Авторынок России — 2019. Прогноз. Краткий и скучный

Состояние больного стабильное — коматозное.
Это старая студенческая хохма В медицине стабильным состоянием пациента принято называть такое состояние, когда угроз жизни нет или нет ни ухудшения, ни улучшения состояния пациента (например, "стабильно тяжёлое состояние", это термин реаниматологов). Разумеется, состояние комы никак не может называться стабильным. Более нестабильного состояния, чем "коматозное", наверное, не существует. Но нерадивые и безграмотные студенты-медики частенько делают подобного рода ошибки в историях болезней, не понимая, что написали феерическую глупость. Ну а остальные, включая преподавателей, над ними потом потешаются, вспоминая и напоминая..
Вот и авторынок у на сейчас такой же.
Стабильно и не торопясь, но скукоживается.
В общем, побуду немного прорицателем.
Ну а что?


Авторынок России — 2019. Прогноз. Краткий и скучный

Свирепый оскал капитализма на просторах Родины становится всё страшнее. Население страны, в среднем, разумеется, становится всё богаче, и этот тренд, вопреки ожиданиям и надеждам тех, кто "не в среднем", не меняется. Не меняется и направление развития автомобильного рынка. В предыдущих прогнозах (2016-й год, 2017-й год, 2018-й год) вы можете проследить историю и уловить направления (тренды), о которых идёт речь.

Главным следствием роста (в среднем, разумеется) благосостояния граждан страны, является сокращение объёма потребительского рынка в абсолютном выражении. То есть, не в рублях (это нам вообще не интересно), а в единицах продукции. В последние пять лет, за исключением некоторых небольших "всплесков" покупательской активности, рынок подержанных автомобилей уверенно сокращается в объёме. В 2015-16-ом годах этот процесс был стремительным и удивлял, сегодня он идёт уже медленно и вполне привычен. Но давайте посмотрим на авторынок России взглядом человека, которому приходится довольно часто заниматься поиском подержанных авто.

Изменение рекомендаций по покупке подержанного авто

В прошлых прогнозах мы говорили о том, что растёт разница в цене между машинами одного года в разном техническом состоянии и с разными пробегами. К концу 2018-го года, на мой взгляд, эта разница достигла разумного предела и, приблизительно, сравнялась с разницей, которая существовала и существует в той же, например, Японии. Совершенно серьёзно считаю это следствием того, что люди уже не могут себе позволить совершать глупости. Покупатели не дают денег за автохлам, а продавцы машин в хорошем состоянии стремятся получить за них максимум возможного. Короче, нищета приводит к росту сознательности и потребительской грамотности народных масс.

Но, совершенно независимо от причин происходящего, рекомендация покупателю несколько меняется. Раньше я говорил, что лучше купить машину с минимальным среднегодовым пробегом и в идеальном состоянии, пусть и по самой высокой цене. А теперь я добавляю к этому, что вполне и даже более выгодной может оказаться и покупка автомобиля со среднестатистическим среднегодовым побегом и даже, быть может, с небольшими дефектами. Дело в том, что ценник на автомобиль в идеале со смешным пробегом сегодня может быть даже слишком высоким. Настолько высоким, что может оказаться выгоднее взять просто машину в хорошем состоянии и вложиться в её ремонт. Это надо смотреть каждый раз по факту, исходя из того, что мы видим сейчас в продаже. И вполне вероятно, что эта новая рекомендация — самое ценное, что вы сможете вынести из этой статьи, поскольку всё остальное скорее просто любопытно, чем полезно для жизни.

Пара-тройка интересных примеров и выводы

Я два месяца искал в прошлом году Hyundai Getz в хорошем состоянии. Гетц! Два месяца! При вполне достаточном бюджете. Обалдеть! Но делал я это не потому, что мне заняться было больше нечем, а потому, что в продаже их было как-то необычно мало, а те, что были, оказывались никуда не годными или страшно дорогими. Зато потом привалило счастье — одновременно нашлось их сразу три. Все в отличном состоянии и по хорошей цене. Один из продавцов страшно дорогих Гетцев снизил цену до разумной. Один Гетц, который мой клиент собирался продавать после Нового Года, решено было продать раньше. И, "в довершение всех бед", знакомые позвонили с вопросом о том, куда бы пристроить свою машинку, которая, как вы понимаете, тоже называлась Hyundai Getz. В общем, муки бесплодного поиска неожиданно сменились муками выбора. Ну, бывает...

