Купил машину. Можно ли ездить без полиса ОСАГО (страховка)?

Не так страшен полис,
как его рисуют.
Развенчаем пару мифов об ОСАГО.


Купил машину. Можно ли ездить без полиса ОСАГО (страховка)?

"Купил машину. Как перегнать? Можно ли ездить без полиса ОСАГО (страховки) после покупки автомобиля? Сколько дней можно ездить, если можно? Какая кара (штраф, штрафстоянка, казнь через повешенье - варианты...) последует со стороны инспекторов ГИБДД за данное нарушение, ежели вдруг страхового полиса на момент проверки с собою не окажется?"

Эти вопросы мне частенько приходится наблюдать у себя в почте, а также слушать по телефону и в ходе личных бесед. И такие чудеса народ себе по этому поводу придумывает, что просто иногда поражаюсь. Вот и сегодня... Наверное, пора бы уже и мне что-то на эту тему написать, ибо уже ломает отвечать всем одно и то же.

Автор данного собрания сочинений - довольно скучный и дотошный тип, а потому имеет обыкновение докапываться до причин и обращаться ко всяческого рода первоисточникам. Благо они теперь доступны любому страждущему и желающему докопаться до истины. Нынешняя статья исключением из правила не станет. С чего бы вдруг менять привычки?

Справедливости ради надо сказать, что вопрос о том, можно ли какое-то время ездить без полиса ОСАГО после покупки авто, отнюдь не лишён основания. В действующем законодательстве имеются некоторые противоречия. Точнее говоря, формулировки законов, которыми регулируется всё это дело, (а это ФЗ об ОСАГО, КоАП и ПДД) допускают варианты толкования. Ну а, как твердит древняя житейская мудрость, то, что может быть неправильно понято, будет неправильно понято. Что, собственно, и происходит, так как логика тут может работать в двух направлениях. С одной стороны, надо же как-то доехать до страховой после сделки, которая может быть совершена хоть в чистом поле, где страховщиков нет. А поле это в некоторых частях Державы может и в тысяче километров от ближайшего страховщика находиться. А километры эти очень даже могут быть и трудно проходимыми. Логично же. Всяко случается. С другой - кто-то, только выехав из соседнего двора после сделки, может разворотить вашу машину. И если страховки у него нет и денег тоже нет, то вы до второго пришествия будете судиться и получать с него свои деньги по "три копейки" в месяц всю свою жизнь. А оно вам надо? И тоже, вроде как, всё верно.

Так где же истина? И что же делать? Сейчас разберёмся. Ради того и пишу.

Истина в нашей стране рождается обычно на пересечении законодательства и судебной практики. Поулыбался, конечно, написанному, но, как ни крути, а истиной в последней инстанции по данному вопросу у нас является ВС РФ (Верховный Суд Российской Федерации), каковой, как выяснилось, свою руку к к вопросу о езде без ОСАГО после покупки автомобиля, таки, приложил. И это хорошо, так как после этого налицо полная определённость.

Итак...

КоАП. Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Пункт 2.

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Федеральный закон (40-ФЗ) об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Пункт 2.

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Там, в этом же пункте, ещё есть список случаев, когда не надо страховать, но это нам сейчас не интересно.

Правила дорожного движения
Раздел 2. Общие обязанности водителей

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
...........страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Вроде как, и есть про то, что 10 дней отводится на то, чтобы застраховать машинку после приобретения, но как-то не очень понятно, ездить-то эти 10 дней на ней можно или нет. Прямо не написано. Печаль какая-то. Но...

Не далее, как 17 апреля 2012 года в городе Москве именем Российской Федерации Верховным Судом оной федерации по делу № АКПИ12-205 было вынесено решение: господину Черных В. А. в удовлетворении заявления отказать. А в ходе подготовки этого решения ВС РФ установил:

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

А то, что установил Верховный Суд Российской Федерации, и есть искомая истина в последней инстанции. Стало быть, в течение 10 дней после покупки автомобиля без полиса ОСАГО (страховки) ездить можно. Указано однозначно и недвусмысленно. Но... Всегда же бывают какие-то "но", когда речь идёт о дополнительных свободах и возможностях.

Надо понимать, что в тот период, когда вы ездите без страховки (хоть и на вполне законных основаниях), ответственность, в случае совершения ДТП, полностью ложится на вас. А мало ли...? А оно вам надо? И потому автор сих строк, несмотря на то, что ездить без полиса ОСАГО 10 дней всё-таки можно, всегда рекомендует своим клиентам и всем, кто задаёт вопросы на эту тему, страховаться, как можно быстрее, а лучше прямо сразу, если есть такая возможность.

Ну вот, собственно, всё и выяснилось. Добавлю только ответы на четыре, часто задаваемых вместе с этим, вопроса.

Застраховать автомобиль может не только его владелец, а и другое лицо, каковое будет называться в полисе "страхователь".

Прицеп к легковому автомобилю страховать не надо.

