Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы
Они надёжно ограничивают полёт фантазии.
А то бы я такое купил!
В общем, тут про лодку и мотор.
И ещё о российских особенностях поиска.
Публикаций на блоге не было аж целых восемь месяцев. И некоторые читатели и подписчики пишут и даже звонят, чтобы поинтересоваться...
...нет, конечно, не моим здоровьем! Как вы могли такое подумать? Интересуются тем, почему прекратились публикации, и когда они возобновятся. Когда будет про рыбалку, про домик, куда пропал ежегодный прогноз, где, в конце-то концов, поздравление с Новым Годом...?
Таки, я вам скажу. Жизнь бурлила так, что было просто некогда заниматься ни блогом, ни рассылками — ничем, кроме самой этой бурлящей жизни. Зато теперь...
...если вы хотите рассказов...
...их есть у меня для вас. Причём, начинать с начала мы не будем. Начнём, наоборот, с последних событий. А уж потом...
Так что, читайте о том, как я сменил лодку и мотор. Почему пришлось сменить комплект, как продавал, как выбирал корпус и мотор, как искал всё это... В общем, материальчик обещает быть интересным. Ну, если, конечно, вас вообще водно-моторные дела как-то интересуют.
Почему пришлось сменить комплект и как это было
У меня была совершенно шикарная лодка, парусно-моторный РИБ(RIB) WinBoat 460RF Sprint Sail, и прекрасный четырёхтактный мотор — Yamaha 9,9. Хочешь — под парусом ходи, хочешь — под мотором. И всё меня совершенно устраивало, но...
...в позапрошлом году моя дочь решила поехать на рыбалку со мною (на все полтора месяца), а жена — приехать ближе к окончанию и пробыть с нами там чуть больше двух недель. Я был почти уверен, что жена, по прибытии, через день засобирается, а через три дня сбежит куда-нибудь, где есть горячая вода, ватерклозет и прочая цивилизация, прихватив и детёныша. И у меня были все основания так думать. Ан нет! Им понравилось! Обеим! Настолько, что едва не сразу по отбытии они стали строить планы на тему того, как в следующем, 2018-ом, году всё это будет. И в, теперь уже прошлом, 2018-ом году всё моё семейство почти три недели провело на Волге, окончательно и бесповоротно презрев заграницу. Рассказ о рыбалке уже давно находится в состоянии "почти написан" и скоро будет закончен и опубликован, а мы тут пока поговорим только про лодки.
Моя старая лодка была достаточно велика и вместительна. Она спокойно вмещала нас всех. Меня, жену, дочь, собаку (немецкую овчарку Герду) и кучу шмоток. Но четырёхтактной десятки объёмом 212 кубиков для устойчивого глиссирования уже явным образом не хватало. Сначала появились мысли о смене мотора на более мощный. И были всякие искания на тему больших десяток от Suzuki и Tohatsu, которые форсируются до 20-и сил. И я уже почти купил такой мотор, но тут пришли мысли о том, что за такие деньги хотелось бы получить ещё и немного комфорта. Да и вообще, сколько можно владеть одним комплектом? И я выставил лодку на продажу. И её купили довольно быстро. Вместе с нею я продал и маленький древний едва живой Suzuki DF2.5, который недавно купил, чтобы брать его с собою в парусные прогулки. А вот с продажей десятки было интересно.
Дважды приходили смотреть мотор люди, которые сказали, что, наверное, им всё-таки не хватит такой мощности. Для этого им непременно надо было увидеть мотор! Дважды приходили люди, которые не думали, что 39 кг, это так много. Дважды привозили на обмен четырёхтактные пятёрки (я искал подарок брату) без документов. Это при том, что я особо оговаривал обязательность наличия оных. Один раз человек вообще не пришёл на встречу, которая была подтверждена пол часа назад. И, наконец, за мотором приехали люди из Саратова и купили его. Из Саратова! В Воронеж! За четырёхтактной десяткой! Более пятисот километров! Обалдеть! Но, как бы то ни было, а надо было думать о другом комплекте.
С лодкой, кстати, тоже получилось достаточно интересно. Она уехала в Питер, на свою родину. Так же, как в 2012-ом году прибыла из Питера в Воронеж — с транспортной компанией. Причём, как я понял из разговора с покупателем, ему на моё объявление указали на заводе, где эти лодки выпускаются. На память остались у меня вёсла. Их не имело смысла пересылать, так как они не складные и здорово увеличили бы длину груза и стоимость пересылки.
Искания и покупка корпуса
Итак, остался я без плавсредства. Состояние непривычное и неприятное. Надо было что-то делать. И по старой глупой привычке я стал думать.
В первую очередь, следовало определить бюджет, который станет естественным ограничителем высоты полёта фантазий. А бюджет ограничивался необходимостью продолжать постройку домика в деревне. В этой ситуации логично было бы хотеть уложиться в ту сумму, за которую была продана лодка и моторы со всеми прибамбасами, а лучше бы в меньшую. Таким образом, максимальный бюджет составлял 250 тысяч рублей, а желаемый не должен был перевалить за 200. Тут понятно, хоть и не густо. Перейдём к задачам.
Чего бы хотелось...
Двухметровую каюту на 2-3 места.
Согласитесь, что весьма удобно остановиться, когда надоело ехать, залезть в лодку, стоящую на прицепе, и поспать в каюте. Согласитесь, что ещё более удобно подогнать прицеп к берегу, сбросить лодку на воду и на этом закончить установку лагеря или почти закончить. Не менее приятными становятся и сборы в обратный путь. Они, по сути, заключаются лишь в погрузке лодки на прицеп.
Длина корпуса лодки с двухметровой каютой не может быть меньше 4,6 метра. Ширина не может быть менее 1,7 метра. Ну, я так считаю. Это, понятное дело, очень мало, но и чуть-чуть носовой палубы, и немного открытого кокпита, при таких размерениях всё же останется. То есть, судно будет вполне функциональным.
При этом хотелось бы уложиться в 155 кг по массе корпуса. Чтобы, вместе с большими четырёхтактными десятками от Тохатсу или Сузуки, форсированными до 20 сил, уложиться в 200 кг. Это дало бы возможность не регистрировать комплект в ГИМС и управлять им без прав. Кроме того, небольшая масса корпуса необходима была и для выхода на глиссирование под маломощным 20-сильным мотором. И такой массы корпуса добиться было можно. Ежели, конечно, изготовить его самостоятельно, вручную. Что, опять же, и для минимизации бюджета полезно. И база для изготовления такого корпуса имелась и имеется. Оставалось только спроектировать годный корпус. Делов то...!
Пришлось собирать в кучу весь свой опыт и освежать жалкие останки своих знаний по гидродинамике, книжки читать. Вспоминать, что умные люди мне про это ещё в детстве рассказывали. Также, я собрал всю доступную мне информацию о советских алюминиевых корпусах и о современных. Не стану, конечно, здесь писать километровый трактат на эту тему. В общем, долго ли коротко, а решено было взять за основу обводы мотолодки Крым, удлинить на 30 см, доработать набор, "изваять надстройку" и т. д. и т. п. И работа закипела.
Однако в ходе этого самого кипения стало ясно, что спроектировать, изготовить и испытать корпус, а потом привести его в состояние, в котором он может быть использован на рыбалке в 2019-ом году до середины июля мы, скорее всего, не успеем. А пожертвовать одной рыбалкой, равно как и оставаться без лодки на рыбалке мне очень не хотелось. Поэтому я стал просматривать объявления на Авито. В приоритете были Южанка-2 (быть может, самый подходящий под мои задачи корпус), Воронеж-М (корпус с самыми интересными обводами), Крым-М (ужасный на волнении, но экономичный и способный устойчиво глиссировать в полном грузу с минимальным мотором). И вот...
Поскольку первым на досягаемом расстоянии появился почти новый Воронеж-М, я и купил его. Лодка в заводской комплектации, пару раз побывавшая на воде, с усиленным транцем и установленным ходовым тентом была куплена около Липецка, в Троицком, за 110 тысяч рублей.
На выездном посту сотрудник ГИБДД остановил меня, чтобы просто насладиться картиной: Паджеро Юниор, везущий Воронеж-М на прицепе. Картина и впрямь была занятной. Прицеп на пару метров длиннее, на метр выше и на 15 сантиметров шире тягача. Моська везёт слона. Давид тащит на себе Голиафа. Куда-то. Зачем-то. Жаль, что я это великолепие не заснял на дороге, с более удачного ракурса. Лень было. Поздно, домой хотелось, да ещё и погода была отвратительная. Снег и ветер. Но вот так это выглядело на выезде из гаража в селе Троицком. Надо сказать, что маленький автомобильчик с задачей справился легко, правда, я, на всякий случай, сильнее обычного нагрузил заднюю часть авто, сдвинув лодку вперёд и увеличив нагрузку на фаркоп. Впрочем, по весу всё было вполне в пределах разумного и без нарушения ПДД.
Однако лодка, это хорошо, но под неё же ещё и мотор нужен. А вот его поиски так легко не дались.
Выбор и покупка мотора
Сначала я посмотрел, что вообще в Воронеже продаётся на Авито, и узрел там точно такой же, как я продал, Suzuki DF2,5. Только года он был 2016-го и с наработкой 4 часа — новый, в общем. Сначала я не обратил на него внимания, а потом подумал, что у меня, во-первых, осталась маленькая ПВХ-шка, к которой он как раз подойдёт (в деревне на реке просто отлично будет); во-вторых, с этим мотором вот эту самую ПВХ-шку можно будет уже и продать за какие-то деньги; в-третьих, оный моторчик прекрасно будет смотреться на транце Воронежа-М в качестве резервного; в-четвёртых, он очень подойдёт для троллинга, что позволит купить в качестве основного дешёвый и легкий двухтактный мотор. И я поехал и купил этот мелкий мотор, который действительно оказался практически новым. Кроме прочего, эта покупка оказала на меня успокаивающее действие, поскольку в крайнем случае можно было один раз съездить на рыбалку либо с маленькой лодкой, либо с Воронежем и вот этим мотором. Как-то (8-9 км/ч) перемещать он его будет. Тем не менее, я начал активные поиски основного мотора на просторах Родины.
Постановка задач
Разумеется, начал я с попыток найти на просторах Интернета информацию о купленном Воронеже-М и о том, что он там как... с различными моторами. И, представьте себе, ничего не нашёл. То есть, вообще ничего, что могло бы дать мне какие-то представления о том, какой мотор надо вешать на эту лодку в моём случае. Кроме статьи 2000-го года в "Катерах и Яхтах", о том, как они на ней чуть прокатились под Нептуном-23, никакой достоверной информации я не нашёл. Из этой статьи следует, что оный Нептун выводит вышеозначенную лодку на глиссирование с четырьмя седоками и прёт аж 30 км/ч. А также то, что скорость с этим мотором от загрузки почти не зависит. То есть, с одним седоком они смогли из этого комплекта "выдавить" лишь 35 км/ч. В общем, владельцы Воронежей-М молчат, как рыбы об лёд. Такое впечатление, что их вообще в природе нету.
И тогда я обратился с вопросами, можно сказать, вообще ко всем подряд, кто имел отношение к водно-моторной технике. Оказалось, что в кругу знакомых имеется аж целых три человека, которые владели такой лодкой. Шо характерно, все они, не зная друг друга, как сговорившись, твердили одно: "Для этого корпуса 30-и сил мало. Ставь сороковку, а лучше полтинник, иначе будешь разочарован." Что любопытно, все они ходили на этой лодке почему-то именно под двухтактными моторами Suzuki DT30. Вот такое любопытное совпадение. Все они говорят, что тридцатка не разгоняет эту лодку и не выводит на глиссирование в полном грузу. Повода им не верить у меня нет. Повода не верить данным журнала "КиЯ" у меня тоже нет. Следовательно, я не буду верить вообще никому. Ну, коль мнения высказываются противоположные и в недостаточном количестве. А верить я буду собственному опыту и здравому смыслу.
Собственный опыт и здравый смысл говорят мне, что плоскодонный (4 градуса на транце) корпус массой 200 кг в полном грузу (400 кг нагрузки) кое-как на глиссирование вытолкнет даже четырёхтактный мотор мощностью 25 лошадиных сил, не говоря уж о двухтактном. Причём, вытянуть должны и малообъёмные моторы, которые по 430 кубиков, а не только полулитровые. Двадцатка в полном грузу дальше переходного режима, даже с самым грузовым винтом, может и не продвинуться. С парой пассажиров на борту, разумеется, и двадцатка потянет, но этого нам мало. Следовательно, нижнюю планку мы ставим в 25 лошадиных сил, а верхняя установлена заводом изготовителем, и это 40 сил. Ну а с бюджетом и того проще. В идеале надо бы уложиться в 90 тысяч, но и 140 не испугают. И что же у нас есть за эти деньги?
В магазине — ничего. Кроме, разумеется, китайцев, которые мне не нравятся никакие. Значит, смотрим подержанные моторы на Авито. Ну а где ещё? Нет, на форумах я тоже поглядывал, но видел там только то, что уже успел узреть на Авито. Правда, местами, по более реальной цене. В общем, что и как делать, совершенно понятно. Осталось понять, что же мы, собственно, ищем. Сейчас поймём.
Какими бывают моторы (кто в теме, тот пропускает эту главу)
Прежде всего, они бывают двухтактными и четырёхтактными (о дизелях мы здесь говорить не будем). Четырёхтактные моторы значительно более дороги, сложны и тяжелы. Но они значительно более экономичны и обладают гораздо большим моторесурсом. Кроме того, они гораздо менее шумны, выдают меньше вибраций и не требуют добавления масла в бензин. В общем, четырёхтактный мотор, это именно то, чего хотелось бы. Вопрос лишь в том, что на него пока не выделен достаточный бюджет.
Двухтактные бывают с предварительным приготовлением смеси (когда масло заливают в бензин вручную) и с автомиксом (когда на моторе есть отдельный масляный бак, из которого масло в топливо подаётся автоматически). На тему автомикса существуют различные вариации, но мы о них говорить не будем, ибо в указанные рамки по деньгам попадают лишь моторы с обычным автомиксом, Ямахи и Сузуки. Ну, это, если, конечно, говорить о "живых" моторах приемлемого возраста. Безусловно, моторы с автомиксом удобнее, так как не надо вручную отмерять и заливать в бензин масло. Они более экономичны, так как расходуют меньше и масла, и бензина. И они, если говорить о трёхцилиндровых моделях, работают мягче и тише своих двухцилиндровых собратьев. Единственный минус моторов с автомиксом, это их большая сложность и, соответственно, несколько меньшая надёжность и дороговизна ремонта. Но это всё весьма условно. Схема эта давно отработана и весьма надёжна.
А вот то, в каких комплектациях выпускаются лодочные моторы, удобнее будет представить в виде списка.
- Румпельные без генератора.
Самый бюджетный вариант. Плюс в том, что нет ничего "лишнего". Ломаться практически нечему. - Румпельные с генератором.
Как правило, это довольно дохлое устройство, обеспечивающее нормально лишь работу ходовых огней. - Румпельные с электрозапуском.
Эти уже имеют электрический стартер, работают с аккумулятором и снабжены достаточно мощным, чтобы заряжать батарею, генератором. - Румпельные с гидроподъёмом.
И тут может быть два варианта. Этот самый гидроподъём может быть рассчитан лишь на подъём и опускание мотора в статике и на малых скоростях, при подходе и отходе от берега (в этом случае говорят о гидропомощнике (TILT). А может быть рассчитан на регулировку угла наклона мотора, в том числе, во время движения на любых скоростях (TRIM). Разумеется, эти моторы, также, снабжены генератором, электрическим стартером и аккумулятором. Последний не входит в комплекты поставок лодочных моторов и покупается отдельно. - Моторы с дистанционным управлением.
Это моторы, которые управляются посредством руля и устройства (контроллера, соединённого с мотором проводами и тросами), обеспечивающего переключение передач, пуск и остановку двигателя, а также управление подъёмом и опусканием мотора, ежели таковое имеется. Моторы с дистанционным управлением тоже могут иметь различную комплектацию, как и румпельные. Могут быть без стартера и без трима. Также, существуют модели, на которых может быть организовано двойное управление, и дистанционно, и румпелем.
Соответственно, чем больше всяческих "плюшек", тем удобнее пользоваться и, разумеется, тем дороже мотор при покупке. Понятно, что хочется удобств. А это и дистанционка, и трим, и вообще всё, что только бывает. Но налицо микроскопический бюджет, а посему в приоритете не столько удобства, сколько состояние, наработка и год выпуска. Хотя понятно, что дистанционное управление двигателем, это очень и очень желательно для такой лодки. В этой ситуации сэкономить можно, купив мотор с румпельным управлением, чтобы потом приобрести к нему недорогой комплект для организации дистанционного управления. Ну, пусть не будет там стартера. Не до жиру. Но перейдём уже к ценам.
Подержанные моторы до 140 тысяч рублей
Моторы из Японии я отмёл довольно быстро. Во-первых, и это главное, у меня нет надёжного поставщика, в котором я был бы уверен, а те, к кому я обращался, мою проверку не прошли. Во-вторых, соотношение года выпуска и цены у этих моторов мне не нравится. В-третьих, что тоже важно, они, по большей части, в солёной воде эксплуатировались. А это негативно влияет и на ресурс, и на ремонтопригодность. В общем, ну их, эти моторы.
А что же есть здесь? Начнём с четырёхтактных. Четырёхтактный мотор мощностью 25 сил за эти деньги, это какая-нибудь Ямаха или даже Хонда 2000-2005 годов с дистанцией или без. Цены на живые экземпляры начинаются со 100 тысяч рублей. В обозримом пространстве из таких была видавшая виды, но ещё рабочая Хонда с электрозапуском и без дистанции. Были и иные варианты, но за ними надо было уже куда-то ехать. А кто знает, что увидишь, когда приедешь?
Четырёхтактная тридцатка, бывшая, по свидетельству уважаемых людей, в живом состоянии, попалась мне только раз. Это была Хонда с дистанционкой из Японии, но с малой наработкой, проверенная, отревизированная и настроенная, отходившая здесь один сезон. 1999-ый год. 130 тысяч рублей. Плюс пересылка ещё. Не решился я. Может быть, зря. Может быть, не зря. Вопрос в том, насколько надёжен и ликвиден такой мотор. Его же, скорее всего, продавать придётся через год, чтобы поставить новый. Попадались и другие древние тридцатки, но они все были далеко, а узнать о них через знакомых не представлялось возможным. Попадались в пределах 140-а тысяч и сороковки четырёхтактные. Но, скорее всего, это был уже хлам.
В общем, надежды купить живой четырёхтактный мотор было мало. Да и мотор мощностью 25 сил, который можно было, постаравшись, заполучить, это минимально допустимый для установки на Воронеж-М мотор, а хотелось бы помощнее и посвежее. Поэтому, конечно, я больше смотрел на двухтактные моторы.
Двухтактный 25-сильный мотор, в отличном состоянии и не слишком древний, можно было обрести уже за 70 тысяч рублей. А за 80 он был бы ещё и с дистанционкой. А за 90 он бы уже назывался Ямаха. А за 100-110 он был бы ещё и практически новым. И в этом же ценовом диапазоне находились малообъёмные (430 кубов) Ямахи с автомиксом.
Японские двухтактные тридцатки тоже с запасом влезали в имеющийся бюджет. Можно говорить о разнице тысяч в десять с 25-сильными моторами. Но ведь хотелось-то сорок сил на транце видеть, чтобы запас по мощности был.
Идеальным вариантом здесь (сороковка, в смысле) виделась Yamaha VEOS. Трёхцилиндровый мотор с автомиксом. Но в живом виде мне такой мотор никак не хотел попадаться. Как и аналогичный Suzuki. Ну а двухцилиндровых двухтактных сороковок за эти деньги было предостаточно. Начиная от 120 тысяч можно было добыть достаточно свежий (до 10 лет) мотор с дистанцией и электростартером. Даже Ямахи за эти деньги уже попадались. Но хотелось чего-то... В общем, хотелось либо сэкономить и потратить на мотор минимум денег, либо уже найти свежую сороковку.
Покупка мотора
Потратив изрядное количество сил и времени на поиск мотора по всей стране на Авито, а также на осмотр полутора десятков всяких моторов, предлагаемых в Воронеже и вокруг оного, я уже, было, склонялся к покупке румпельного Suzuki DT30. Ну а почему нет? 2012 год, смешная наработка, прекрасный внешний вид. Цена — 85 тысяч рублей. Единственный недостаток — нет бака и бензинового шланга. Ну так ведь то в цену заложено. И я уже договорился о покупке, но пришлось отменить сделку ввиду необходимости срочно уехать на несколько дней. А пока я ездил, в продаже появился он...
Это был очередной (два таких же "мототрупа" я уже посмотрел) Tohatsu M40C с дистанционным управлением и электрозапуском. Но мотор был совсем свежий, 2015 года и, по словам продавца, с наработкой не более 20 моточасов, то есть, практически новый. Цена была заявлена 120 тысяч рублей. Поехал я и посмотрел на этот мотор. Он оказался действительно новым. Сторговался я на червонец и запасной винт в придачу, да и купил этот мотор, сочтя предложение вполне выгодным. Собственно, и времени на дальнейшие поиски у меня не было, так что...
Однако моторчик этот пользуется по ряду причин дурной репутацией. Это, по сути, форсированная двухцилиндровая полулитровая тридцатка. При этом, у неё более могучий, как у обычной сороковки, дейдвуд (нога) и редуктор, винт большего диаметра. Обычные моторы мощностью 40 сил имеют объём порядка 700 кубиков и, разумеется, чем меньше литровая мощность, тем более надёжен мотор. Ведь большая мощность на малом объёме достигается за счёт увеличения числа оборотов двигателя. Это, конечно, не есть хорошо для надёжности. В частности, народ катит бочку на систему охлаждения этих моторов. И, насколько я понял, проблема перегрева действительно была в ранних версиях, но, вроде бы, ещё в 2007 году она была устранена. Кроме того, полагаю, слабость конструкции, в данном конкретном случае, будет компенсирована новизной агрегата. Этот мотор втрое младше Ямахи, которая могла быть куплена за эти деньги, а наработка у него меньше раз в 20-30. При этом, сделан он в самой Японии. Но есть и чисто технические моменты.
Не стану вдаваться в детали, но, по идее, на Воронеже-М в моих основных режимах эксплуатации этот мотор должен выдать очень хороший результат по экономичности. Причём, и в сравнении с полноразмерными сороковками, и в сравнении с тридцатками аналогичного объёма. Проигрывать он будет полноразмерным собратьям лишь в максимальной скорости и во времени выхода на глиссирование. Особенно заметно это будет при полной загрузке. Но на полном газе я даже и на десятке никогда не ходил, а с максимальной загрузкой я только два раза в сезон хожу, когда перевожу шмотки в начале и в конце рыбалки. В общем, я так думаю, что лично для меня в покупке этого мотора больше плюсов, чем минусов. Время покажет, прав я или нет. И уже скоро. Подождём. А пока — лирическое отступление.
О моторах Johnson и Evinrude (Джонсон и Эвинруд)
Было бы странно промолчать об этих моторах. Они же есть и весьма интересны. Речь будет вестись, разумеется, не о четырёхтактных моторах, копиях Сузуки, и не о современных моторах E-TEC, а о более древних конструкциях. В сторону E-TEC даже смотреть бюджет не позволял, да и не знаю я про них ничего почти.
А вот старые (до 2007 года выпуска) Джонсоны и Эвинруды производят просто монументальное впечатление. Что американские, что бельгийские. У них солидные кубатуры и могучие, брутальные даже, конструкции просто всего. Разумеется, массы этих моторов тоже солидные. Сломать такой мотор, полагаю, довольно сложно. Судя по всему, они весьма надёжны. Эти моторы, как и японские, бывают простейшими двухцилиндровыми и трёхцилиндровыми с автомиксом. Бывают румпельные и с дистанционным управлением.
И я находил такие моторы (разные — и 30, и 35, и 40 сил, с дистанцией и румпельные) в отличном состоянии, но как-то просто физически не складывалось купить. Последнее, что я пытался купить из этой "оперы", был двухцилиндровый Джонсон 40 с дистанцией, электростартером и даже тримом. Но продавец был настолько странным и вёл себя настолько глупо и неприлично, что я отказался от сделки. Не судьба, видать, мне владеть американским мотором. Ну да и ладно, не так уж и выгодно ими владеть. Хотя, если честно, то нравятся они мне больше японских.
Недостатками Моторов Джонсон и Эвинруд мне видятся сложности с добыванием информации о ремонте, сложности с добыванием запчастей, дороговизна запчастей и сложности с сервисом. Мало кто из ремонтников их хорошо знает. Какой бы надёжной техника ни была, она всё равно иногда ломается. Так что, может быть, и хорошо, что я не купил такой мотор. Не знаю. Но походить под ним было бы, конечно, интересно.
И на этом можно было бы завершить повествование, но осталось сказать самое главное, что имею сказать о поиске подержанного лодочного мотора. Как всегда, сладкое — на десерт.
Методика поиска лодочного мотора
Расскажу, как это делал я сам. Без обобщений, но с пояснениями того, почему я делал именно так, а не иначе. Может быть, вам это пригодится. Говорить буду лишь о поиске на Авито, поскольку, во-первых, этот сайт является основным инструментом поиска в наших краях, во-вторых, потому, что с форумами всё много проще.
Основных проблем в поиске у меня было две: отсеять объявления мошенников (об этом поговорим отдельно) и проблема семантического характера. Дело в том, что люди (подавляющее большинство) пишут объявления так, что даже просто понять, что именно продаётся, из заголовка и основной фотографии невозможно вообще. То есть, в самом прямом смысле. Из этого вытекает два следствия. Во-первых, чтобы понять, что же всё-таки продаётся, почти каждое объявление, которое может оказаться подходящим, необходимо открыть, а их очень много. А во-вторых, на Авито, в разделе "Водный транспорт" нет подраздела "Лодочные моторы", поэтому просматривать приходится весь раздел, ограничив поиск лишь какими-то ценовыми рамками. Там есть ещё строка "Поиск по объявлениям" в красной рамке, куда можно ввести ключевые слова. Но в нашем случае туда ввести нечего, поскольку написать могут и "мотор", и "двигатель", и "ПЛМ", и т. д. Причём, в заголовке могут написать и "лодка", и "катер", и "комплект", и что-нибудь ещё, а в тексте написать, что мотор и корпус продаются отдельно. А могут и не написать. И в этом случае вам придётся либо писать письмо, либо звонить, чтобы это выяснить.
В общем, поиски подходящего подержанного мотора в Интернете, как и поиски автомобиля, занимают много времени. Дело в том, что поиск, если вы хотите заполучить интересное соотношение цены и качества, стоит вести не только там, где вы проживаете, а по всей стране или на каком-то таком удалении от места вашей дислокации, куда вы готовы добраться, ежели вдруг... Также, стоит обратить внимание на те регионы, где у вас найдётся доверенное лицо, каковое может посмотреть мотор и организовать сделку и отправку.
Я же ввёл, попытавшись сначала ограничивать поиск с помощью ключевых слов, лишь нижнее и верхнее ограничение по цене. Пятьдесят и триста тысяч соответственно. В иных вариантах часть объявлений терялась из-за введённых мною ограничений. А поиск вёл либо по всей стране, просматривая всё подряд, что могло подойти, либо, выбирая (вверху образуется список ссылок на регионы) и просматривая по очереди лишь те регионы, которые мне интересны. В первом варианте попадается много необычных названий населённых пунктов. Было любопытно узнавать, где они находятся. Эдакий ликбез по географии родной страны. Но это про сам поиск, а надо же ещё сохранять найденные интересные объявления. Поговорим об этом.
На Авито есть возможность сохранять объявления в избранном. Для этого под заголовком каждого объявления есть кнопка "Добавить в избранное". Но это неудобно, поскольку объявлений хранится много. Лучше хранить ссылки в закладках браузера. Я сделал себе там вкладку "Моторы", в ней вкладки "Четырёхтактные", "Двухтактные", "С автомиксом", "Джонсон" и т. д. Тут уж каждый сам решит, что ему нужно. А в тексте закладок я писал всякие пояснения и количеством восклицательных знаков перед текстом обозначал степень важности объявления. Те, по которым звонил, обозначал плюсами, а те, по которым писал продавцам письма, обозначал треугольными скобками. Переписка в Авито сохраняется, а для остальных записей у меня был отдельный текстовый файл, где я делал всяческие пометки.
Скажу пару слов о том, как именно я искал. Я настроил поиск и сохранил закладку в самом верху во вкладке "Моторы". Как только у меня появлялась свободная минута, я входил в закладки и открывал по сохранённой закладке Авито, просматривал новые объявления, сохранял интересующие, писал продавцам письма с вопросами или даже звонил по телефону, если объявление очень нравилось. Рассылку я настраивать не стал. Во-первых, по моим наблюдениям, она приходит с опозданием. Во-вторых, для меня это просто не имело смысла, поскольку за компьютером я провожу довольно много времени. Открыл, просмотрел...
Тот факт, что я купил мотор в Воронеже — чистая случайность. До этого были варианты и в области, и в Липецке, и в Москве, и в Питере, и в Нижнем, куда я ездил за машиной. Но покупки в других городах не состоялись. По самым разным причинам, включая даже "лень мне сейчас ехать". А хорошие моторы по реальным ценам продаются быстро. Это тоже надо иметь в виду. Например, мотор, который я в итоге купил, был куплен именно мною лишь постольку, поскольку я позвонил и приехал первым. Но перейдём уже к отсеву объявлений мошенников. Это, наверное, самое важное во всей статье.
Особенности поиска подержанного лодочного мотора в России — о мошенниках
Объявлений мошенников о продаже лодочных моторов необыкновенно много. Их количество просто поражает! Это явилось для меня неожиданностью. В автомобильной тематике доля объявлений мошенников всё-таки несколько меньше.
Я бы разделил объявления и соответствующие им тактики мошенников на три типа: объявления для алчного тупого быдла, объявления для лохов-халявщиков и объявления для всех остальных.
Объявления для быдла, это мотор в пол цены и несколько слов в объявлении. По телефону общаются грубо. Буквально требуют задаток, если хочешь забрать мотор. Ведь за ним уже, вроде как, едут покупатели, сжимая в руке наличность и мелко дрожа от счастья. Ещё бы — такая цена! И потому, кто первый внесёт хотя бы задаток, тот и получит мотор. Также, мотор может быть в Липецке, а телефонный номер из объявления может оказаться зарегистрированным в бассейне реки Тунгуски. А продавец, как правило, зарегистрирован на Авито в день подачи объявления.
Объявления для лохов-халявщиков, это уже не пол цены, но значительно дешевле средней рыночной цены. Объявление уже содержит какое-то описание и упоминается возможность доставить по России. По телефону общаются нормально, задаток сходу не требуют, а, умело усыпляя бдительность, пробуждают и подогревают желание заполучить моторчик по вот такой халявной цене. Всё — сплошь дешёвые психологические трюки. Вылавливается всё это легко, поскольку "шито белыми нитками". Никто к разговору с лохом всерьёз не готовится. Хотя, среди этих объявлений встречаются и телефоны, зарегистрированные там же, где продаётся мотор, и встречаются продавцы с какой-то историей в виде нескольких объявлений, зарегистрированные не сегодня и не вчера.
Объявления для всех остальных, это востребованная марка и модель в отличном состоянии по нормальной рыночной цене или чуть ниже. В разговоре отличить мошенника от честного человека вы сходу не сможете. Они даже картинки с различными видами мотора заранее для вас заготавливают, чтобы выслать на почту по требованию. Аккаунты на Авито у них старые и активные, телефоны соответствуют регионам. Это прекрасно подготовленные опытные в таких делах люди. Они очень тонко действуют, а от задатка поначалу всегда отказываются, как бы уступая вашим настойчивым предложениям. Выявить такого спеца можно, поймав его на противоречиях, повторяя одни и те же вопросы в разной форме несколько раз. Но далеко не факт, что мошенник ошибётся! Также, можно заметить несоответствия рассказа и того, что вы видите на картинках. Например, мошенник может сказать, что живёт в деревне, а фото могут быть сделаны на фоне индустриального пейзажа и т. п. Но такого может и не быть, а может и быть, но вы уверены, что заметите? Однако есть вариант идентифицировать мошенника почти гарантированно. Обычно, когда вы начинаете всерьёз говорить о встрече и о том, как вы послезавтра за мотором приедете, с вами перестают общаться и больше не берут трубку. Звоните с другого номера или просите кого-нибудь другого набрать, а мотор вовсю продаётся. Звоните вновь со своего — молчок, трубку не берут. Чего мошеннику без толку время на вас тратить, когда в любой момент может позвонить тот, кто перечислит задаток?
Да, чуть не забыл... Очень часто мотор мошенника якобы находится в весьма неудобном в плане возможности добраться месте. Вот, например, та же Дубна... Вроде и от Москвы относительно недалеко, но добираться до неё из этой самой Москвы весьма неприятно. И от Твери недалеко, но тоже... Это не обязательный атрибут объявления мошенника, но обращать внимание стоит, ибо частенько они так делают. Это дополнительный грузик, который будет давить вам на мозги. Он будет стимулировать вашу лень твердить вам о том, что, мол, вон, как неудобно. Перечислим дяденьке деньги, пусть лучше сам ТК отправит, чем туда тащиться. А дяденьке того и надобно. Он же умный, хитрый и опытный.
Ну, собственно, вот...
Зашёл посмотреть, а прямо под боком оно. Любуйтесь и читайте пояснения.
Не будет владелец мотора так коверкать его название. Стоимость — пол цены. Телефон — Ростовская область. Аккаунт на Авито заведён в день подачи объявления. Место неудобное для "приехать и купить". Недалеко от Воронежа, но в стороне от федеральных трасс. Выезд — через вечную пробку. "Картина маслом!" Но посмотрим на текст.
Не знаю, скопирован этот текст где-то, что наиболее вероятно, или придуман самостоятельно, но посмотрите на предпоследнее предложение. Ничего странного не видите? А я вижу. Писать о том, что мотор солёной воды не видел, жителю р. п. Хохольский, как и любому жителю Воронежской области, никогда не придёт в голову. Просто потому, что никакой солёной воды здесь нет. То есть, данное объявление — классика жанра. Можете самостоятельно отнести его к одному из названных выше типов.
А главное тут вот, что: обращая внимание на детали сразу, на этапе анализа найденных объявлений, вы сэкономите кучу времени и денег на переговорах. Ведь мошенники дают огромное количество объявлений о продаже моторов.
Это целая индустрия — вполне серьёзный бизнес для администраций тюрем. Уничтожить этот бизнес для действующей власти, в общем-то не вопрос. Вопрос в наличии такой потребности. Как видим, потребности этой нет. Значит, надобно защищаться самостоятельно. Эта надобность и была основным побудительным мотивом для написания этой статьи.
На этом мы, пожалуй, закончим.
Удачных вам покупок!
До свидания!
Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:
-
Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации
Для дальних поездок и семейных выездов у меня был совершенно чудный Додж Караван, который верой и правдой прослужил более четырёх лет. Но мысли о чём-то более внедорожном были давно. А в этом году покупка внедорожника стала насущной необходимостью.
-
Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S
Yamaha C40 была куплена мною вполне сознательно. Я знал, что хочу именно её. И знал, почему. Но прошло семь месяцев ежедневных занятий (стараюсь играть не менее часа в день), и захотелось лучшего звука.
-
Алюминиевая лодка под мотор до 15 сил. 4 метра и 50 кг веса!
Про разборные алюминиевые лодки под моторы от 5-и до 15 сил работы моего друга, Александра Ивановича Чопорова, уже писалось вот здесь и здесь. Но, во-первых, в конструкцию внесена пара изменений, которые я вам сейчас покажу.
Хомячковый рай. Уйти и потеряться:
- Ваш комментарий к статье:
- Правила комментирования:
- Все поля формы обязательны для заполнения.
- При этом Ваш e-mail не публикуется.
- Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
- Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
- Не будут опубликованы комментарии:
- нарушающие положения законодательства РФ.
- содержащие оскорбления любого вида
(личного, религиозного, национального...); - включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
- содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
- не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
- Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.
Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:
- 1604 Как бы прогноз развития авторынка на 2024 год. И о китайцах
- 1257 Нашу Усманку уничтожают. Так давайте спасём реку вместе!
- 1243 Плов Харчо! Как это? Вот и узнаете. Суп Харчо - бонусом...
- 1135 Лучшая в мире подача трески тушёной с овощами
- 0995 Как утеплить кессон/колодец для скважины из бетонных колец
- 0820 О возврате товара, купленного в Леруа Мерлен или Лемана ПРО
- 0789 Авторынок — 2023. Весёлый реквием по Бобику
- 0600 Холодец сиротский + хаш — бонусом
- 0400 Треска тушёная в сметане с луком и овощами
- 0236 Авторынок — 2022. Бобик сдох. Эпитафия.