С Фордом Фокусом была похожая история. Ну не было в Воронеже живых вторых Фокусов! Ни за какие, причём, деньги. А пересмотрел я этих Фокусов дикое количество. В итоге вместо Фокуса купили Volvo S40. Причём, аж в Старом Осколе. Наверное, это всё даже и к лучшему, но не найти в Воронеже живого второго Форда Фокуса за пару месяцев, это что-то из области ненаучной фантастики. По крайней мере, раньше было именно так. А теперь это норма жизни.

А совсем недавно я взялся найти, причём, за вполне достаточные деньги, Hyundai Solaris или Kia Rio на автомате. Их много, и поэтому я думал, что будет легко. Но пересмотрел я целую кучу Солярисов и Рио, и ни одной машины в хорошем состоянии за две недели поисков не увидел. Тут, правда, дело на два месяца не растянулось. Но только потому, что в липецкой Усмани за те же деньги нашёлся у перекупщиков аж целый Фольксваген Джетта на автомате и в прекрасном состоянии. Это, безусловно, лучше, чем Солярис или Рио. Перекупам были срочно нужны деньги для выкупа чего-то там у кого-то, поэтому ценник был неожиданно гуманным. Кстати, машина была немецкой сборки и в такой богатой комплектации, какой я никогда не видел. В общем, повезло. А то бы я, наверное, по сей час искал живой Солярис.

И для чего же приводились примеры? А для того только, чтобы проиллюстрировать причину того, почему я нынче вообще не берусь за поиски автомобиля в том случае, если буду как-то ограничен в сроках. Нет, были и совсем иные истории, когда машины находились относительно легко и быстро. Например недавно, всего за пару недель поисков, в городе Городец Нижегородской области нашёлся живой Форд Мустанг в редкой комплектации. Повезло. Но года четыре назад можно было говорить о том, что Солярис, Гетц или Фокус будет найден за две недели, а потому давайте, на всякий случай, возьмём месяц в качестве максимального срока. И реально так и было, если это была распространённая модель. Три-пять дней требовалось для изучения рынка и отсева мошеннических объявлений. Столько же — на поиск и покупку. Двух недель было даже много. А теперь можно месяцами искать машину в хорошем состоянии. Даже и в том случае, если их в продаже много. Много меньше стало нынче тех, кто продаёт живую машину. Ездят сами, пока авто в хорошем состоянии. Стандартный вопрос теперь: "Ну, допустим, продам я эту машину. А что взамен возьму? Пусть даже и добавлю ... рублей."

Жалоба одного знакомого жестянщика

В прошлой публикации на эту тему мы разбирали причины, по которым здравомыслящему человеку в автосалонах искать подержанную машину не следует. Мы выяснили, что всё мало-мальски приличное немедленно выкупается перекупщиками. За это работники автосалонов получают взятки настолько солидного размера, что это на корню убивает возможность поступления в открытую продажу машины в хорошем состоянии по нормальной цене. Кроме того, в условиях дефицита подержанных авто, перекупщики постоянно находятся в режиме ожидания и полной готовности к покупке. Очередь на подержанные машины во всех салонах имеется. Поэтому всё, что вы увидите в объявлениях автосалонов, является либо автохламом по цене автомобиля, либо автомобилем, но по космической цене. И если раньше из этого правила исключения бывали, то в последние пару лет я их не наблюдаю.

Скажу больше. Есть в Воронеже салоны, куда я машины подержанные смотреть, по возможности, не езжу. Это салоны "Фреш", это "Боравто" на улице 9 января и это "СКС-Лада". Ничего личного..., просто в этом сегодня нет ни капли здравого смысла. Ехать, заранее зная, что ничего хорошего там не увижу, как-то, на мой взгляд, неправильно. Поэтому я всячески отговариваю клиентов смотреть машину в этих салонах и соглашаюсь только в том случае, если человек настаивает на такой необходимости.