Как застраховать автомобиль в Воронеже? В Воронеже со страховкой полная, пардон, ... Плохо, в общем, всё. Либо записываться заранее в страховой, причём ещё и настаивать придётся на том, что вам это действительно нужно, так как страховщики всеми правдами и неправдами стараются отказать в выдаче полиса. Либо приобретать полис ОСАГО с переплатой в полторы-две тысячи рублей. В этом случае к вам даже приедут, куда скажете. Вот такое творится безобразие с автострахованием в Воронеже на момент написания этого материала. А между тем, по телевизору взрослые дяди рассказывают, как собираются страну из кризиса выводить. Как-то не верится, что те, кто не может сделать, чтобы со страхованием проблем не было, в состоянии страну из кризиса вывести.

На случай, если какой-нибудь особо "голодный" сотрудник ГИБДД всё же потребует полис до истечения 10-и дней со дня покупки и станет угрожать страшными карами, за то, что страховки нет, скопируйте к себе прямо отсюда все приведённые выдержки из законодательства и кусок решения ВС РФ, распечатайте и возите в бардачке. Крайне сомнительно, что сегодня в ГИБДД найдётся столь упрямый идиот, чтобы, рискуя должностью (а его точно выпрут с треском за такое), продолжать попытки вымогательства. Всё-таки, они вынуждены соблюдать "правила игры". Их начальству не нужен лишний шум, а нужно тихо и спокойно текущее в руки "бабло". А виноват всегда тот, по чьей вине шум поднялся и ламинарность потока бабла нарушилась. Ну а развести можно и того водителя, который этих строк не читал. Таких в стране ещё очень и очень много. Так что...

В общем, удачи вам на дорогах!

До свидания.



P.S.

Если автор сих строк совсем уж русским человеком себя считать не вправе, ибо..., то уж "стопудовым" россиянином он является наверняка. Понятно, - коль такие мысли в голову лезут! Дело, собственно, в том, что, по договорённости с продавцом автомобиля, можно, заготовив "стопиццот" договоров с датами, проставленными через каждые 10 дней, преспокойно ездить без полиса ОСАГО вообще. А застраховаться и пройти перерегистрацию в ГИБДД тогда только, когда надоест или, когда договор последний останется. Если, конечно, продавец настолько вам доверяет, чтобы идти на подобный риск. Хотя..., какой тут риск? Да невеликий риск-то! Ну, заплатите ему, если это не ваш близкий, транспортный налог вперёд на столько десятидневок, сколько он подписей на договорах поставил. Да и всё. Вот же...! Но не удержался.



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Что можно купить за N имеющихся рублей. Практикум по ценам.

    Что можно купить за N имеющихся рублей. Практикум по ценам. Со временем всё устаревает. Появляется какой-то новый опыт, что-то как-то иначе видится, меняется жизнь вокруг и т. п. И приходит время вносить какие-то коррективы и дополнения в давно написанные материалы. Пару лет назад была написана вполне приличная статья Сайт auto.ru

  2. Полуправда об ОСАГО в журнале 'За рулём' и реалии жизни

    Полуправда об ОСАГО в журнале 'За рулём' и реалии жизни Смотрел сегодня оглавление очередного номера (№6 за 2016 год) журнала "За рулём". И узрел название: "КУПИ-ПРОДАЙ Оформить продажу автомобиля - дело не сложное. Но есть нюансы.". Моя тема! Дрожащими руками я перелистывал страницы, добираясь до 108-й, в надежде увидеть если не что-то новое (а вдруг я чего-то про это дело не знаю?),

  3. Как надо ездить на Северный Кавказ на автомобиле

    Как надо ездить на Северный Кавказ на автомобиле Наверное, надо начать с того, что искал. А искал я самую лучшую дорогу в район Кавказских Минеральных Вод из Воронежа. И, на мой взгляд, нашёл. Точнее говоря, опробовав за два года все более-менее разумные варианты, сделал для себя выбор.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Адрес заметки: http://v-36.ru/blog/post_1418134599.html

24 марта 2015, 15:15
Дмитрий, здравствуйте. Статья хорошая. У меня в этой связи возник вопрос. А что если за рулём автомобиля без полиса ОСАГО, но с договором купли-продажи в упомянутый 10-дневный срок будет ехать прежний собственник по договору, а покупателя не будет совсем рядом? Автомобиль не перерегистрирован в ГИБДД при этом, доверенность на управление не требуется уже...Будет это нарушением, как по-Вашему мнению?

Час добрый, Виталий.

Ну, я-то не юрист. Пишу только о том, что точно знаю, а этот вопрос я не изучал, ибо незачем. Потому наверняка не скажу, но почти уверен, - это будет нарушением.

Однако, не вижу проблемы. Застрахуйте машину сами и впишите в полис ОСАГО старого собственника (копии документов, да и сами документы, сейчас передаются на любое расстояние быстро и без проблем). Либо пусть старый собственник выступит страхователем и впишет вас в полис, на основании заключённого договора купли-продажи. Закон это позволяет. Копии водительского удостоверения для страховщиков будет достаточно. И пусть себе едет любой из вас в любом направлении на любое расстояние. За год, что действует полис, доедете, я надеюсь, куда надо.
Виталий Павленко
Адрес заметки: http://v-36.ru/blog/post_1418134599.html
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

декабрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: