеринбурга в Воронеж слетать для того только, чтобы на кузов пикапа посмотреть! Собственно, это всё к тому, что надо заранее смотреть на размеры кузова и кабины. Информацию в Интернете найти не слишком сложно. Но перейдём уже от анекдотов к пикапам.
Особенности конструкции пикапов
Говоря об особенностях пикапов, мы будем иметь в виду их отличия от внедорожников и вседорожников. С наличием грузовой платформы всё понятно. Это вообще отдельная песня. Поговорим пока о менее явных отличиях.
- Большая габаритная длина.
- Больший задний свес.
- Большая колёсная база.
- Большая жёсткость задней подвески. Как-то груз везти же надо.
- Иная развесовка. При пустом кузове, значительно большая часть веса автомобиля приходится на переднюю ось.
Это основные отличия, которые, хоть их и не много, определяют разницу в потребительских свойствах пикапов и внедорожников с вседорожниками.
Желаете подробностей про внедорожники и вседорожники?
В правой колонке, чуть выше этого места, форма подписки. Там написано "Бесплатная e-mail рассылка". Вводите туда данные, нажимайте "педаль" [Подписаться] и следуйте инструкциям робота рассылки. И будет вам счастье. В виде статей о классификации автомобилей.
Пикап - не внедорожник. Ни разу. И вот, почему...
Вот прямо здесь и начинается самое интересное - анализ потребительских свойств пикапов.
- У пикапов заметно худшая геометрическая проходимость. Это связано с большей колёсной базой и с большим задним свесом. Из-за большого свеса у него меньший угол съезда, что может привести к сильнейшим ударам задней частью авто, если не учитывать эту особенность, проезжая препятствия. Кстати, по причине большого заднего свеса, погрузка пикапа на эвакуатор тоже может стать проблемой, когда крюк фаркопа неожиданно упрётся в асфальт. При заезде на достаточно крутой подъём может случиться то же самое. Да и рамой можно упереться или ещё какой выступающей частью. Большая колёсная база, при том же дорожном просвете, что у внедорожника, может привести к зависанию машины на пузе на верхушке препятствия. Эдакие получаются здо-оровенные качели. О такой возможности необходимо всегда помнить, выбираясь на грунтовку. Вообще, на пикапе ещё надо уметь ездить. И это касается не только уже описанных ситуаций.
- И не только геометрическая проходимость у пикапа хуже, а и всякая остальная. У пустого пикапа малая нагрузка на заднюю ось, что делает сцепление задних колёс с грунтом недостаточным. Это не добавляет оптимизма, при прохождении бездорожья.
- Пикап, в силу своей длины, требует очень большой осторожности, при маневрировании на лесных дорожках. Да и в городском потоке двигаться на нём сложнее.
- Жёсткость задней подвески и иная развесовка на не загруженном пикапе приводит не только к дискомфорту пассажиров, но и вынуждает больше снижать скорость на неровной дороге. Только попробуйте не заметить лежачий полицейский - будет неприятно.
- У пустого пикапа заметно худшие тормоза. Естественно, ведь на заднюю ось приходится очень малая нагрузка. Нечему придавливать "корму" к дороге.
- У пустого пикапа достаточно сложная управляемость. Это, опять же, обусловлено его развесовкой и жёсткостью задней подвески. Конечно, в какой-то степени это исправляет современная электроника, но она не всесильна. Серьёзной ошибки пикап водителю не простит.
- Движение и маневрирование задним ходом на пикапе, в силу ограниченной видимости и большей габаритной длины, гораздо сложнее, чем на внедорожнике.
- Парковка на пикапе тоже представляет проблему в силу его длины. Длина даже маленького L200 превышает 5 метров. А это вечный вопрос, как стать, чтобы задок не слишком выпирал из ряда припаркованных машин. Ведь их длина меньше, а в подавляющем большинстве случаев и вовсе не превышает 4.5 метров. Желательно также, чтобы стоящий автомобиль не перекрывал сразу 2 ряда проезжей части. Понятно же, чем чревато излишнее выпирание кормы из ряда.
Есть и ещё одна, чисто местная, проблема эксплуатации пикапов. Ежели вы надеетесь весело кататься с установленными на открытый кузов касивостями в виде хромированных дуг с пррожекторами, как в американских кино настоящие пацаны ездят, то смею напомнить, что Голливуд, где снимают все эти шедевры, находится в Калифорнии. А Калифорния, это вам не Воронеж. То есть, во всех смыслах. А в Воронеже желающий весело кататься с открытым кузовом должен быть готовым не менее весело выгребать из машины не только тонны снега с грязью и кошачьим дерьмом в зимний период (это, в общем, ещё можно было бы пережить), но и пустые пивные банки, пластиковые бутылки, пакеты из под сока, обёртки от Сникерсов, окурки, кожуру от бананов, гнилые яблоки и всё прочее, что вы можете увидеть на любой мусорке, причём, в том же самом ассортименте. В общем, всё это к тому, что кузов пикапа, если уж вы решитесь его купить, непременно должен быть закрыт или дорогущей фирменной нахлобучкой со стёклами, или хотя бы просто крышкой. Если она не идёт в комплекте с машиной, то надо сразу закладывать бюджет на её приобретение.
Подведём итоги
В общем, пикап, это не совсем внедорожник, а больше - грузовик. Почти всё то же самое можно было бы сказать, например, про "Газель". Тем не менее, на них же как-то ездят. Но в случае с "Газелью" всё оправдано тем, что это коммерческий автомобиль, приносящий доход. А насколько вы готовы мириться с недостатками пикапа, это решать вам. По крайней мере, теперь вы знаете, с чем вам придётся столкнуться в ходе его эксплуатации.
Что же до привлекательной цены пикапов, то, да, это есть. Но всё же не стоит покупать пикап только из-за его дешевизны. Лучше давайте попробуем вместе подобрать какой-то иной вариант. Обращайтесь! Решение есть для любой проблемы.
Советы
Будь у меня пикап, возил бы я в кузове у заднего борта, если нет полезного груза, килограммов хотя бы 150 чего-угодно, чтобы загрузить заднюю ось, избежав тем самым части вышеперечисленных неприятных моментов.
Выбирая пикап и понимая, что именно надо возить, стоит быть точно уверенным, что это (то, что надо возить) поместится в кузов. То есть, помимо цифр максимальной длины и ширины кузова, неплохо бы знать, какое расстояние между колёсыми арками и что там где ещё торчит. Может быть, например, предыдущий хозяин туда газовый баллон догадался вкорячить или приварил там ящик какой-нибудь удобный.
Выбирая пикап, стоит быть точно уверенным ещё и в том, что ваши ожидания относительно его пассажирского отсека будут оправданы. А для этого стоит заглянуть в кабину и посидеть не только на водительском месте, но и заднему ряду, если таковой имеется, уделить достаточное внимание, чтобы потом не иметь разочарований.
Не стоит выбирать себе пикап в первые автомобили. Да и вообще не надо на нём ездить, не имея достаточного водительского опыта (касается всех, кроме нормальных пацанов из штата Калифорния).
Не стоит приобретать пикап, если нет абсолютной уверенности в том, что вы без него жить не можете. А жить без него сложно в трёх случаях. Когда он нужен для дела, когда вы постоянно возите что-нибудь. Когда он нужен для активного отдыха. Ну, тут всё понятно: охота, рыбалка... И, наконец, когда просто "хочунимагу". Вот не знаю, зачем он мне, но уже по ночам пикапы снятся. Жизнь коротка. Сегодня отказали себе, пусть даже в совершенно иррациональном желании, а "завтра" может пройти незамеченным или даже вообще не наступить никогда. Так что... Если это не мешает жить окружающим... В общем, "хочу" и "просто нравится", это, на мой взгляд, тоже вполне веские причины.
На том позвольте закончить повествование о пикапах. Надеюсь, - было познавательно и интересно.
Возможность высказаться по теме у вас имеется. Форма для комментирования находится внизу.
Хомячковый рай. Уйти и потеряться:
Оставить комментарийДорог ли автомобиль в обслуживании? Чего ждать? Как считать?
Похоже, – не стоило покупать крокодила! – грустно думала верхняя.
Совсем недавно в России было вообще не модно думать о том, что после покупки автомобиль тоже требует расходов, что суммы эти весьма ощутимы (выражаются в цифрах с пятью нулями) и могут отличаться для разных авто в разы. И слова мои на тему стоимости содержания автомобиля долго были подобны гласу вопиющего в пустыне. Но, по мере просачивания в Сеть пары сотен тысяч страшных историй про финансово-экономическое пожирание автомобилем собственного владельца, по мере появления массы памятников этим событиям, активно врастающих в землю во дворах, народ массово пришёл к пониманию того, что расходы на содержание авто стоит как-то планировать до покупки. И это не замедлило отразиться на содержимом моего почтового ящика.
Раньше народ писал так.
- Предлагают Мицубиси Галант 2001 года. Что вы о нём думаете? Стоит ли брать?
А поелику о Галанте 2001 года мне думать никогда не случалось, и, понятное дело, ни в коем случае нельзя давать советов по поводу того, что стоит и чего не стоит делать, совершенно незнакомому человеку в отношении не вполне определённого объекта, отвечать было нечего. Так и приходилось отвечать, - мол, извините .... И всем от этого было хорошо.
Но времена изменились, и в конце каждого такого письма стала красоваться приписка “Дорог ли он в обслуживании?”. А поскольку на этот вопрос есть, что ответить, то отвечу на него здесь, сразу всем, один раз и навсегда. Читайте.
Почему-то никто не желает понимать 2 простые вещи. Во-первых, “дорого” и “дёшево” – понятия относительные (с чем сравнивать …), и уже это на корню убивает всякую возможность прямого ответа на подобный вопрос. А если ещё вспомнить, что у каждого разная ситуация …. Кто-то зарабатывает 20 тысяч, из которых 10 готов тратить на машину, а кто-то имеет 50, но тратить готов только 5. Во-вторых, моделей машин на рынке более 10 000, поэтому совершенно невозможно точно знать, сколько стоит содержание каждой. Если вам эти вещи понятны, – читайте дальше. Нет, – не тратьте зря время.
И заявляю прямо: мне лень нажимать на клавиши ради того только, чтобы поведать миру о том, как узнать стоимость обслуживания. Это было бы слишком просто, поэтому …
Речь будет идти именно о стоимости СОДЕРЖАНИЯ автомобиля, в которое входит и стоимость обслуживания, и стоимость возможного ремонта, и бензин, и налоги, и страховка, и потеря стоимости авто в процессе эксплуатации. Эти вещи зачастую стоят дороже, чем стоимость обслуживания, и в каких-то случаях должны влиять на выбор модели автомобиля в гораздо большей степени, чем пресловутая стоимость обслуживания.
Частенько народ звонит или пишет: “Хочу авто за 50 тысяч, ибо денег мало, а ездить как-то надо. Что бы такого приобресть?”. Понятно, что это не первой молодости Жигулёнок. Но есть вопрос о том, сколько же денег в месяц вопрошающий готов выделить на содержание авто. Обычно этот простой вопрос вызывает неопределённое мычание. Самые продвинутые говорят о сумме в 2-3 тысячи рублей. Тогда возникает вопрос о предполагаемом режиме эксплуатации. На что чаще всего начинают вещать, что, мол, нет смысла покупать машину, чтобы она стояла, а значит, будет ездить почти каждый день. В ответ приводится простейший подсчёт, почему-то удивляющий человека на другом конце провода. Если ездить, то сильно меньше 10 тысяч км в год не получится. А это тонна бензина, которая стоит 25 000 рублей, что уже составляет более 2 000 в месяц. А как-же транспортный налог, страховка, техническое обслуживание, текущий ремонт …? А если произойдёт авария, то будем выбирать между трёхмесячным голоданием всей семьёй и ремонтом авто?
Выходит, что на обычные Жигули, при не слишком интенсивной эксплуатации и некотором везении надо иметь 3,5-4 тысячи в месяц. А если не Жигули? А если ездить больше или меньше?
Также, упорное неприятие почему-то вызывает тот очевидный факт, что в Жигули, купленные в хорошем состоянии за полтинник, надо будет сразу после покупки, как минимум, тысяч 15 ещё вкладывать. Мол, не Мерседес …. И действительно – в иномарку обычно вдвое больше надо.
В общем, так … Стоимость всяких постоянных расходов (налоги, страховка, стоянка и т. п.), как и стоимость бензина, вы и самостоятельно прекрасно подсчитаете. Поэтому дальше мы будем говорить лишь о тех расходах, которые связаны с самим автомобилем и о том, как их спланировать до покупки.
Введём несколько понятий.
Цена и стоимость автомобиля, это разные вещи. То, как автор смотрит на эти понятия, достаточно подробно изложено здесь. Нет смысла повторяться. Читайте текст под заголовком “СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ”. Прочли? Отлично! Идём дальше.
Техническое обслуживание автомобиля. В него входят …
- Смазывание замков, петель и т. п.
- Замена смазки в шарнирах рулевой и трансмиссии, в электромеханических устройствах и т. д.
- Замена пыльников.
- Замена всех жидкостей и хладагента.
- Замена пробок радиатора и клапанной крышки, сливных пробок двигателя, КПП, раздатки и мостов, а также прокладок под ними.
- Замена щупов.
- Замена всех фильтров.
- Замена ремней, включая ремень ГРМ.
- Замена высоковольтных проводов и свечей зажигания.
- Замена тормозных колодок.
- Замена и обслуживание аккумулятора.
- Замена деталей системы безопасности, если такое предусмотрено инструкцией.
- Замена шин и дисков.
- Любые регулировочные работы (подвеска, клапана, карбюратор, свет, балансировка, …).
- Любые очистки систем (промывка инжектора, промывка системы охлаждения, разборка и очистка карбюратора, …).
Всё, что необходимо приобретать для вышеописанных замен и работ называют расходными материалами (расходники).
Текущий ремонт автомобиля. В него входит всё, что не требует ремонта либо замены основных узлов и агрегатов. Это ремонт и замена электрооборудования, сцепления, деталей подвески, выхлопной системы, системы охлаждения, системы управления двигателем, стёкол, деталей салона и т. д. также в это понятие входит устранение мелких кузовных дефектов. Таких, как царапины, вмятины и сколы на поверхности кузова.
Однако, если машина содержалась небрежно, то сумма необходимого ремонта может превысить 50 000 рублей (для дешёвых машин стоимостью до 300-400 тыся рублей) или 10% стоимости автомобиля. В этом случае ремонт машины следует считать восстановительным
Восстановительный ремонт механической части авто. Это ремонт основных узлов и агрегатов. Двигателя, КПП, раздаточной коробки, моста или редуктора, подрамника, балки крепления подвесок, рулевой рейки и т. п.
Восстановительный ремонт кузова. Со временем кузова автомобилей стареют и изнашиваются без всяких аварий. Это выражается в коррозии, образовании трещин, разъединении точек сварки и швов, а также в разрушении лакокрасочного покрытия (ЛКП). Те же дефекты могут быть следствием некачественного ремонта после ДТП. Устранение этих дефектов и является восстановительным ремонтом кузова. Иногда восстановить кузов до приличного состояния бывает невозможно или так дорого, что это теряет смысл.
Восстановительный ремонт после ДТП. Разделим последствия ДТП на 6 типов.
- Легчайшие. Когда все детали кузова восстановимы.
- Лёгкие. Когда замены требуют лишь пластиковые детали и оптика.
- Средние. Когда замены либо ремонта могут требовать навесные элементы: крылья, двери, капот, крышка багажника и стёкла.
- Тяжёлые. Когда дело коснулось передней или задней панели кузова, порогов, колёсных арок, замены (именно замены, а не рихтовки) привариваемых крыльев.
- Очень тяжёлые. Когда затронуы пол, стаканы, панель моторного отсека, крыша.
- Смертельные. Когда восстанавливать кузов нецелесообразно или даже это вообще невозможно.
Теперь, когда с понятиями разобрались, и, надеюсь, кое-что уже прояснилось, можно двигаться дальше. Поговорим о некоторых прописных истинах.
Первое, что надо чётко осознавать, это то, что содержание машины тем дешевле, чем она меньше и проще в техническом отношении. Так, например, Пассат 2001 года выпуска будет обходиться чуть дешевле, чем Ауди А4 того же года с тем же мотором, просто потому, что он проще технически. В свою очередь, содержание маленького Поло обойдётся значительно дешевле Пассата, но содержание маленького Порше будет дороже даже Ауди. Вот так всё запутано.
Любые автомобильные блага цивилизации требуют дополнительных расходов на содержание. Некоторых сначала удивляет наличие такой опции, как салонный фильтр, о котором они узнают в ходе поисков источника вони, а потом приводит в ужас его цена. Надо отдавать себе отчёт в том, что даже привычные кондиционер и ГУР являются сложными устройствами, детали которых изнашиваются и требуют периодических вложений. Также, они требуют и энергии для работы, которую вы получаете от сгорания топлива, за которое платите свои деньги.
То же касается размеров авто. На преодоление большего лобового сопротивления и перемещение веса тоже требуется больше энергии, добываемой из вашего кошелька. Также, требуется и больше денег на более крупные и выдерживающие большую нагрузку детали.
То же касается и мощного мотора. Он требует и трансмиссии, выдерживающей большие нагрузки, и большей прочности кузова, и больших тормозных механизмов, не влезающих в маленькие колёсные диски и т. п. А всё это в конечном итоге – больший вес, более дорогие материалы, и бензин. И всё из вашего кармана.
В общем, катание на санках предполагает таскание их в горку посредством собственной мускульной силы. Ну, вы помните ... Та же история с автомобилями. Чем больше, комфортнее, мощнее, престижнее и т. д., тем дороже.
Второе, это то, что дороговизна содержания русских машин есть миф. Любая иномарка обойдётся ещё дороже. Даже самая бюджетная. Кроме того, очевиден тот факт, что содержать русскую машину не в пример проще. Запчасти есть в наличии все, всегда и повсеместно, как и мастерские по ремонту. По этим причинам продукция ВАЗ была, есть и ещё долго, если не всегда, будет самой востребованной на местном рынке.
Третьим будет то, что старая тачка, но покруче, всегда обходится дороже свежей, но попроще. Скажем, покупая Пассат 2000 года выпуска за 350 тысяч, не надо надеяться, что он может обходиться столь же дёшево, как Логан 2009 года, который стоит столько же. Причина проста. Пассат за три года эксплуатации непременно потребует регулярного текущего и, скорее всего, восстановительного ремонта. Логан за те же три года будет требовать только ТО и, может быть, текущего ремонта, так как он втрое моложе. Выше вы видели разницу между этими видами ремонта.
Также, следует понимать, что машина, содержавшаяся небрежно (а это всегда очень заметно), обойдётся очень и очень ощутимо дороже той, которая обслуживалась по регламенту и с запасом. Это должно сильно влиять на стоимость автомобиля. Речь о том случае, когда менять надо так много всего, что текущий ремонт следует ситать восстановительным.
Машина, пережившая ДТП разной тяжести и последовавший ремонт, должна стоить сообразно имеющимся последствиям. Вам её тоже когда-то придётся продавать (вопрос потери стоимости), не говоря о том, что восстановительный ремонт такого авто может потребоваться значительно быстрее, чем целого, и значимо повлиять на стоимость содержания. Например, машина, побывавшая в очень тяжёлом (см. описание) ДТП, будучи даже хорошо восстановленной, должна терять от четверти до трети среднерыночной стоимости в сравнении с целым авто.
Крайне важно понимать то, что машина, побывавшая в тяжёлом или очень тяжёлом (согласно моей классификации) ДТП, уже не обладает той же безопасностью для водителя и пассажиров, как целая или побывавшая в более лёгких ДТП, как бы хорошо она ни была восстановлена.
Так что, тут дело не только в цене, а и в ваших целях. Может быть, вы хотите машину побольше и покруче, пренебрегая безопасностью в какой-то степени. Это столь же жизненная позиция, как и моя, согласно которой так делать крайне нежелательно по ряду причин, касающихся в числе прочего и невозможности точно спрогнозировать расходы на содержание такой машины.
С прописными истинами тоже разобрались, вроде как. Переходим к вещам более сложным для понимания.
Насчёт соотношения стоимости содержания и возраста авто не всё так однозначно. Существует достаточно чёткая граница, проходящая где-то по концу восьмидесятых и началу девяностых годов прошлого столетия. Поменялся подход к проектированию автомобилей. Началась технологическая гонка, приведшая ныне к гораздо меньшей степени надёжности и минимальным запасам прочности практически всех узлов и деталей автомобиля вследствие разных причин. Нам до этих причин дела не слишком много, но мы должны понимать, что, при прочих равных, скажем, Фольксваген Гольф 2 1992 года выпуска обойдётся однозначно дешевле третьего Гольфа, выпущенного в 1993 году. И чем дальше, тем больше. Поэтому приобретение машины 80-х годов в хорошем состоянии для того, кто ищет машину за маленькие деньги, это большая удача, но, к сожалению, и большая редкость.
Позже (следующий – в середине 90-х) тоже происходили качественные скачки, но они уже не были столь ощутимыми.
Надо заметить, что глобализация во многом нивелирует разницу между авто в средних и дешёвых ценовых сегментах. Поэтому у машин-одноклассников в этих сегментах сейчас больше внешних отличий, чем разницы в надёжности и стоимости содержания. Инжиниринг давно уже стал международным и довольно однородным методологически. Комплектующие тоже в одних и тех же местах заказываются, так что …. Но прошу понимать, что далеко не все блестящие и напичканные опциями китайские поделки достойны именоваться автомобилями. Поделок это заявление не касается, ибо они совершенно непредсказуемы.
Ещё более сложной для понимания вещью является наличие более или менее удачных моделей. Так, например, Мицубиси Каризма считается неудачной моделью, а последовавший за нею Лансер – одна из лучших моделей марки, как, кстати, и предшествовавший. Где вам взять объективную информацию на эту тему, честно говоря, не имею понятия. Видимо, оптимальным выходом является “вопросить тех мастеров, которым вы собираетесь доверить обслуживание и ремонт вашей машины”. Это очень важный момент для определения стоимости содержания (надеюсь, не надо объяснять, как “ломучесть” и ремонтопригодность машины влияет на неё), но ничего другого, кроме, разве что, ещё хождения по Сети в поисках жалких крупиц достоверной информации, придумать сложно в силу отсутствия какой-либо системы сбора подобной информации. У иностранцев кое-какая статистика есть, но верно её интерпретировать могут только профессионалы, применяя для каждой модели авто известные им поправки и коэффициенты.
И последнее, что надо понимать, это то, что не только цена, но и доступность расходников и основных запчастей в регионе, где автомобиль эксплуатируется, – важнейший фактор, который необходимо учитывать. Когда-нибудь привезут всё, но во что вам выльется простой? Сколько вы отадите таксистам? Сколько и каких дел не сделаете? Чего будете лишены? В общем, тут всё понятно, но почему-то об этом народ думает тоже далеко не всегда.
На этом теоретическая часть заканчивается и начинается практическая.
Бензин, страховку, налоги и прочие очевидные цифры вы, как мы уже говорили, посчитаете сами. Но про подсчёт стоимости всего остального поговорить стоит.
Определим средний срок владения автомобилем как 3 года. Посмотрите на auto.ru текущие цены и падение стоимости машин за этот период (покупая 2009 год, смотрим на 2006). Если таких нет, то смотрите на предыдущую модель и на одноклассников того же ценового сегмента. Берите за основу средние цены по стране или по Москве. Методика подсчёта цен описана здесь.
Ох, не зря выше был приведён столь подробный список расходников! И не зря давались списки и классификация ДТП. Для любого авто всегда узнавайте стоимость расходников и основных деталей, необходимых для ремонта после ДТП средней тяжести (бампер, решётка радиатора, фара, крыло, капот, лобовое стекло, дверь). Пишите список и проставляйте цены. Список можно прямо отсюда скопировать.
Если пробег автомобиля превышает 50 тысяч км, то выясняйте стоимость деталей для текущего ремонта. Вероятность, что они потребуются, к 100 тысячам километров пробега вырастает до 100%.
Если пробег перевалил за полторы сотни тысяч, то выясняйте стоимость деталей для восстановительного ремонта, ибо вероятность на него нарваться уже имеется значительная, а к 250 тысячам километров пробега приближается к стопроцентной.
Также, после четверти миллиона км, кузова начинают активно стареть. Старение кузова прогрессирует быстро. Сверкающий, намарафеченный для продажи автомобиль, через несколько месяцев может превратиться в ржавое корыто. Особенно, если бывал в ДТП. Это тоже нужно учитывать. Интересуйтесь стоимостью работ.
Информацию о ценах на запчасти и расходники вы можете без труда получить в Интернете, задав любимому поисковику вопрос “запчасти для …”. Можете позвонить в магазин и даже в мастерские, чтобы узнать ещё и примерную стоимость работ. Сам, помимо цен, всегда уточняю по телефону наличие запчастей и расходников, а также сроки их поставки.
Вышеописанное, вкупе с классификацией ремонтов и обслуживания, есть не что иное, как методика подсчёта стоимости содержания автомобиля в зависимости от пробега. Делайте так во избежание неприятных (как в эпиграфе) неожиданностей после покупки. Они, таки, случаются.
Являясь по случаю совладельцем шинопродажной конторы, имею возможность регулярно лицезреть немалое удивление владельцев древних джипов стоимостью комплекта шин с дисками в треть цены автомобиля. Да и не только джипов. Народ с Жигулей пересаживается на Форды, вроде как, тоже не слишком дорогие, но комплект шин 16-х уже на двадцатник тянет, вызывая у многих неизбывную тоску в организме и всяческое недовольство тяжёлой судьбой. Владельцев дорогущих новых авто тоже, бывает, впечатляет стоимость комплекта колёс под 100 тысяч. Мол, и так последние штаны сняли, чтобы за два “мульта” машину купить, а тут ещё и резина с дисками за сотку! Да задавись она, такая машина! Это, кстати, почти цитаты. Так и говорят.
Помните! Шины – самый дорогой расходник.
Может быть, у вас создалось впечатление, что здесь звучит призыв пересаживаться на дешёвые маленькие автомобили 80-х годов или на Жигули? Нет, конечно! Но у меня есть стойкое желание наблюдать вокруг себя полную гармонию всего со всем, имея от этого всяческое счастье и удовольствие. А гармония, на мой взгляд, это, когда шапки полностью соответствуют Сенькам, а Сеньки шапкам, что достигается, как правило, прикидками и примерками перед покупкой головного убора.
Автомобиль в большей степени, чем шапка, влияет на искомую гармонию в окружающей природе. Но только шапки мерят все поголовно, а стоимость содержания считают единицы. А почему? Это же неправильно! Поэтому здесь в очередной раз тихо звучит совет всегда делать следующее.
Каждый раз узнавайте про свою будущую машину те детали, включая размерность шин, которые необходимы, чтобы, пользуясь вышеприведёнными списками, составить список расходников и запчастей. Исходите из пробега. Узнавайте цены в первоисточниках. Не на форумах, а у тех, кто продаёт запчасти и производит работы. Пусть это будет даже по телефону, лишь бы было ... Считайте потерю стоимости и прочие траты. Прикидывайте стоимость километра пробега или года содержания (в зависимости от предполагаемого пробега) с учётом вероятного ДТП средней тяжести (никто не застрахован от водительской ошибки). Таким же манером оценивайте целесообразность страховки по КАСКО. Пишите цифры и оценивайте свои финансовые возможности. Время, потраченное на эти действия, окупится непременно. Времени на все эти действия требуется не больше, чем на прочтение данного текста.
Желаю плодотворно поработать с калькулятором или таблицами EXCEL.
P. S.
Не стоит забывать тот факт, что среднегодовой пробег авто сильно влияет на стоимость километра пути и на баланс значимости других расходов. Чаще всего самой большой статьёй расходов является топливо (в среднем – 30-50 тысяч в год), но, при очень малых годовых пробегах, значимость этой статьи расходов, понятное дело, падает. Замедляется падение стоимости самого авто (чем машина свежее, тем более ощутимо замедляется), уменьшается риск попасть в аварию. Растёт значимость ТО, так как его раз в год делать приходится всё равно, растёт значимость стоимости страховки, налогов и прочих постоянных расходов. При подсчёте просто нужно иметь в виду и не забыть учесть эти вещи.
P. P. S.
В Европах народ давно уже не пугает перспектива заняться подобной арифметикой. Там вообще иначе не поступают. Правда, у них существует куча всяких справочников и автоматических считалок. У нас, к сожалению, пока ничего такого нет, но, надеюсь, что примерную прикидку вам будет делать теперь легче. По крайней мере, есть списки, и есть понятная метода с привязками к пробегу.
Хомячковый рай. Уйти и потеряться:
Оставить комментарийАвтомобиль и лодка. О взаимном влиянии одного на другое.
Вот, например, песня об удачной рыбалке.
Шаланды полные кефали ...А вот о незабываемой парусной прогулке.
Белеет парус одинокийА как бы и нам бы что-нибудь такое ...?
.....................................
Играют волны, ветер свищет ...
Если вы не абсолютно равнодушны к отдыху на воде; если вы рыбак, охотник, дайвер или просто любите покататься; если вы думаете о покупке лодки или вас чем-то не вполне устраивает имеющееся плавсредство, – эта статья должна вас заинтересовать.
Здесь вы найдёте разбор свойств и отличий нескольких типов маломерных судов. Увидите, как выбор типа судна может повлиять на выбор автомобиля и наоборот. Узнаете, как горожанину обрести полное водномоторное счастье и свободу за счёт новых технологий изготовления складных лодок РИБ (RIB). А также то, как автор сих строк вознамерился решить вопрос перемещений по воде для себя. И как, в связи с этим, вы можете сэкономить на покупке РИБа.
Сразу оговорюсь, что здесь нет речи о катерах с большими моторами в силу слишком ограниченных возможностей их использования и сложности содержания. Они годятся более как модный аксессуар, подтверждающий статус владельца, да для прогулок. Высокий борт, надстройки и солидная осадка делают их неудобными для рыбалки и охоты. Для их хранения нужен, если не эллинг, то место для стоянки. Для их перемещения нужен специальный прицеп и достаточно мощный тягач. Они требуют постоянного обслуживания. И дело даже не в том, что это дорого, а в том, что нет смысла без особой необходимости создавать себе ещё одну кучку проблем.
О гребных лодках тоже говорить не станем, ибо они тоже ограничены в применении в силу тихоходности. Да и что про них нового скажешь?
Мы лучше поговорим о более универсальных плавсредствах. Предмет беседы представлен в продаже в великом многообразии. Глаза разбегаются! А какого-то понятного руководства по выбору нет. Не верите? – наберите в любимом поисковике "как выбрать лодку" и "перелистните" три страницы. Видите, что там ...?
Однако, сейчас нет цели написать такого рода руководство. Когда-нибудь, может быть .... А сейчас есть желание просто обобщить накопленный опыт эксплуатации разных лодок и выбрать идеальное сочетание лодка-автомобиль.
Начнём со всякого рода "хочу".
- Хочу, чтобы вместительности и грузоподъёмности хватало на 3-5 человек.
- Не хочу специальный прицеп. А это значит, что лодка должна помещаться в обычный прицеп или на прицеп сверху, на верхний багажник, а лучше – в автомобиль.
- Хочу, чтобы выгрузка и спуск на воду могли осуществляться 1 человеком со средними физическими возможностями. То же касается обратного процесса.
- Не хочу быть привязанным к крупному полноприводному авто. В небольшой универсал или крупный седан должна помещаться лодка, мотор и весь скарб для двоих на месяц рыбалки. То есть, вес лодки с мотором не должен превышать 80 кг.
- Хочу настолько легкий мотор, чтобы даже средних размеров представитель сильного пола мог уволочь его от греха подальше (чтоб не спёрли) на высокий (10 метров) берег к палаткам. При этом мотор должен вытаскивать на глиссирование, помимо лодки, трёх вполне взрослых мужиков (300 кг, как минимум) и обеспечивать скорость около 30 км/ч.
- Хочу, чтобы лодка была остойчивой. Хочу спокойно вставать и бросать блесну. Не хочу переживать за каждое неосторожное движение пассажиров. Хочу борт нормальной высоты, чтобы полуметровые волны не становились большой проблемой.
- Хочу, чтобы перемещение на вёслах не становилось каждый раз мукой. А в идеале, чтобы ещё и парус можно было поставить. А что? – хотеть, так хотеть! Ну ..., хотя бы транцевый.
Мы пока опустим вопрос, зачем оно всё нужно, хотя, думается, – многим список должен быть понятен. Мы лучше попытаемся выяснить, что из известных местному автору плавсредств сочетает в себе наиболее близкий к перечисленному набор свойств.
Лодка должна быть длиной где-то от 3,2 до 3,7 метра и шириной от 1,5 до 1,7 метра. Если будет меньше, туда никто не поместится и не будет остойчивости. Если будет сильно больше, то окажется слишком тяжёлой для погрузки и потребует мощного мотора. Высота борта на миделе не должна быть менее 0,4 метра ни в коем случае. Иначе, какие волны ...?
Понятно и то, что водоизмещающей лодка быть не должна, ибо скорость в 15–18 км/ч нас не устраивает. Лодка должна быть глиссирующей. Но она, ни в коем случае не должна быть плоскодонной, чтобы волны не лупили в днище слишком уж пугающе, и, чтобы хоть какой–то ход можно было на волне сохранять. Пусть килеватость днища на транце будет не 17 градусов, но, как минимум, 10.
Мотор должен быть не тяжелее 27-30 кг. Это десятисильный двухтактник, не более.
И что же мы имеем ...?
Начну с жёстких корпусов.
Картопы (cartop) не подходят ибо малы и недостаточно остойчивы. Их размеры редко превышают 2,8 метра в длину и 1,4 в ширину, а вес 50 кг (больше на крышу обычно нельзя). Слева вы видите самодельный трёхметровый отцовский картоп весом около 30 кг. на одной из моих Волг. Несмотря на смешной вес, один человек не снимет его с машины. А вдвоём на нём разве что покататься можно. Ни рыбку половить, ни поохотиться по-человечески не выйдет. В итоге родитель купил себе надувную лодку ПВХ, которой вполне доволен.
Лодка-кейс (её вы ещё увидите) складывается в поперечной плоскости на шарнирах и образует в прицепе здоровенный ящик с к рышкой, в который сваливают всякое барахло. Э-э-э…, пардон, – кладут снаряжение. Почти всем хороша, но в одно лицо её в прицеп не загрузишь. Опять же, пусть не специальный трейлер, но прицеп необходим.
Те же недостатки у обычной лодки, которую можно возить на прицепе сверху. Кроме того, её длина ограничена длиной прицепа. Не может же двухметровый кусок лодки позади прицепа в воздухе висеть. Такую нашу алюминиевую лодку длиной 3,2 метра вы видели на самом первом фото. Она свисает сзади на 0,9 метра, а это почти предел. Разгружать, кстати, удобно – открутил 4 зажима и снял, прицеп не занят, но для разгрузки требуется напарник.
Из жёстких лодок ближе всего к нашему идеалу стоит старый добрый калининградский Автобот, который вы видите на фото слева. Да перестаньте вы уже рыбу разглядывать! – жерех, как жерех – 4,6 кг. Лучше на лодку посмотрите. Она того стоит. Это алюминиевая трёхсекционная разборная конструкция, секции которой соединяются посредством множества болтов. Справа за банкой вы видите часть одного из двух соединительных фланцев, которые по совместительству ещё и шпангоутами работают. Очень необычна конструкция её днища, которое во второй и третьей секции изготовлено из гофрированного листа, обеспечивающего продольную жёсткость и являющегося продолжением реданов, которые имеются в передней части. И хотя сборка и разборка – занятие не для слабонервных по причине количества болтов (минут 20 надо гайки крутить), лодка соответствует большинству наших требований. Один человек с ней справится. Она легка, вместительна, под Тохатсу в 9,9 силы – летит ... и т. д. Главный её недостаток в том, пожалуй, что она уже давно не выпускается (и очень жаль), а добыть её в хорошем состоянии – проблема. У меня пока не вышло. И, конечно, в обычный легковой автомобиль сложенный Автобот не влезет.
Внимание!
В январе 2012 года, когда писалась эта статья, купить новый "Автобот" было действительно негде. А теперь такая возможность у вас есть. Более того, вы получите его в усовершенствованном варианте. Пройдите по ссылке - не пожалеете.
Читайте о новой разборной алюминиевой лодке конструкции Александра Ивановича Чопорова.
В общем, потихоньку мы идём к тому, что лодка должна быть складной. Причём, не разборной, а именно складной. Мне доводилось пользоваться разборными байдарками и Мевой. Мева была примерно требуемого размера. Но пол дня на сборку, это явно не наш вариант.
А коль так, то мы начинаем потихоньку смотреть в сторону надувных лодок.
Взглянём на характеристики наиболее подходящей по размеру ПВХ лодки. Длина – 3,6 м., ширина – 1,7 м, грузоподъёмность – 650 кг. Самое то, что надо. Но дальше цифры уже не радуют, ибо вес – 69 кг, а рекомендуемая мощность мотора – 20 сил. А двадцатку на крутой высокий берег не затащишь, она в среднем на 48 кило тянет. Плохо!
Вес комплекта (лодка + мотор) тоже в полтора раза превышает желаемый. Это превышение на 40 кг, а примерно столько весит полный комплект снаряжения и экипировки на одного человека. Тоже как-то не радостно.
Ну а если поставить лёгкий (9,8-9,9 сил) мотор? Поставить-то можно, но тогда с плановой нагрузкой в 300 кг о глиссировании можно смело забыть, а скорость водоизмещающих режимов нас никак не устраивает.
А если лодку чуть поменьше ...? Можно, но в этой лодке площадь кокпита (обитаемого пространства) около 2 квадратных метров всего, а если взять лодку покороче, то она станет меньше 2 квадратных метров. А 2 метра это минимальная площадь, на которой как-то размещается 4 человека с небольшим грузом или 2 рыбака со снастями.
В общем, с надувными ПВХшками было бы всё просто отлично, если бы не их отвратительные гидродинамические свойства. Мягкий надувной киль и баллоны не оказывают должного сопротивления воде ни при выходе на глиссирование, ни при движении с высокими скоростями. Продольных реданов на них нет, что не слишком хорошо для килеватого днища. А, кроме того, эти лодки обладают недостаточной продольной и поперечной жёсткостью. Всё это приводит к необходимости использования гораздо более мощных и тяжёлых моторов, чем на лодках с жёсткими корпусами.
Для приверженцев использования лодок из ПВХ, а также для желающих просто взглянуть на самодельную лодку-кейс на плаву, размещаю эту картинку. На ней вы видите классический (ну, разве что, складной, а так ...) Джон-бот длиной 4 метра, весом в 80 кг, идущий под не обкатанной ещё двухтактной пятёркой от Тохатсу. А можете ли вы себе представить надувную лодку схожих размеров, глиссирующей под пятёркой? Понятное дело ...! – и я не могу. А эта, как видите, глиссирует. Больше скажу: после обкатки та же пятёрка на той же лодке уже двоих на глиссирование, хоть и с трудом, но вытаскивала.
Искренне надеюсь, что данный пример избавляет меня от необходимости обращаться к гидродинамике, ибо практика, на мой взгляд, является лучшей проверкой истинности суждения, нежели самые лучшие чертежи, формулы и теоретические выкладки.
Да и пора бы уже подвести итог сказанному.
Выходит, что лодки с жёстким корпусом нам не подходят потому, что они неудобны для транспортировки и потому ещё, что с их выгрузкой и погрузкой не справится один человек. Надувные не подходят потому, что либо надо очень маленькую брать, либо мотор неподъёмный. Но выбирать-то что-то надо. И в данной ситуации я бы выбрал небольшую ПВХшку с лёгким мотором чисто для рыбалки, а семейный отдых на воде организовывал бы отдельно и как-то иначе.
Но неужели же не существует ничего, что в большей степени соответствовало бы вышеописанному набору "хочу"? Однако, 21 век на дворе, высокие технологии и всё такое ... И оно, таки, есть, но появилось совсем недавно. Об этом даже ещё не все знают. Более того, автор сих строк, разумеется, имел удовольствие знать лодках РИБ (RIB) и о том, что несколько лет назад РИБы появились складные, но почему-то, не имел, э-э-э... Ну, в общем, чего-то он такого не имел, чтобы подумать о них применительно к своим задачам. И, выходит, – очень зря. Уже давно бы, как белый человек ....
В общем, с этого момента начинается самое интересное. Это рассказ о лодках РИБ (RIB), складных РИБах и последнем изобретении Сергея Александровича Веретенникова, честь ему и хвала!
Русское слово "РИБ" происходит от английской аббревиатуры RIB, (Rigid Inflatable Boat), что означает, дословно, "жёсткая надувная лодка".
РИБ (RIB), это алюминиевая или пластиковая лодка, верхняя часть борта которой выполнена в виде многосекционного надувного баллона. Плюсы очевидны. Это непотопляемость, заметный рост максимальной грузоподъёмности, феноменальная мореходность и остойчивость. Во всём остальном (гидродинамические качества) это самая обычная лодка с жёстким корпусом. Баллоны работают лишь на волне, обеспечивая большую скорость и предотвращая заливание кокпита, при максимальной нагрузке, на стоянке, на ходу в водоизмещающем режиме и обеспечивают большую устойчивость в поворотах. По размеру РИБы бывают от самых мелких (меньше 3 метров в длину), до вполне серьёзных посудин с парой мощных корабельных дизелей.
Конечно, такое плавсредство быстро оценили профессионалы. Впрочем, вы и сами это на экране телевизора видите. Любители, понятное дело, тоже не отстали. Но на внутренних водоёмах и реках преимущества классической лодки РИБ (RIB) перед вышеперечисленными лодками для среднего пользователя не очевидны. По сути, это такая же лодка с жёстким корпусом по всем параметрам. А её преимущества использовать особо не приходится. Кто же будет грузить до максимума? Кто в волну потащится на воду? В общем, не настолько классический РИБ (RIB) хорош, чтобы всем поголовно сменить привычное на новое. А тогда “об чём звуки речи”? А читайте дальше, и ....
Попытки сделать РИБ (RIB) разборным делались в мире давно, но получалось только нечто хорошо рифмующееся со словом "давно" в силу всяких разных неудобств и несовершенств. Но светлый день всё же наступил. Эдак лет 8-10 тому назад вышеупомянутому господину Веретенникову пришла в голову мысль сделать РИБ (RIB) не разборным, а складным. Суть идеи – поделить РИБ (RIB) на три секции, носовую часть уложить в кормовую и накрыть всё это средней секцией. Баллоны сдуть, разумеется. И начались всякие искания и эксперименты, воплотившиеся в конце концов в некий продукт, выпускаемый серийно. Это было начало революции.
Получился РИБ (RIB), который можно положить в обычный прицеп или в кузов достаточно крупного универсала либо пикапа. Это был весьма серьёзный прорыв, наделивший РИБы уже в этом виде рядом серьёзных преимуществ, так как в рабочее положение и обратно сия конструкция приводилась даже чуть быстрее, чем всё, что тогда существовало, включая лодки из ПВХ. В общем, народ стал покупать. Не стану вдаваться в технические подробности, ибо желающие их уже нашли, а для наших целей способ достижения результата не имеет значения. Нам важны потребительские качества лодки. А конструкторская мысль не дремала, и эксперименты шли.
Была изобретена новая конструкция корпуса лодки, которая, в итоге, по сути, перестала быть классическим РИБом. Новая конструкция не только вобрала в себя все достоинства надувной лодки и лодки с жёстким корпусом, но и приобрела такое преимущество, как малый вес.
Посмотрите на картинку. Сверху классический РИБ (RIB), снизу новая конструкция. Размеры их примерно одинаковы. Но взгляните на разницу в форме днища. У классического РИБа на глиссировании и в переходных режимах баллоны воды не касаются, а у лодки новой конструкции баллоны идут частично в контакте с водой, находясь на границе воды и воздуха (в пене) и не замедляя хода лодки.
Была значительно уменьшена высота жёсткого борта; днище стало однослойным (монолитным) и лёгким, но не потеряло прочности; была принципиально изменена конструкция соединения секций лодки. Соединение вы видите на картинке слева. Просто, надёжно и собирается за секунды голыми руками. На всё это, конечно, получены соответствующие патенты, но нам до этого дела мало. Нам важны потребительские качества, а это цифры. А цифры лучше видеть в таблице.
В таблице мы сравним параметры складного РИБа и ПВХ лодки длиной 3,6 метра. Сравнивать будем именно с нею, так как ранее решили, что именно ПВХ лодка – меньшее зло из существующих вариантов. Смотрите таблицу.
Свойство | РИБ | ПВХ | ||
---|---|---|---|---|
Вес лодки | + | 48 кг. | - | 69 кг. |
Размер упаковки | - |
0,9х1,1х0,4 Всего 0,396 м? |
+ |
1,2х0,6х0,35 1х0,6х0,1 Всего 0,312 м? |
Пассажировместимость | - | 4 человека | + | 5 человек |
Грузоподъёмность | + | 700 кг. | - | 650 кг. |
Розничная цена лодки | - | 58 000 | + | 33 000 |
Мощность/вес минимальнго мотора | + | 10 сил/28 кг. | - | 20 сил/48 кг. |
Средняя цена минимальнго мотора | + | 75 000 рублей | - | 100 000 рублей |
Вес комплекта (лодка+мотор) | + | 76 кг. | - | 117 кг. |
Цена комплекта (лодка+мотор) | = | 133 000 рублей | = | 133 000 рублей |
Скорость и простота сборки/разборки * | + | - | ||
Долговечность ** | + | - | ||
Эксплуатационные показатели *** | + | - |
* Во-первых, в РИБе нет пайолов. Стало быть, укладывать их на дно не нужно. Это уже большой плюс. Кто пробовал – знает. Песок добывать из труднодоступных мест (куда эти пайолы вставляются) тоже не нужно, что тоже приятно. Вместо укладки пайолов просто затягиваются вручную 2 винта. Складывание, понятно, здорово упрощается – сдул баллоны, заправил их внутрь и сложил в 3 движения.
** Очевидно, что пластиковое дно прослужит дольше, что повредить его значительно сложнее, да и ремонт гораздо надёжнее.
*** Такие мелочи, как меньший налог и стоимость ТО на меньший мотор мы вообще в расчёт не берём. Это есть, но это копейки. А вот, что топлива жёсткая лодка с лёгким мотором почти вдвое меньше употребляет, это уже весьма серьёзно. И дело даже не в деньгах, хотя бензин с маслом нормальных денег стоят, а в том, что 2 или 4 канистры с собой везти, это уже очень значимо. Брать с собой канистру и масло в лодку, или бака наверняка с запасом хватит, это ещё более важный вопрос. Соответственно, и дальность автономного плавания при том же запасе горючего вырастает почти вдвое. Ну, а если вы любитель скоростей, то никто не мешает поставить максимальный, в 25 сил, мотор (у сравниваемой ПВХ лодки максимальный мотор такой же) и кататься быстрее 50 км/ч даже на стандартном винте. Понятно, что равная скорость, дальность и экономичность для надувных лодок недостижима.
В общем, можно сказать, что РИБ (RIB) проигрывает ПВХ лодке лишь по одному значимому параметру – это объём в сложенном виде. При загрузке удобным может оказаться и то, что надувная лодка разложена в 2 упаковки. Однако обе лодки можно перевозить даже в классических Жигулях, хотя, понятно, смотреться они там будут "тоскливо" в смысле погрузки всего остального. Лучше бы универсал, хоть ту же ВАЗовскую четвёрку.
На картинке вы видите самый большой складной РИБ (RIB) в багажнике обыкновенного легкового универсала. Эта лодка на 70 см длиннее, на 25 см шире и в полтора раза тяжелее той, что участвует в сравнении. Это 430-й, параметры которого вы увидите в приведённой ниже таблице.
Вывод.
РИБы по совокупности потребительских качеств выигрывают у надувных лодок ПВХ вчистую.
Ну ладно, с лодками разобрались. Кому не интересно, уже давно смотрят другие страницы, выходит, – с ними тоже разобрались. И теперь, в узком кругу, можно спокойно поговорить о самом главном, что мы и сделаем.
Читайте, что даст вам складной РИБ (RIB).
Приобретение складного РИБа конструкции г-на Веретенникова даёт вам новые возможности и в состоянии принципиально изменить вашу концепцию организации летнего отдыха так же, как изменило мою.
Автор этих строк, как и подавляющее большинство горожан, живёт в обыкновенном многоквартирном доме, где хранение автомобиля под окном уже вызывает сложности. Он сильно против всяких прицепов (а у него прицеп имеется), осложняющих жизнь ещё больше. Он вообще склонен в свободное время, которого и так почти не бывает, предаваться размышлениям об интересных для него вещах, приняв устойчивое горизонтальное положение. И ему не нравится тратить свою жизнь на прицеп, гараж, эллинг и тому подобные скучные вещи.
А между тем, отдыхать летом автор хочет на воде. В составе группы участников он едет на Волгу, под Ахтубинск. Преодолевает 30 километров бездорожья, становящегося в дождь практически непроходимым, чтобы подобраться поближе к облюбованному этой группой острову. Оставляет машины на большой земле и перебирается на лодках со всем скарбом к месту стойбища. Ставит лагерь и целый месяц живёт на острове, отлавливая ежедневно разных рыб и поедая их во всяких видах с великим удовольствием, а также, пользуясь в ходе событий прочими благами отсутствия цивилизации.
Формат мероприятия был раньше следующий. Лодка и машина на двоих, что уже не устраивает. Потому в этом (2012) году местный автор собирался приобрести внедорожник, дабы гарантированно преодолевать эти самые последние километры, и трёхметровую лодку с мотором в 5 сил, дабы обрести самостоятельность в перемещениях по воде и в рыбалке.
И он не думал ни о каких РИБах ровно до тех пор, пока подрастающее поколение, насмотревшись картинок, не заявило о своём желании съездить и поглядеть на это всё живьём. Тогда автор поинтересовался у супруги, нет ли у неё желания урвать от заграничной части отпуска дней 10, чтобы недельку провести с ним на Волге. И, к великому его удивлению, выяснилось, что такое желание у неё есть, несмотря на отсутствие в дикой природе юга России каких-либо благ цивилизации. Спустя месяц желание не пропало, а это уже стоило воспринимать серьёзно.
Вот тут-то и полезли в голову всякие крамольные мысли на предмет "что-то глобально поменять", так как лодка-то уже нужна трёх-четырёхместная. А на такой лодке уже и по водохранилищу, и по Дону можно …. И тогда-то вспомнились в числе прочего и складные РИБы.
Да, но где же обещанная новая концепция? Где про автомобили уже ...? Извольте ... Начнём с мыслей автора этих строк о своей ситуации.
- Покупаю вышеописанный РИБ (RIB), а не маленькую лодочку и имею полное водномоторное и другое разное счастье.
- Экономлю деньги. Никакой внедорожник не покупаю, а оставляю то, что есть (оно очень нравится). Внедорожник сам стоит дорого (разница больше, чем стоит лодка с мотором) и содержать его тоже дорого.
- Экономлю время и не порчу нервы. Джип надо найти, купить, оформить, потом ещё свою машину продать. А это долго и муторно. Опять же, есть сомнения, ибо на рыбалке и на охоте джип, это хорошо, а в остальных жизненных ситуациях – плохо и неудобно. Да и не хочу я джип без крайней необходимости.
- Не еду по пересечённой местности ни в какие неудобья, а, как белый человек, подъезжаю к пристани прямо в Ахтубинске, достаю из машины лодку. Через 20 минут, не более, она уже на воде и с мотором. Загружаю туда имущество, отгоняю машину на стоянку, загружаю в лодку себя и семейство, а затем с тихой грустью или шумной радостью (как получится) двигаюсь в сторону острова. Если семейство есть, то двигаюсь в водоизмещающем режиме (почти пол тонны нагрузка будет), если один с грузом, то в глиссирующем.
- В разы уменьшается зависимость от погодных условий. Прошедший ночью дождь не сможет задержать отъезд, сделав тридцатикилометровый участок грунтовки непроходимым. На лодке до цивилизации ..., в машину ..., и поехали ... Полуметровые и даже чуть большие волны не слишком помешают. Высокая мореходность – одна из отличительных черт РИБов.
- С РИБом приобретается полная независимость от типа транспортного средства. Ведь не только в Ахтубинске можно так поступать, но и в Новохопёрске, в Анне, Павловске ... Да где угодно, хоть и в самом Воронеже. Привёз лодку к берегу в цивильном месте, загрузил её всем необходимым, машину поставил и пошёл по воде в сторону дикой природы. Куда угодно ..., становясь не там, куда проехать можно, а там, где место понравилось. Скорости и автономности теперь достаточно.
- Приобретается полная независимость от кого бы то ни было. Один человек без всяких дополнительных приспособлений легко и быстро приводит складной РИБ в рабочее состояние и спускает его на воду. Обратная процедура столь же легка. То есть, не нужно искать напарника или помощника, чтобы вывезти семейство на прогулку. Можно приехать на рыбалку чуть позже остальных или срочно уехать раньше. Это не вызывает никаких сложностей и не напрягает никого из друзей. А ведь кто-то должен был бы всё бросить и встречать, чтобы помочь, будь лодка хотя бы чуть тяжелее.
И самое интересное то, что приобретая все эти возможности, не получаешь взамен никакой зависимости или привязанности к каким-то условиям. Так бывает, согласитесь, редко. Напротив, даже вопрос хранения снимается. Сложенный РИБ (RIB) и в городской квартире не создаст слишком больших неудобств, не говоря о гараже. В общем, выходит, что сегодня складной РИБ (RIB), это лучшее, что может приобрести горожанин для любого вида отдыха на воде.
Есть одно единственное сомнение. Автор этих строк по сей день испытывает муки выбора по поводу того, какой именно из складных РИБов приобрести. Ему, видите ли, хочется складной швертбот (данный корабль мечты вы наблюдаете на фото), чтобы ходить и под парусом, и с мотором. Автор в состоянии пережить большую его цену, и больший размер, но не имеет полной уверенности в том, что сможет пережить его вес в 80 кг. Лет 15-20 и даже 10 лет назад его бы это не смутило, подумаешь ...! А теперь есть сомнения по поводу спуска на воду в одиночку без последствий для несколько уже подержанного организма.
Для жизни хватило бы бы и вышеописанного РИБа без всяких парусов, и даже чуть меньшего, 3,3 метра длиной. Швертбот, конечно, – игрушка, но какая!
Наверное, это всё что хотелось бы рассказать про влияние выбора лодки на выбор автомобиля и на жизнь вообще. Поэтому перейдём к техническим данным и ценам. Ниже таблицы вы найдёте и описания.
Наименование | 460 | 440 | 430 | 360 | 330 |
---|---|---|---|---|---|
Длина, мм | 4 600 | 4 400 | 4 350 | 3 600 | 3 300 |
Ширина, мм | 1 650 | 2 100 | 1 900 | 1 650 | 1 650 |
Длина кокпита, мм | 3 950 | 3 350 | 3 300 | 2 650 | 2 200 |
Ширина кокпита, мм | 910 | 1 100 | 920 | 750 | 800 |
Сухой вес, кг | 80 | 120 | 72 | 48 | 43 |
Диаметр баллона, мм | 350 | 450 | 470 | 430 | 420 |
Кол-во отсеков баллона | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 |
Высота транца, мм | 385 | 385 | 385 | 385 | 385 |
Мощность максимальная, л.с. | 20 | 40 | 30 | 25 | 15 |
Мощность рекомендуемая, л.с. | 2-15 | 20-30 | 20 | 10-15 | 5-10 |
Пассажировместимость, чел. | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 |
Грузоподъемность, кг. | 800 | 800 | 800 | 700 | 450 |
Габариты в упаковке м. | 1,4х1,1 х0,45 | 1,95x1,65 x0,65 | 1,1х1,1 х0,45 | 0,9х1,1 х0,4 | 0,9х0,9 х0,4 |
Цена складного | 75 000 | 95 000 | 79 000 | 58 000 | 55 000 |
460 (он слева в сложенном виде), это, как обозвал её КиЯ, "мотосейлер в миниатюре". И действительно, это складной РИБ, обводы которого разрабатывались не только для глиссирования, но и для движения на вёслах и с лёгким моторчиком в водоизмещающем режиме. Получилась уникальная лодка, которая отлично ходит на вёслах, а с мотором мало уступает специализированным глиссирующим судам схожих размеров. Мало этого, так за доплату её ещё и парусом комплектуют! Хочу такую.
440, это мощная конструкция, разработанная по заказу МЧС. Весь прикол в том, что достаточно крупное и тяжёлое судно можно перевозить без использования специального трейлера. В стандартном прицепе, в микроавтобусе и т. д. При этом, на воде лодка окажется через 10-15 минут после пРИБытия на место. Тоже уникальная вещь.
430, это судно новейшей облегчённой конструкции,о которой выше было подробно рассказано. Габариты лодки в сложенном виде позволяют перевозить её в легковой машине без прицепа, но вес не позволяет спустить на воду в одиночку.
360 и 330, это то же самое, но значительно легче. Их может выгружать, разгружать и переносить 1 человек. Их можно перевозить на верхнем багажнике любого легкового автомобиля, как в сложенном состоянии, так и в "боевом". Микроскопический пятисильный мотор выводит их на глиссирование с двумя седоками. Складываются и раскладываются они за 3 минуты (в прямом смысле). Это, конечно, без учёта накачки баллонов, время которой зависит от того, чем и как накачивать.
Есть ещё обычные (не складные) РИБы. Они дешевле.
330 и 360 стоят 42 и 45 тысяч соответственно. Они могут быть использованы в качестве картопов и для перевозок на обыкновенном прицепе сверху, как на самой первой фотографии.
390 размером 3,9х1,8 метра, весом в 86 кг. Рассчитан на 5 человек. Грузоподъёмность 750 кг. Классический РИБ (RIB) с усиленной конструкцией корпуса и усовершенствованными скоростными обводами. Для перевозки нужен трейлер. Стоит 81 тысячу рублей.
440 такой же, как складной (сделан для профи), но стоит 85 500 рублей.
И есть ещё одна уникальная лодка размером 4,8х2,1 метра, весом в 230 кг. На 8 человек рассчитана. Мотор нужен уже 50-80 сил. На румпельное управление не рассчитана. Стоит от 159 тысяч до бесконечности, в зависимости от комплектации. Уникальна эта лодка тем, что в её конструкции применены цельноклееные надувные баллоны переменного диаметра. Вы такое видели?
Все лодки могут комплектоваться дистанционным управлением с консолями, ходовыми и транспортировочными тентами, всякими разными мягкими сиденьями, транцевыми колёсами, дополнительными рымами, ручками и прочими дельными вещами. Любой каприз ..., ибо лодки делаются только на заказ. Срок выполнения – месяц.
На сём позвольте откланяться. А если …
Хотите подробностей, – спрашивайте
P. S.
Пожелав купить себе РИБ (RIB) напрямую, у производителя, местный автор выяснил, что можно получить оптовую цену, при условии покупки 5 разных лодок единовременно. Посему, если хотите купить РИБ (RIB), то давйте попытаемся сделать это вместе, чтобы было дешевле.
Заказ надо делать в феврале. Самое позднее, – во второй половине апреля. Ибо автор сих строк в апреле закажет себе лодку вне зависимости от того, найдутся ещё желающие или нет. Ему в мае уже она нужна. А посему после апреля будет уже поздно.
P. P. S.
Вы, надеюсь, заметили, что статья писана в январе 2012 года. Разумеется, - лодка давно уже куплена и опробована в деле. А хотите узнать, какая лодка и почему именно такая? Тогда перейдите по ссылке к статье на эту тему
P. P. P. S. 05.02.2014
Внимание!
Времена меняются, и покупка пластикового РИБа, после появления новой разборной алюминиевой лодки (усовершенствованная копия калининградского "Автобота"), уже не видится столь разумным действием во всех описанных в статье ситуациях. Настоятельно рекомендую пройти по ссылке и посмотреть.
Читайте о новой разборной алюминиевой лодке конструкции Александра Ивановича Чопорова.