Однако между всем этим мною был упущен один любопытный момент. Как-то так вышло, что об этом я никогда не писал здесь. Вспомнить об этом меня недавно в очередной раз заставил один интересный человек, с которым я не особо дружу по причине того, что его основным занятием уже много лет является скупка, восстановление и продажа сильно пострадавших в авариях автомобилей. Мы с ним расходимся, можно сказать, идеологически. Он считает, что его деятельность позволяет людям за недорого ездить на хороших машинах. Я считаю, что, благодаря ему, по дорогам перемещаются опасные объекты весом по полторы тонны, способные в любой момент убить и собственных пассажиров, и других участников дорожного движения. Но мы тут говорим не об идеологии.

Недавно он говорил о том, что хочет сменить вид деятельности. Вместо восстановления убитого автохлама желает заняться техническим обслуживанием автомобилей и ремонтом их механической части. И нам с вами очень интересна причина, по которой он хочет сменить род занятий на склоне лет. Я-то думал, что он физически уже не в состоянии (под 60 дяденьке) кузовными работами заниматься, а оказалось, что дело совершенно не в этом. Причина в том, что весь бизнес по скупке, восстановлению и продаже автохлама подгребли под себя автосалоны. Причина в том, что купить стало почти нечего. Всё скупается представителями салонов на корню. А у них другие возможности, что в части скупки, что в области реализации готовой (слово "готовой" здесь можно понимать по-разному) продукции. И, вы поймите правильно, это не я придумал или что-то там такое где-то увидел, это слова человека, который более четверти века скупает убитый автохлам, восстанавливает и продаёт. И этот человек обратился ко мне за помощью в области легализации его нового бизнеса по ремонту и привлечения клиентов. Так что, всё вполне серьёзно. И вот вам ещё одна причина, чтобы не соваться в автосалоны.

Делаем выводов

В силу отсутствия перспективы изменения экономической ситуации в стране, нет никаких оснований предполагать какие-либо изменения на рынке подержанных автомобилей. По мере обнищания населения, продолжится медленное падение объёма рынка в единицах продукции (в количестве проданных автомобилей). Предложение по-прежнему будет бедным. Спрос, понятное дело, тоже не будет расти. Иначе говоря, будет сохраняться дефицит востребованных моделей авто в хорошем состоянии в диапазоне от 50 до 700 тысяч рублей, а всё остальное будет продаваться достаточно туго. За исключением, понятное дело, таких вариантов, как Ниссан Мурано 2012-го года с пробегом 23 тысячи километров за 1 350 тысяч рублей, который ушёл на второй день после подачи объявления.

Дорогие в содержании автомобили с мощными (свыше 250 сил) моторами, похоже, достигли минимума цен. Они просто мало кому нужны. У бедных нет денег на содержание (в покупке-то они недороги), а богатым на старой машине ездить не к лицу. Немногие готовы ежегодно отдавать 10% стоимости автомобиля в виде транспортного налога и ещё 10-20% стоимости отдавать на запчасти и ремонт. И это всё только за удовольствие перемещать свой зад с повышенной приятностью для оного на авто высшего класса. Ну, я сам-то так и делаю. Но, если честно, не будь на то желания родной жены в области комфортного перемещения вот этого самого места в дальних поездках, я бы сэкономил на содержании, купив что-нибудь попроще, чем Рэндж Ровер. Сотня в год на Рэндж, кроме бензина, уходит стабильно. Налог — 42 900 плюс запчасти и ремонт. В прошлом году, например, был куплен комплект вседорожных шин с дисками. В этом году происходит плановая замена всей пневматической подвески. Вот прямо сейчас и происходит. В общем, это всё к тому, что я знаю, о чём говорю, не по наслышке. И таких психов, которые готовы к подобным тратам на древнюю технику, не так уж много в природе. Это совершенно невыгодно. Поэтому дорогие в содержании машины стоят и будут стоить дёшево, но, несмотря на это, продаваться будут всё равно плохо.

Постепенно уходят с рынка относительно недорогие нишевые модели, коих продаётся мало. Речь о новых авто. Производители, как я и предполагал, не готовы платить за ОТТС (одобрение типа транспортного средства) бешеные деньги, которые не вернутся с прибылью. А действие старых ОТТС заканчивается. В общем, модельные линейки производителей будут сокращаться. И если вы присмотрели себе какой-нибудь, например, кабриолет, то узнавайте, до каких пор они будут продаваться в России. А то соберётесь купить, а уже нечего. Разумеется, это не касается всяческих Феррари, Ламборгини и прочих Бентли с Роллс-Ройсами, которые от 10 миллионов только начинаются. Это всё никуда не денется.

Иначе говоря, ничего нового, судя по всему, в 2019-ом году не произойдёт. Все тенденции последних трёх лет сохранятся. Лишь процессы изменения (уменьшения объёма) рынка пойдут медленнее. Но...

...это только в том случае, если слуги народа не подготовят нам какого-нибудь сюрприза. А они ведь могут. Но это уже ближе к стихийным бедствиям. То есть, спрогнозировать невозможно, но готовым быть, на всякий случай, следует.

Общие рекомендации

От рекомендаций, имеющихся в предыдущих прогнозах, не отличаются, но повторю самое важное.

При покупке подержанного автомобиля имейте запас времени на его поиск, если хотите совершить выгодную покупку. Не факт, что подходящий вариант найдётся быстро.

Ловите срочные продажи. Они случаются. Особенно, если вы ищете не слишком востребованную модель. Ждите. Никуда не торопитесь.

Не ограничивайте поиск автомобиля только окраинами своего города. Особенно в том случае, если ваш бюджет переваливает за миллион. Рынок сейчас бедный. Не факт, что у себя найдёте желаемое в разумный срок. А если не знаете, как это всё организовать, то пишите, я вам расскажу.

Также, имейте запас денег. Не факт, что те машины, которые вы видите сегодня в продаже, в состоянии ездить долго и счастливо. Пока не посмотрите, не узнаете. То есть, машин в хорошем состоянии может на момент просмотра вами объявлений просто не быть в продаже, и за них, когда они появятся, могут просить больше денег, чем за то, что вы видите сейчас. К этому разочарованию надо быть готовым и морально, и материально.

И не забывайте посещать раздел "Секреты удачных покупок". Там вы найдёте и рекомендации по поиску и переговорам, и рассказ о том, как отсеять объявления мошенников.

При продаже автомобиля следуйте рекомендациям, данным в статье "Как продать автомобиль с максимальной выгодой". Это исчерпывающие рекомендации по продаже авто на все случаи жизни.



P.S.

Совсем забыл рассказать про мошенников, дающих объявления на сайтах бесплатных объявлений и собирающих задатки. Есть у меня про них кое-что новенькое. Мошенники весьма активны, как и прежде, но у вас уже есть все средства, чтобы выявить их объявления ещё на этапе их просмотра. Читайте раздел "Секреты удачных покупок", на который я уже ссылался чуть выше. Там всё есть. Но могу предложить и нечто новое.

В случае сомнений (а некоторые мошенники действуют так тонко, что их почти невозможно раскрыть по телефону), предлагаю начать договариваться о встрече с целью посмотреть машину. В подавляющем большинстве случаев, если вы общаетесь с мошенником, к вам сразу потеряют интерес и перестанут отвечать на звонки. Проверьте звонком с другого номера. Можно самостоятельно, а можно кого-нибудь попросить. Однако метод сей работает не стопроцентно. Я однажды ездил смотреть машину, которой в природе не существует, как и названного адреса. Но в абсолютном большинстве случаев это работает. Мошеннику нет резона тратить на вас время. Он уже понял, что задаток вы предлагать не собираетесь, а за пустыми разговорами очень даже можно пропустить звонок от человека, который будет готов перевести деньги.

И, коль мы уже начали говорить о мошенниках, посмотрите вот ещё, что. В самом конце статьи "Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы" вы найдёте классификацию объявлений мошенников и способов их воздействия на людей. Там речь о лодочных моторах, но и объявления о продаже автомобилей можно разбить на такие же типы. И способы борьбы, кстати, там описаны тоже вполне себе годные.



P.P.S.

Я сейчас подумал о том, что объективных данных об общем объёме автомобильного рынка России у меня нет. А также о том, что их, вероятно, вообще ни у кого нет. Но, несмотря на эти мои думы, почему-то везде и повсеместно публикуются данные о небольшом росте объёма этого самого рынка в 2018-ом году. Ну, по крайней мере, вроде как, новых авто стали покупать чуть-чуть больше. Стало быть, старые машины, взамен которых покупаются новые, по идее, должны бы попадать на вторичный рынок. И, если рост действительно имеет место быть, они туда, таки, попадают. Иначе говоря, может быть даже и так, что общий объём вторичного рынка даже и подрос на несколько процентов в 2018 году — не знаю. Во всяком случае, я этого не вижу, хотя и понимаю, что моё "не вижу" ничего не значит. Тут цифры нужны, а не ощущения. Но..., и уж это-то я совершенно отчётливо вижу, автомобиль в нормальном состоянии найти стало очень и очень сложно. Просто муки адовы! И это потому, что машин в хорошем состоянии стало продаваться меньше, чем раньше. А нас-то с вами именно они интересуют.

Косвенно об этом свидетельствует и тот факт, что раньше люди из других городов, по большей части, интересовались всяческими редкими авто, которых вообще в природе не слишком много. Теперь же частенько интересуются вполне себе массовыми моделями. И звонят-то не только из всяческой Тьмутаракани (оттуда всегда звонили), но и из крупных городов много звонков стало. Из Новосибирска, Саратова, Волгограда... Да что там! — из Москвы и Санкт-Петербурга тоже звонят и, под медленное вылезание моих глаз на лоб, интересуются какой-нибудь, например, Тойотой Короллой, Шкодой Октавией или Фордом Фокусом каковых там, по идее, больше, чем в Воронеже должно быть. Я спрашиваю, конечно, почему в Воронеж-то они звонят. Все, как один, рассказывают историю о том, что машины интересующей модели в продаже есть, а купить нечего — один автохлам.

То есть, может быть, вопреки моим ощущениям, на российском авторынке уменьшилось количество и доля подержанных автомобилей в хорошем состоянии, а не общий объём рынка уменьшился. Может быть (в среднем, конечно) просто ухудшилось техническое состояние продаваемых автомобилей. Отсюда и сложности с поиском "ещё живых" подержанных машин, вызывающие у меня иллюзию уменьшения объёма рынка. То, что народ на запчастях и обслуживании стал больше экономить, это факт. Об этом говорят и продавцы запчастей, и ремонтники. Но, если честно, то лично мне причины проблем с поиском не так уж и важны. Важно то, что поиск усложнился. А это факт.

В общем, ещё раз...
...сегодня, при поиске авто, прежде всего, требуется терпение. Если им запастись в должных количествах, то и успех в нелёгком (теперь) деле поиска подержанной машины в хорошем состоянии вам обеспечен. Главное — не торопитесь с покупкой.



Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации

    Почему я купил Range Rover + первый опыт эксплуатации Для дальних поездок и семейных выездов у меня был совершенно чудный Додж Караван, который верой и правдой прослужил более четырёх лет. Но мысли о чём-то более внедорожном были давно. А в этом году покупка внедорожника стала насущной необходимостью.

  2. Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы

    Как я продавал, выбирал и покупал лодку и моторы Публикаций на блоге не было аж целых восемь месяцев. И некоторые читатели и подписчики пишут и даже звонят, чтобы поинтересоваться.... ..нет, конечно, не моим здоровьем! Как вы могли такое подумать? Интересуются тем, почему прекратились публикации, и когда они возобновятся.

  3. Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S

    Приключения одной гитары. Как я купил Yamaha CG182S Yamaha C40 была куплена мною вполне сознательно. Я знал, что хочу именно её. И знал, почему. Но прошло семь месяцев ежедневных занятий (стараюсь играть не менее часа в день), и захотелось лучшего звука.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:

март 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Бесплатная e-mail-рассылка

Получите 7 авторских статей
Подпишитесь прямо сейчас
Просто заполните форму

Ваше имя :
Ваш email :


  • География читателей: Прямо сейчас на блоге: